Проблемы энергосбережения в строительной отрасли в России и использование опыта Европейского союза
Александр СПИРИДОНОВ, зав.лабораторий НИИСФ РААСН
Игорь ШУБИН, директор НИИСФ РААСН
Первый Федеральный закон, связанный с энергосбережением, в современной России был принят в 1996 г. /1/.
Как отмечается в /2/ этот закон был направлен на эффективное использование энергоресурсов, развитие их добычи и производство и использование альтернативных видов топлива, создание и использование энергоэффективных технологий, конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода энергетических ресурсов и прочих очень важных вещей. В развитие этого закона в конце 1990-х - начале 2000-х годов в РФ также был утвержден ряд государственных стандартов по энергосбережению, примерно половиной субъектов РФ были приняты региональные законы об энергосбережении, созданы центры энергоэффективности и агентства по энергосбережению, началась реализация программы по проведению энергетических обследований и подготовке энергетических паспортов предприятий, потребляющих более 6 тысяч тонн условного топлива в год.
Следует отметить, однако, что этот закон был недостаточно проработанным, а произошедший в августе 1998 года в нашей стране дефолт привел к тому, что он стал и вовсе символичным – практически ни к каким реальным действиям этот документ не привел.
Помимо этого, в последующие годы реализация политики энергосбережения в стране замедлилась и по следующим причинам:
- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" /3/ отменил обязательное соблюдение требований национальных стандартов (кроме требований по промышленной и экологической безопасности) и обязательную сертификацию продукции, в связи с чем была ослаблена возможность нормативного обеспечения и государственного влияния на энергосбережение, нормирование потребления энергоресурсов, повышение энергоэффективности выпускаемого энергопотребляющего оборудования и товаров массового спроса (только в последнюю редакцию закона №184-ФЗ было возвращено понятие «энергосбережение» в качестве показателя безопасности);
- изменения в Бюджетном и Налоговом кодексах, других законах РФ сделали неприменимыми предусмотренные ФЗ "Об энергосбережении" меры государственной поддержки потребителей и производителей топливно-энергетических ресурсов, осуществляющих мероприятия по энергосбережению;
- в результате административной реформы 2004 года была упразднена государственная функция по выработке и реализации государственной политики в области энергосбережения.
В середине нулевых годов этого века (на фоне постоянного роста стоимости углеводородного сырья, истощения его легкодоступных запасов, огромного отставания от развитых стран в эффективности использования невозобновляемых источников энергии) в России с участием Международного энергетического агентства началась работа по созданию нового документа по энергосбережению.
В результате этой достаточно сложной работы 29 ноября 2009 года был принят Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» /4/.
В этом законе - в развитие Указа Президента /5/ - была поставлена чрезвычайно сложная задача - снизить энергоемкость ВВП на 40% в период 2007 - 2020 г.г. (в скобках следует отметить, что Международное энергетическое агентство считает, что эту задачу можно решить лишь к 2028 г. /6, 7/).
Основной целью Закона являлось создание правовых, экономических и организационных основ для стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В Законе заложены меры экономического стимулирования для их неукоснительного использования при выполнении регионами, предприятиями и отдельными гражданами основных положений программ энергосбережения, в том числе:
- государственная поддержка в осуществлении инвестиционной деятельности (в частности, возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и займам);
- содействие в разработке и использовании объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность;
- поддержка региональных и муниципальных программ в области энергосбережения (ст. 27 Закона).
Одним из основных документов, разработанных в поддержку и развитие Закона №261-ФЗ, стала действующая в настоящий момент Государственная Программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», принятая распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. №2446-р /8/.
Целью этой Программы является снижение энергоемкости ВВП к 2020 году уже на 13.5%. Программа является межотраслевой, т.е. охватывает всю экономику РФ. Как видно, Программа несколько скорректировала первоначальные задачи – цифра 13.5% значительно ниже 40%. Да и более реальна, пожалуй.
Плюсами этой Программы является то, что в ее составе есть раздел "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде", предусматривающий достижение суммарной экономии первичной энергии в объеме 29,18 млн. тонн условного топлива на I этапе (2011 - 2015 годы) и 97,83 млн. тонн условного топлива за весь срок реализации Программы (2011 - 2020 годы).
