Московских улиц разноликий цвет
Москва – город архитектурных контрастов. Здесь усадьбы соседствуют с особняками, стиль модерн – с архитектурой сталинского и хрущевского периодов. Но как же объединить такое эклектичное городское пространство и создать неповторимый образ мегаполиса? На этот вопрос легко ответят московские колористы. Они ищут гармонию... в цвете. Точнее, в его грамотном использовании в архитектуре. Попробуем же проникнуть в тайны колористики современной Москвы.
Гармония... в цвете
Применение цветов в архитектуре издревле напрямую связано с природными красками той местности, где происходило строительство объекта. Для России всегда было характерно разнообразие оттенков. Поэтому европейские архитектурные течения, которые приходили в нашу страну, значительно менялись в цветовом плане.
Так, например, произошло с барокко. Если во Франции ему была присуща исключительно серая гамма, у нас он «окрасился» в красный, синий и желтый тона. То же самое случилось с классицизмом: европейским серокаменным оттенкам мы предпочли желтую охру, светло-зеленые, светло-голубые и сиренево-серые («жемчужные») цвета в сочетании с чисто-белыми архитектурными деталями.
Эти тенденции и краски вы легко отыщете в архитектуре Москвы. Здесь каждый стиль выработал свою палитру.
Так, классика предпочитала пастельный основной фон и белые цвета деталей. Сохранилось большое количество зданий, принадлежащих этому течению: Гостиный двор, МГУ на Моховой, многочисленные частные особняки.
Архитектура классицизма предполагала высветление застройки
Богатое сочетание цветов появилось на рубеже XIX–XX веков в модерне: фиолетовые, синие, голубые, розоватые, бирюзовые – любые, за исключением белого и желтого.
Сейчас Москва продолжает активно строиться, в столице возводят новые здания, которые по архитектуре и цветовому решению заметно отличаются от домов 1970–1980 годов. А что говорить об объектах начала прошлого века. Город меняется, растет, тем не менее, его образ должен быть единым и цельным.
Современные специалисты по строительству пришли к выводу, что разновременные архитектурные пласты необходимо сочетать. Для этой цели сегодня как раз используют цвет. И эта методика дает результаты! Ведь каждый, кто сейчас приезжает в Москву, отмечает, как похорошела столица за последние годы. Появились современные градостроительные комплексы, новую жизнь обрели старинные особняки и исторические памятники, свежая палитра красок высветила их московскую неповторимость.
«Мы наблюдаем возрождение многоцветия в архитектуре. Новые здания интересны не только по форме, но и по цвету. Они прекрасно вписываются в окружающий ландшафт, не перегружая его, а наоборот, придавая ему исконный московский колорит в причудливых сочетаниях архитектурных форм», – считает Юлия Михайлова, главный специалист архитектурного бюро «Арт де факто».
Чисто московский колорит
Еще в 2000 году в Первопрестольной был создан необычный Центр цвета. Задача его специалистов заключается в том, чтобы выявить и подчеркнуть цветовые характеристики каждого здания в Москве и создать в целом гармоничный городской ансамбль. Для этого всем постройкам в столице «заводят» колористический паспорт.
В паспорте содержатся все необходимые сведения об объекте, дается описание его истории и стилевых особенностей. В этот документ включен даже детальный компьютерный чертеж фасадов здания, где цвета всех архитектурных элементов (кровли, стен, цоколя, дверей, окон) обозначены специальными индексами московской палитры. Ее разработали столичные архитекторы, выделив из мировой цветовой системы NCS 500 оттенков, которые затем стали использовать для создания колорита города. В саму же международную палитру NCS* входит около 2000 цветов. Тона в NCS Index 1950 разделены на 5 групп: серые, желтые (G80Y-Y70R), красные (Y80R-R70B), синие (R80B-B70G) и зеленые (B80G-G70Y).
С помощью московской палитры в Первопрестольной уже реализованы масштабные колористические проекты. Первые улицы, выкрашенные по «концепциям», появились в самом конце 1990-х годов. Это Мясницкая, Сретенка, Долгоруковская и Новослободская. Позднее к ним присоединились Моховая, Покровка, Камергерский переулок, Бульварное и Садовое кольцо.
Каждый из этих проектов имеет свои особенности и нюансы. Например, колористика Садового кольца – совершенно особая тема. Ведь на одной из самых представительных кольцевых магистралей города соседствуют различные архитектурные строения. Поэтому для «последовательного планомерного и целостного колористического осмысления отдельных участков Садового кольца» (так сказано в концепции) использовалось ранжирование застройки – выделение зданий по размеру, массе, смысловой значимости. Кроме того, многие здания на Садовом из-за сильного загрязнения требовали высветления.
Садовое кольцо требовало пристального внимания столичных колористов
Подход к цвету в районах новостроек более сложный. Здесь необходимо комплексное колористическое планирование. «К сожалению, концепций, разработанных для новых районов, не так уж много, – рассказывает Татьяна Семенова, профессор МАРХИ, руководитель Центра цвета г. Москвы. – А ведь невозможно гармонично вписать дом в цветовое решение улицы, не зная, какие здания будут построены на ее противоположной стороне».
