СНиПы и ГОСТЫ на евроремонте: что будет со строительными нормативами


До 1 июля 2012 года Минрегион России должен поэтапно провести инвентаризацию всех строительных норм и правил  (СНиПов) и ГОСТов, обеспечивающих безопасность зданий и сооружений в обязательном порядке. Первые 25 будут пересмотрены уже в этом году. Таковы требования техрегламента, принятого в конце декабря 2009. 

Цель – адаптировать подчас устаревшие советские нормативы к современным реалиям, при этом максимально учитывая интересы европейских застройщиков, проектировщиков и архитекторов. Ведь пока международные компании, решившиеся на реализацию своих проектов на территории России, играют на чужом поле и по чужим правилам. А в монастырь, хоть и не свой, им бы хотелось приходить с общим уставом. 

Нужно ли «перетряхивать» российскую систему строительных норм и правил и приводить ее к общему знаменателю с европейскими стандартами; насколько национальные особенности нашей страны могут повлиять на процесс адаптации двух систем; и чем может обернуться для России слепое копирование еврокодов – об этом и не только корреспонденту РИА Новости рассказал заместитель министра регионального развития РФ Константин Королевский

- Константин Юрьевич, для чего вообще «препарировать» строительные нормативы России, если долгое время советские требования к безопасности зданий считались одними из самых дотошных и максимально регламентированных? 

- Ключевое слово: советские. Ведь никто и не говорит, что нужно выбросить на свалку весь предыдущий опыт: у нас, действительно, одна из лучших систем нормирования строительной отрасли в мире. Хотя бы просто потому, что она учитывает все уникальные географические особенности нашей страны. Но вместе с тем мы должны понимать – многие СНиПы и ГОСТы писались если не при царе-горохе, то уж точно не в привязке к требованиям современности. За 20-30 лет (а многие нормативы уже прожили именно такой срок) в стройке кардинальным образом поменялось многое: технологии, материалы, сроки и уровни ответственности. Задача правительства привести нормативную базу в соответствии с этими требованиями. 

- Из чего складывается эта нормативная база сейчас? 

- Как вы знаете, в 2002 году был принят федеральный закон «О техническом регулировании». В сфере стандартизации он выделил три вида нормативных документов: техрегламент, национальный стандарт и стандарт организации. Ключевые документы технического регулирования в строительстве, СНиПы, оказались за рамками установленной системы документов. Правда, формально обязательность исполнения их требований подтверждалась в скрытом виде положением статей упомянутого закона. 

В 2007 году были приняты поправки в закон «О техническом регулировании», которые добавили к уже названным трем документам своды правил, разработка и утверждение которых в строительной отрасли поручены министерству регионального развития. Их введение, однако, не означало официального восстановления легитимности СНиПов, как документов в области стандартизации.  Только принятый в конце 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» придал  СНиПам статус сводов правил, что означало включение их в общенациональную  систему стандартизации. 

Но все понимали – «срок годности» этих строительных норм и правил подходит к концу, а по некоторым направлениям «продукт» и вовсе оказался «просроченным». Назрела необходимость провести актуализацию тех СНиПов и ГОСТов, что включены в перечень документов обязательного применения. Сделать это нужно до 1 июля 2012 года. Соответствующая программа актуализации уже утверждена Минрегионом России. Первые 25 строительных норм и правил будут адаптированы к современности до конца 2010 года. 

- Что уже сделано для  гармонизации наших национальных стандартов с международными и европейскими, и в чем основная цель этого процессаонизация нужна преждеескольким причинам. Во-первых, вропейскую систему? 

- Гармонизация нужна, прежде всего, для того, чтобы абсолютно любой проектировщик - хоть из Гонконга, хоть из Захера - мог четко знать правила игры в России. К примеру, если строительная компания из Питера заказывает проект логистического центра у финских коллег, те должны четко представлять, на основании каких норм и правил возможна реализация этого проекта в России. И, наоборот, - в процессе гармонизации российские компании смогут более грамотно и достойно выходить со своими идеями на европейский и международный уровни. Да, есть нюансы. Процесс достаточно трудоемкий. Но я уверен, что подобная инвентаризация в строительной отрасли страны необходима. Мы прекрасно понимаем насколько внедрение современных норм в строительстве, тем более аккумулирующих в себе инженерный опыт передовых стран Европы, важно и актуально, в том числе и для привлечения иностранных инвестиций. Продвижение европейской системы технических норм - это действенный инструмент продвижения продукции, работ и услуг мировой стройиндустрии. К тому же повышение конкурентоспособности промышленности строительных материалов ЕС, проектных и архитектурных организаций - одна из главных официально продекларированных целей продвижения еврокодов в третьи страны. 