Также в составе Программы имеется раздел "Стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъектах Российской Федерации", предусматривающий стимулирование реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также определение порядка предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Минусами Программы является то, что она не содержит каких-либо конкретных требований к оптимизации и повышению теплотехнических характеристик строительных конструкций, а также обеспечения оценки экономической и энергетической эффективности строительных материалов, элементов в процессе их эксплуатации и в целом жизненном цикле. К сожалению, 18 августа 2011 года распоряжением Правительства РФ №688 был отменен пункт Программы, детально прописывающий ежегодный объем финансирования каждого ее раздела. По сути, довольно удачную и достаточно грамотную программу лишили смысла. В настоящий момент и эта программа носит чисто декларативный характер.
За прошедшие 3 года в России было принято около 70 документов различного уровня, связанных с энергосбережением. Многие из них разработаны в условиях дефицита времени и нуждаются в существенной корректировке. Кроме того, во всех регионах страны разработаны так называемые «Программы энергосбережения». Однако, по оценке Государственной Думы только четверть из них признаны адекватными и обеспечивающими реальную экономию энергии. Да и финансируются эти программы довольно странно: бюджетные деньги на программы энергосбережения многих регионов в 2011 году выделены были в ноябре, когда «освоить» их не представлялось уже возможным. Некоторые из региональных программ (например, программа г. Москвы под названием «Энергосберегающее домостроение в городе Москве в 2010 – 2014 годах и на перспективу до 2020 года», принятая еще в июне 2009 г.) были ревизованы или вовсе отменены. И все же, некоторые документы, принятые за последние 3 года являются достаточно реалистичными и, можно сказать, даже прогрессивными /9 – 12/.
Основная ответственность за выполнение требований Федерального Закона об энергосбережении в области строительства была возложена на Министерство Регионального Развития, которое в очень скором времени подготовило достаточно интересный документ (Приказ Министерства регионального развития РФ от 28 мая 2010 г. N 262 "О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений"), содержащий совершенно конкретные требования к увеличению энергоэффективности зданий на период до 2020 года, в частности, ограждающих и светопрозрачных конструкций, улучшению комфортности помещений, в том числе - и за счет модернизации систем вентиляции и введения понятия «вентиляция по потребности». В частности, данный законопроект предусматривал с 2016 года увеличение сопротивления теплопередаче оконных конструкций в новых многоквартирных домах практически в 2 раза (Ro должно было увеличиться с 0.54 до 1.0 м2К/Вт в климатических условиях г.Москвы), что в обязательном порядке требовало применения в таких конструкциях новых энергосберегающих материалов - низкоэмиссионного стекла, современного поколения профилей и пр. Однако, этот документ не был одобрен Министерством Юстиции.
Через год, уже в 2011 году, в развитие Постановления Правительства РФ №18 от 25 января 2011 г. «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» /13/ был разработан новый приказ Министерства Регионального Развития №224 от 17 мая 2011 г. «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений», который в свою очередь не был согласован Министерством экономического развития РФ.
Федеральный Закон №261ФЗ /4/ определяет задачи энергосбережения во всех отраслях - транспорте, промышленном оборудовании, системах генерации и передачи энергии и пр. В этой статье мы рассматриваем только вопросы повышения энергетической эффективности в строительной отрасли. Известно /14/, что в развитых странах на строительство (включая эксплуатацию) расходуется около половины всей энергии, в развивающихся странах – примерно треть (рис.1). Это объясняется различными потребностями в быту, в частности, наличием в развитых странах большего количества бытовой техники (холодильники, кондиционеры, СВЧ печи и многое другое). В России на строительство тратится примерно 40 – 45% всей вырабатываемой энергии. Именно поэтому энергосбережение в строительной отрасли в нашей стране чрезвычайно актуально.
Рис.1. Диаграмма трат вырабатываемой энергии в развитых и развивающихся странах по отраслям промышленности
Необходимость проведения мероприятий по энергосбережению в Российской Федерации обосновывается и тем, что в период с 1917 года по 2000 год в нашей стране было построено более 2.5 миллиардов квадратных метров только жилых зданий, энергетические потери в которых не отвечают современным требованиям. Так, по данным Министерства регионального развития РФ средние затраты на отопление в жилых зданиях на всей территории России составляют 350 – 380 кВт час/кв.м в год (в 5 – 7 раз выше, чем в Германии и других странах ЕС), а в некоторых типах зданий они достигают 680 кВт час/кв.м в год. Более того, по данным Мосгосэкспертизы, несмотря на то, что в СНиП 23 02-2003 «Тепловая защита зданий» /15/ для многоэтажных зданий, проектируемых для г. Москвы был установлен предел в 95 кВт час/кв.м в год, в построенных зданиях (что было установлено неоднократными проверками зданий возведенных в 2003 – 2010 годах) затраты на отопление находились в пределах 150 – 180 кВт час/кв.м в год. С учетом постоянного роста стоимости энергоносителей такая ситуация является чрезвычайно опасной с точки зрения энергетической безопасности страны.