Я город узнаю по цвету крыш и окон
Но не одними стенами ограничивается цветовое оформление зданий. Еще одна важная составляющая – окна. В большинстве московских новостроек устанавливают пластиковые конструкции. Замену старых окон на новые из ПВХ проводят даже в исторических объектах. Такая модернизация прежде всего является энергосберегающей мерой.
«Именно ПВХ-системы – наиболее оптимальное решение с точки зрения теплоизоляции, в том числе в процессе ремонта памятников истории и архитектуры, – считает Рафик Алекперов, руководитель отдела по работе с клиентами ТД ПРОПЛЕКС (эксклюзивного поставщика ПВХ-профиля, произведенного в России по австрийским технологиям). – На мой взгляд, лучшим подтверждением этого служат примеры реконструкций знаковых объектов. В частности, наши системы установлены в Третьяковской галерее, здании Киевского вокзала, Театре на Таганке».
ПВХ-окна установлены в Третьяковской галерее, Театре на Таганке, здании Киевского вокзала
Современные окна не нарушают городской колорит, а наоборот легко в него вписываются. Ведь сегодня пластиковую раму можно оформить «под старину». Тогда светопрозрачные конструкции не выбиваются из общей цветовой гаммы определенного квартала или же целого исторического района.
«Существует немало решений, с помощью которых можно заменить оконные конструкции в историческом здании, не нарушив его внешний облик, – продолжает рассказ Рафик Алекперов (ПРОПЛЕКС). – Современные технологии позволяют изготавливать конструкции различной формы, размера и цвета, которые впишутся практически в любой исторический дизайн. Например, оконный профиль, ламинированный под дерево, органично сочетается со старинными фасадами из красного кирпича».
Кровли – тоже совершенно особый аспект цветового решения здания. И здесь Москве, к сожалению, похвастать нечем. Культура цвета крыш у нас практически не развита по причине популярности плоских кровель и высотного строительства.
Если посмотреть на «кровельную» палитру рубежа XIX–XX веков, то можно обнаружить коричневые, зеленые, серые и умбристые цвета. В 1818 году московская Комиссия для строений разрешила красить крыши только тремя цветами: «диким» (темно-серым), зеленым и красным. Черная краска, которая широко использовалась ранее, а также другие цвета были запрещены. За нарушение этого правила с архитектора и хозяина дома взыскивали штраф.
Такое внимание к крышам не случайно. Оттенок кровли может многое сказать о городе, его стиле и особенностях. Ведь первое, что мы видим из окна самолета, – это крыши домов и их цвет.
Теплый юг Италии, Франции, Испании легко отличить по терракотовым, розово-коричневым, в основном, черепичным кровлям. Англия и Шотландия – это темно-серые крыши. Азия демонстрирует цвета, практически сливающиеся с землей (оттенки соломы, бамбука, которыми кроют дома в этих странах).
Теплый юг Италии и Франции легко отличить по черепичным кровлям
В Москве сегодня оттенки крыш находятся под строгим надзором городского Центра цвета. В колористическом паспорте кровля проходит как элемент архитектуры фасада. «Основной тенденцией при выборе ее цвета остается контраст с палитрой наружных стен. Например, если кровля темная, то фасад обычно делается светлым, а детали – темными. Если крыша нейтральная, то фасад может быть более ярким, а детали – светлыми», – отмечает Александр Бородавченко, генеральный директор архитектурного бюро «Бородавченко&Гончарова».
А вот, например, медная кровля сама меняет цвет в течение 100 лет. Вначале она имеет розоватый оттенок, затем черный, а потом покрывается благородной зеленоватой патиной. И это тоже необходимо учитывать при колористическом решении фасада дома.
Итак, цветом можно подчеркнуть или разрушить гармонию застройки. Это действенный инструмент в формировании облика современного города. Сегодня мы вряд ли попадем в ситуацию, в которой оказался персонаж знаменитого фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». В нем главный герой, по ошибке попавший из Москвы в Ленинград, с полной уверенностью принял чужой жилой дом за свой.
Главной задачей тогда было введение в строй новых квадратных метров, а о колористике задумывались мало. Сейчас ситуация изменилась. К радости и гордости москвичей!
*NCS (англ. Natural Color System, естественная система цвета) – цветовая модель, предложенная Скандинавским институтом цвета (Skandinaviska Färginstitutet AB). Она основана на системе противоположных цветов и нашла широкое применение в промышленности для описания цвета продукции. Система NCS используется в 19 странах и принята в качестве стандарта для определения цвета в Швеции, Норвегии и Испании. Она также применяется Международным управлением по цвету (International Colour Authority) – ведущим учреждением, публикующем последние тенденции в дизайне интерьеров и на рынке текстиля. Для определения цвета по системе NCS издаются каталоги. Последняя редакция цветового веера содержит 1950 цветов.