Кузьма Стеклов. Пекин сегодня (81)


← пред. след. →


Первый раз я был в этом городе в 2003 году, последний – в прошлом, уже после проведения Олимпийских игр.
Пекин строится, причем строится лихорадочно. Это было связано как с тем, что в 2008 году в Пекине проходила Олимпиада, так и просто с тем, что лидерам мировой архитектуры понравилось работать по заказам в этой стране, а самим китайцам нравится и выгодно (со всех точек зрения, в том числе и имиджевой) строить новые изумительные и удивительные здания. 

Олимпийские объекты практически все видели на фотографиях – главный стадион, плавательный бассейн, многие другие. Однако, рассматривать фотографии – совсем не то, что увидеть эти же здания в «натуральном» виде. Это совершенно уникальные сооружения с самыми современными фасадами, между прочим!

В Пекине, по моему мнению, больше гостиничных мест на душу населения, чем где бы то ни было в мире. Причем гостиницы (в большинстве своем) очень пристойного уровня и по вполне вменяемым ценам (стоимость проживания даже в средненьких московских отелях неприятно поражает наших зарубежных партнеров «в самое сердце»). Где-то я слышал, что самые большие и современные отели практически всех мировых брендов (Marriott, Holiday Inn, Hyatt и прочая, и прочая, и прочая) построены именно в Пекине.

Несмотря на наличие приличного и достаточно современного аэропорта («любимое» Шереметьево и «рядом не лежало»), который мы увидели в свой первый приезд в 2003 году, в Пекине по проекту знаменитого архитектора лорда Фостера построен еще один – крупнейший в мире аэропорт площадью около 1 млн кв. м. И это, действительно, «чудо света» – даже к чемпионату мира по футболу в 2018 году мы вряд ли дождемся чего-нибудь похожего.

Самое же удивительное для меня было то, о чем мне рассказали в 2007 году, в разгар подготовки к пекинской Олимпиаде. Оказывается, в соответствии с решением местного Госсовета (которое было, к моему удивлению, выполнено) в конце того года в Пекине практически прекратили все строительные работы в городе до открытия Олимпийских игр.

Для чего? Ты не поверишь, читатель! В течение оставшегося до Олимпийских игр времени все кинулись озеленять город и улучшать его экологию (с этим, действительно, в Пекине – не очень). Говорят, что во время соревнований было страшно жарко, но воздух был почище, чем обычно. Но уже в прошлом году все вернулось «на круги своя». Пекин стоит в котловине, поэтому смог в городе просто ужасный.

Если раньше в Пекине было грязно, то сегодня – это один из самых чистых городов, которые я видел. Я, к сожалению, курю. И дважды за мной гонялся по улице специально обученный китаец, чтобы я выбросил окурок не на тротуар (я и не собирался), а в его ведро – быть может, им премию какую дают за количество собранных «бычков»? Так ведь и курить бросить можно!

Говорят, что во время самих Игр ввели совершенно драконовские штрафы по отношению к курильщикам. Представить подобное в поголовно курящем Китае я не мог. Однако, утверждают, что это – святая правда.

Пробки в Пекине и Шанхае в рабочее время чудовищные. Конечно, еще не такие, как в Москве, но в Пекине построено уже, кажется, 6 кольцевых дорог, а в Шанхае мы в какой-то момент ехали по развязке на ее 6-м уровне.

Правда, я не могу себе представить, что было бы в Москве, если бы у нас было столько же велосипедистов, как в Пекине. Причем у всех создалось впечатление, что китайские велосипедисты – как истинные буддисты – верят в свою карму (судьбу). Более беспечных ездоков нет нигде. Наших бы водителей в Китай – тут же была бы решена их демографическая проблема...

К огромному моему сожалению, в Пекине осталось очень немного старых исторических кварталов. Нет, конечно, Запретный город, десяток средневековых храмов необычайно интересны и живописны, есть так называемый Летний дворец, в котором необходимо побывать в любое время года.

Но практически нет возможности понять, как жили китайцы в этом городе сто – двести лет назад. Все старые районы в связи с масштабным строительством идут под снос. Хотя... Если честно, читатель, смотреть на скопище глиняных домиков без канализации, где живут мириады китайцев, у которых нет не только воды и бань, но и окон зачастую – вряд ли «великое удовольствие».

Хотелось бы, конечно, чтобы оставили какой-нибудь законсервированный этнографический квартал, убрав из него вонь и грязь. Может быть, и есть такой, но я просто его не видел в Пекине.

(Продолжение читайте завтра.)



При перепечатке информации обязательна активная ссылка на 
www.tybet.ru