Примерная структура теплопотерь многоэтажного здания одной из наиболее популярных сегодня серий для климатических условий г. Москвы приведен на рис.2.
Рис. 2. Структура годовых теплопотерь 17-этажного трехсекционного типового жилого дома серии П – 44.
Видно, что основные потери в типовом многоэтажном здании приходятся на горячее водоснабжение (47%) и нагрев инфильтрующегося воздуха (31%). Именно здесь находятся основные резервы энергосбережения. Теплопотери через ограждающие конструкции (стены, окна, крышу и пр.) составляют всего 22%. Следует отметить, что эти данные приведены для уже повышенных в соответствии с /15/ требований к стенам (R - 3.13 кв.м град/Вт) и окнам (R – 0.54 кв.м град/Вт) – приведены данные для г. Москвы. Конечно, для повышения энергетической эффективности зданий старой постройки необходимо проводить утепление стен и замену светопрозрачных конструкций, теплотехнические характеристики которых существенно ниже того, что предусмотрены в современных нормативных документах /15/. Однако, для новых зданий основной резерв энергосбережения заключается в совершенствовании инженерных систем.
В соответствии с /4/ в 2009 году в ряде крупнейших городах Российской Федерации начались работы по капитальному ремонту и санации многоэтажных зданий постройки 1970-х – 1980-х годов (ответственным за эту абсолютно необходимую в условиях России работу была определена Государственная Корпорация – Фонд Содействия реформирования Жилищно-Коммунальному Хозяйству). В рамках этой программы проводилось дополнительное утепление стен, замена окон и модернизация некоторых инженерных систем. Однако, по ряду причин (выбор самых дешевых вариантов реконструкции, невозможность коренного улучшения систем отопления в домах старых серий для установки систем учета, отсутствие возможности организации систем вентиляции) эффект от этих работ был незначительным – удалось добиться снижения удельных затрат на отопление не более, чем на 10 -15%, что явно недостаточно и, к сожалению, в худшую сторону отличается от результатов санации аналогичных зданий в Германии. Представляется, что различие в эффективности связано с более продуманными и комплексными проектами реконструкции старых зданий, разработанными нашими европейскими партнерами.
В большинстве крупнейших городов России теплоносители в здания доставляются от ТЭЦ, построенных еще в советскую эпоху. Как правило, они расположены достаточно далеко от потребителей. Расстояния и изношенность сетей приводят к огромным потерям – до 40 – 50% от всей вырабатываемой энергии, направляемой на отопление зданий. Это является одним из самых главных ресурсов возможной экономии энергии в стране. В последние годы проводится довольно много работ по созданию в многоэтажных зданиях так называемых «крышных котельных». Однако, пока они используются явно недостаточно. Кроме того, в случае массового использования локальных систем отопления, образуется значительный дисбаланс на ТЭЦ, где горячая вода и пар вырабатываются одновременно с производством электроэнергии. В случае замены источника теплоносителя на локальные, имеется опасность, что горячая вода и пар будут отрицательно воздействовать на экологическую ситуацию в крупных городах.
Любая программа энергосбережения предполагает обязательный учет, контроль и возможность регулирования параметров микроклимата помещений. В многоэтажных зданиях, построенных в России до 2000 года, из-за конструктивных особенностей систем раздачи тепла. практически невозможно обеспечить возможность установки приборов учета расхода тепла, что приводит и к отсутствию реального учета поквартирного расхода тепла, а также к тому, что при замене существующих неэффективных конструкций, например, окон, на новые, из-за «перетопа» владельцы квартир просто открывают их, практически «убивая» все затраты государства на энергосбережение.
До сих пор в российском строительстве не решена проблема использования как в старых, так и во вновь строящихся зданиях современных систем вентиляции, использующих, в том числе, и рекуператоры. Во всех многоэтажных жилых зданиях в России предусмотрена система естественной вентиляции, которая или не действует вообще (все знают о встроенных холодильниках в вентиляционных каналах), или работает неэффективно (особенно, в летний период, когда имеются массовые случаи «опрокидывания» вентиляции). Это приводит как к дополнительным теплопотерям, так и к ухудшению качества воздуха в помещениях. Улучшение этой ситуации возможно только при кардинальном изменении системы проектирования.