В настоящее время пересматривается перспективная программа национальной стандартизации в области строительства, которая была принята в 2008 году на трехлетний период, и предусматривала разработку 180 национальных стандартов. 

Программа должна обеспечить доказательную базу технических регламентов в области строительства, содействовать выполнению целевых программ развития строительного комплекса, в том числе «Доступное жилье» и «Сочи». Около 50% стандартов, включенных в нее, предусматривали работы по гармонизации с международными и европейскими стандартами. Впервые в строительном комплексе приступили к разработке идентичных европейских стандартов на методы определения свойств теплоизоляционных материалов на основе минеральной ваты, применяемых в строительстве, на битумные и битумнополимерные кровельные и гидроизоляционные материалы, на строительное стекло. Программа предусматривала продолжение работ по созданию комплекса стандартов  на сухие строительные смеси на всех видах вяжущих. Также в нее были включены стандарты, обеспечивающие энергоэффективность зданий и сооружений (устанавливающие методы определения сопротивления теплопередачи  стекла  и изделий из него, требования к фасадным теплоизоляционным системам). 

Большое внимание уделено разработке межгосударственных стандартов (более 40% программы) с целью сохранения единого нормативного поля стран-членов СНГ и обеспечения доказательной базы будущих технических регламентов ЕврАзЭС и Таможенного союза. 

В результате реализации этой программы уже сейчас более 230 стандартов в строительстве, то есть каждый третий стандарт, основаны на международных и европейских документах. 

Также начиная с 2009 года утверждена и реализуется специальная программа по разработке стандартов в области энергоэффективности, в рамках которой в 2010-2011 годов будет разработано 37 стандартов в области строительства на базе стандартов ИСО и ЕН  (энергетические и тепловые характеристики зданий, тепловая изоляция, характеристики таких элементов, как стены, стекло и стеклопакеты, окна и двери, жалюзи, инженерные системы, методы расчета и т.д.). 

- Может мы изобретаем велосипед? Почему России просто не взять за основу европейскую систему нормативов? 

- Я уже говорил, что у нас нет задачи слепо копировать европейскую систему: у нас самих есть чему поучиться. 

Во-первых, вся строительная отрасль России ориентирована на применение отечественных норм, поскольку они учитывают национальные особенности нашей страны. Во-вторых, заложенные в еврокоды принципы проектирования, классификации материалов и сред, методы расчетов и применяемые при этом коэффициенты – принципиально отличаются от российской системы технического нормирования в строительстве. 

- Чем опасно игнорирование этих самых национальных особенностей? 

- В лучшем случае - сокращением сроков эксплуатации зданий. В худшем - авариями, обрушениями. Приведу лишь один пример, демонстрирующий существенные различия и по нагрузкам на здания и сооружения. Так, в одном из Еврокодов даны величины снеговых нагрузок (в Европе максимальные нагрузки доходят до 95 кг/м²), в России минимальные нагрузки - 80 кг/м², а максимальные -  560 кг/м², что в шесть раз больше европейских нагрузок. Понятно, что в случае  прямого применения Еврокодов в России без учета этих различий при проектировании  возможны самые непредсказуемые последствия. Такие случаи  уже имели место: в   Киришах -  обрушение верхнего покрытия резервуаров  для хранения нефти, в Домодедово – полное обрушение металлоконструкций  складского высотного комплекса, на Дмитровском шоссе - обрушение несущих стоек на крытой автостоянке сети магазина «Metro». 

- С чем, на ваш взгляд, связаны эти различия? 

- В России и ЕС были сформированы и в настоящее время существуют принципиально разные школы в области изысканий, проектирования и строительства. Причем наши СНиПы, если от них не отступать при строительстве, доказали свою эффективность и обеспечили безопасность объектов в этих непростых природно-климатических условиях. Но это не означает, что точек соприкосновения нет: напротив, есть четкое понимание - как и в каком направлении двигаться. 

В настоящее время применительно к Еврокодам для стран-членов ЕС в установленном порядке зарегистрировано более 1,5 тысячи параметров, определяемых на национальном уровне. Только в Республике Беларусь при внедрении 58-ти Еврокодов было установлено 608 национальных приложений к 33-ем Еврокодам. 

Таким образом, при внедрении Еврокодов необходим период так называемой «национальной адаптации», который предусматривает не только разработку «параметров, определяемых на национальном уровне», но и проведение сравнительных расчетов, испытаний, верификацию программного обеспечения, обучение экспертов и т.д. 

Необходимо также четко понимать, что система Еврокодов не может обеспечить выполнение всех обязательных требований как в самом Европейском Союзе, так и в России. Ведь в европейской директиве по строительной продукции установлено 6 существенных требований, которые только частично (около 25% требований) могут подтверждаться при соблюдении соответствующих Еврокодов. Реализация требований по эксплуатационной безопасности, гигиене, условиям проживания, защите окружающей среды, энергоэффективности и теплозащите осуществляется прежде всего в соответствии с национальным законодательством и стандартами стран-членов ЕС. 