В России за последние 20 лет налажен выпуск многих энергосберегающих конструкций и материалов, используемых в строительстве. В частности:
- практически с нуля создано производство современных светопрозрачных конструкций, объем выпуска которых превышает тот, что имеется в Германии, уступая только Китаю и США;
- запущены многие линии по выпуску теплоотражающих стекол;
- налажен массовый выпуск теплоизоляционных материалов;
- начато строительство завода по выпуску фотоэлектрических панелей;
- разработаны и производятся системы вентилируемых фасадов.
Однако, в массовом строительстве, как правило, используются самые дешевые и, соответственно, наименее энергоэффективные материалы.
В законе №261 – ФЗ предусмотрено стимулирование применения энергосберегающих мероприятий. Однако, реальные методические положения по использованию этих статей Закона до сих пор не разработаны ни на федеральном, ни на региональном уровне. Имеются некоторые нормативные документы, однако, они имеют серьезные недоработки и фактически не работают в настоящее время.
В 2012 году разработаны два основных нормативных документа, влияющих на снижение энергетических затрат в строительстве – СНиП «Строительная климатология» /16/ и СНиП «Тепловая защита зданий» /. НИИ строительной физики является основным разработчиком этих документов.
Значительным отличием России от стран Европейского Союза является наличие территорий с кардинально различными климатическими условиями, в связи с чем невозможно переносить современные технологии энергосбережения и нормативные документы в строительстве без значительной их адаптации к отечественным реалиям.
В первом документе /16/ с учетом современных климатических изменений для большинства крупных городов РФ были уточнены расчетные температуры – в среднем они были увеличены на 1 градус, что, по мнению специалистов, может привести к значительной экономии энергии на отопление зданий. В отличие от большинства европейских стран различия в климатических условиях в нашей стране огромны, что очень аккуратно следует учитывать при проектировании зданий и энергосберегающих мероприятий.
В СНиП «Тепловая защита зданий» /15/ были введены новые показатели и характеристики, уточняющие характеристики зданий и материалов при их проектировании. В частности, была введена удельная теплотехническая характеристика, учитывающая архитектурную форму и развитость здания, уточнены расчетные параметры элементов здания и его оболочки в целом. Кроме того, в этом основополагающем нормативном документе была проведена дифференциация между многоэтажными и малоэтажными зданиями – в последних имеется большая вариабельность использования теплоизоляционных материалов.
В конце прошлого века использование в развитых (да и во многих развивающихся, например, в Китае) странах нетрадиционных и альтернативных источников энергии – за счет применения тепловых насосов, ветровых генераторов, солнечных коллекторов и солнечных батарей, многих других устройств – стало в массовом строительстве совершенно обыденным делом. К сожалению, они все еще считаются какой-то экзотикой в России, хотя вполне могут быть (и должны стать!) необходимым элементом и своеобразным «локомотивом» отечественного строительства.
В частности, в России практически не используются на сегодняшний день альтернативные источники энергии – энергия Солнца, ветра, Земли. В то же время, территории, где можно их использовать для обеспечения дополнительного энергосбережения, очень велики. Так, солнечную энергию можно использовать не только на территории Южного Федерального округа, но и в Восточной Сибири (зона БАМ, Байкальский регион, многие другие территории), ветроэнергетические установки также будут эффективны в Сибири, Калмыкии, многих других регионах.
На сегодняшний день следует констатировать, что:
- в России работа по энергосбережению в строительстве ведется недостаточно продумано, ряд Федеральных законов, Постановлений Правительства, необходимых подзаконных актов разработаны в спешке и имеют многочисленные недоработки, а к разработке многих еще даже и не приступили;
- в связи с тем, что нет необходимых статистических данных для определения многих показателей энергосбережения, большинство региональных программ грешат неточностями и необъективны;
- нет разработанных программ по поддержке потребителей и производителей, выпускающих энергосберегающую продукцию;
- действующие методики по составлению энергетических паспортов зданий и проведения энергетического аудита достаточно формальны и до сегодняшнего дня практически не оказывают влияния на реальный уровень энергосбережения в стране;
- в России до сих пор нет собственной системы стандартов и Строительных Норм и Правил, которые направлены на энергосбережение. Их разработка потребует значительных средств и времени – простой перевод европейских норм не всегда возможен из-за значительных отличий в климатических условиях Европы и России. Только недавно Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) был принят план разработки нескольких стандартов, в то время как в ЕС действует около 70 нормативных документов, поддерживающих соответствующую Европейскую Директиву (Energy Performance Building Directive);
- новые технологии, направленные на энергосбережение, тяжело продвигаются в нашей стране из-за того, что продукция, изготавливаемая с их использованием, является более дорогой по сравнению с обычной;
- фактически отсутствуют квалифицированные специалисты по энергосбережению, имеющие представление о новых энергоэффективных тенденциях и технологиях и умеющие с ними работать. В Вузах отсутствуют специальные учебные программы по обучению специалистов вопросам энергосбережения, слабы школы повышения квалификаций.
В значительной степени это происходит из-за того, что Россия пытается за 2-3 года пройти тот путь, на который развитые страны затратили около 30 лет.
Пока в нашей стране нет понимания того, что решение проблемы кардинального сокращения энергетических затрат может быть только комплексным. В развитых странах довольно давно была разработана целостная идеология экономии энергии, было показано со всей очевидностью, что для успешного решения проблем энергосбережения необходим комплексный подход к нему – улучшение только одного какого-нибудь элемента не позволит кардинально снизить энергопотребление. А иногда, может привести и к дискредитации самой идеи энергосбережения /17/.
Для того, чтобы в России реально пошел процесс энергосбережения (как со стороны производителей, так и со стороны потребителей) по нашему мнению необходимо широко использовать опыт Европейских стран и, особенно, Германии, являющейся лидером в энергосбережении, при обязательной корректировке российских программ энергосбережения в строительстве в соответствии с объективными реалиями.
В частности, на наш взгляд имеются первоочередные задачи:
- необходима разработка программы, аналогичной программе ЕС «20-20-20», информация о которой уже неоднократно публиковалась в России – например /17/;
- необычайно полезным будет опыт разработки немецких федеральных законов в области энергосбережения EnEV – их применение в РФ будет очень полезным в качестве «рамочных» показателей энергоэффективности для отдельных элементов зданий и удельных тепловых нагрузок на здания различного назначения;
- следует положительным признать европейский и, особенно, немецкий опыт энергоаудита существующих зданий и энергетической экспертизы проектов, которые до сих пор выполняются в нашей стране достаточно формально;
- было бы очень важным проводить совместную оценку возможности и целесообразности применения в российских климатических условиях новых (как российских, так и европейских) разработок и технологий;
- для капитальной реконструкции зданий старой постройки в РФ (1960 – 1996 гг.) очень полезно использовать опыт Германии по санации подобных зданий в Восточной ее части создания в них современных и эффективных систем вентиляции, отопления и контроля;
- в связи с практически полным отсутствием в РФ молодых специалистов в области энергосбережения в строительстве, необходимо использовать европейский опыт подготовки специалистов в области энергосбережения, а также возможности созданного в 2011 году всемирно известным экспертом в области энергосбережения Art Rosenfeld и НИИСФ РААСН российско-американского «Rosenfeld Energy Efficiency Fund», а также Международного Энергетического Агентства (International Energy Agency).
- Федеральный закон №28-ФЗ от 03 апреля 1996 г. «Об энергосбережении»
- И.Толстов Аналитическая записка «Мониторинг законодательства РФ в области энергосбережения», май 2012
- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
- Федеральный закон №261-ФЗ от 29 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Указ Президента Российской Федерации №889 от 4 июня 2008 г. «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».
- World Energy Outlook, 2011. IEA/OECD, Paris, 2011
- И.Башмаков, В.Башмаков «Сравнение мер российской политики повышения энергетической эффективности с мерами, принятыми в развитых странах», Отчет ЦЭНЭФ, 2012
- Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. №2446-р «Государственная Программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»
- Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2010 г. № 579 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Россий¬ской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муници¬пальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1222 "О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прила¬гаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 2011 г. № 562 «Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита».
- Постановление Правительства РФ №18 от 25 января 2011 г. «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».
- А.Спиридонов «А зачем экономить энергию?», ж. Оконная и Фасадная Практика, №№2 – 3, 2008.
- СНиП 23 02-2003 «Тепловая защита зданий»
- СНиП «Строительная климатология»
- И.Шубин, А.Спиридонов «Законодательство по энергосбережению в США, Европе и России. Пути решения», «Вестник МГСУ», 3/2011, т.1, 4 - 14