Общий объем десяти Еврокодов, состоящих из 58 частей, составляет почти 5 тысяч страниц. Кроме того, сами Еврокоды содержат ссылки на стандарты, устанавливающие требования на материалы, правила производства работ и т.д. (общее количество ссылочных стандартов ЕН превышает 1,5 тысячи документов). Поэтому Еврокоды необходимо рассматривать в совокупности с документами, обеспечивающими их применение. Это так называемый «пакетный» принцип применения Еврокодов на национальном уровне. 

Но я повторюсь, гармонизация европейской, международной и российской систем просто необходима. Но здесь важно не погрязнуть в деталях. Именно поэтому Минрегион России выступает за комплексный подход в этом процессе. Главное, правильно расставить приоритеты и твердо понимать: уже имеющаяся у нас нормативная база - это и есть то главное, что должно быть лишь дополнено, обновлено, систематизировано и затем интегрированно в европейскую и международную среду. 

Графика национальные особенности территории РФ в области строительства (% от общей территории страны) 

  • вечная мерзлота: 65%;
  • специфические и слабые грунты: 40%;
  • карстоопасные зоны: 30%;
  • затопления и подтопления: 80%;
  • опасные склоновые процессы: 80%;
  • сейсмоопасные зоны: 40%;
  • снеговые нагрузки: от 80 до 560 кг/кв.м для различных регионов РФ;
  • среднегодовые перепады температур: от 30 до 70 градусов для различных регионов РФ;
  • максимальные перепады температур: от 50 до 100 градусов для различных регионов РФ;
  • переходы «через ноль»: до нескольких раз в сутки.


Марина Судницкая, ноября 19, 2010 1:06 pm
За комментариями по теме и экспертным мнением оконный портал tybet.ru обратился к техническим специалистам нашего рынка. Отразятся ли и, каким образом, новые инициативы строительных норм и правил на российском рынке светопрозрачных конструкций в 2010 году и после?


Отвечает технический директор профильно-экструзионной компании Власенко Дмитрий:

Надеемся, что деньги будут выделены? Те миллиарды, что выделялись в 2003-м на реформу техрегулирования успешно "профуканы", а регламентов, как "кот наплакал" (кажется, было принято 10% от запланированого).

Надежда государства, что техрегламенты и ГОСТы будут писать за свои деньги те, кто ими пользуется (производители, строители и т.д.) полностью провалилась. Им, производителям, понравилось работать по старым ГОСТам, а если что-то не устраивает - по собственным тайным ТУ.

Ну, разве что нефтяники, энергетики и сталевары обновили и гармонизировали свои стандарты - они не бросили свои НИИ на произвол судьбы. Остальные НИИ, не имеющие поддержки монополистов, были лишены финансирования этой деятельности. А ведь раньше (до 2003) это была их вотчина и хлеб. В строительной отрасли монополистов нет. Поэтому МНСы и лаборанты в строительных НИИ живут на 10000 руб. в месяц.

Я, конечно, слышал, что ученый должен быть слегка голодным, но на зарплате дворника - далеко науку не продвинуть...А старая гвардия уходит... кто на пенсию, кто совсем. Так что, даже если деньги и найдутся, то кто писать-то будет? Критиков много - писателей мало.

Такая ситуация и породила идею перевести, и "методом обложки" внедрить евронормы. Но и на этот "неумный" и неприемлемый способ у чиновников ума не хватило. Аутентичный технический перевод тоже денег и времени требует. А переводов то нет!

Всего 3 года прошло с момента, когда Росстандарт вынудили не торговлей ГОСТами заниматься, а их популяризацией, то есть предоставлением открытой информации. На официальном сайте gost.ru отыскать нужный ГОСТ ой как не просто... А уж переводов иностранных - даже за деньги не найти.

Цитата:
Минрегион России должен до 1 июля 2012 года поэтапно провести инвентаризацию всех строительных норм и правил (СНиПов) и ГОСТов, обеспечивающих безопасность зданий и сооружений в обязательном порядке. Первые 25 будут пересмотрены уже в этом году...


За полтора месяца? Популизм!
Скорее всего, речь идет о проектах "высокой готовности", которые разрабатывались и согласовывались уже давно.
В нормальном режиме, только "госэкспертиза" уже готового и 10 раз согласованного документа занимает 3 месяца.
Кстати - экспертиза тоже денег стоит! То есть то, что государство берет с разработчика, который, допустим, за свои деньги хочет подарить государству свою работу.