Теплозащита зданий: будут ли жильцы новых домов платить за отопление больше?
Тема актуализации СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» в последнее время становиться все более актуальной. Высказываются опасения, что новая редакция документа, находящаяся на рассмотрении в Минрегионразвития РФ, предполагает снижение толщины стен на 35% по сравнению с действующими нормами. Вопросы теплозащиты зданий рассмотрел нформационно-аналитический портал SmartGrid.ru.
Соавтор действующего в настоящее время СНиП 23-02-2003 Вадим Ливчак, проработавший 12 лет руководителем отдела энергоэффективности строительства в Мосгосэкспертизе, отметил, что в актуализированном документе идет речь не об уменьшении толщины стен, а о снижении требований к их теплозащите вопреки общемировой тенденции ее повышения. Таким образом, не выполняются указ президента РФ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и постановление правительства «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». В последнем документе предусматривается уменьшение показателей годовой удельной величины расхода энергетических ресурсов в здании с января 2011 года не менее чем на 15%, с 2016 года – на 30%, и с 2020 года – на 40% по отношению к базовому уровню, который в указе президента определен данными 2007 года. Как показывают расчеты, в настоящее время достичь такого снижения теплопотребления с наименьшими затратами можно только за счет повышения теплозащиты и оптимизации автоматического регулирования подачи теплоты на отопление и вентиляцию зданий.
Соавтор действующего в настоящее время СНиП 23-02-2003 Вадим Ливчак, проработавший 12 лет руководителем отдела энергоэффективности строительства в Мосгосэкспертизе, отметил, что в актуализированном документе идет речь не об уменьшении толщины стен, а о снижении требований к их теплозащите вопреки общемировой тенденции ее повышения. Таким образом, не выполняются указ президента РФ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и постановление правительства «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». В последнем документе предусматривается уменьшение показателей годовой удельной величины расхода энергетических ресурсов в здании с января 2011 года не менее чем на 15%, с 2016 года – на 30%, и с 2020 года – на 40% по отношению к базовому уровню, который в указе президента определен данными 2007 года. Как показывают расчеты, в настоящее время достичь такого снижения теплопотребления с наименьшими затратами можно только за счет повышения теплозащиты и оптимизации автоматического регулирования подачи теплоты на отопление и вентиляцию зданий.
Для исполнения постановления правительства Минрегионразвития подготовил приказ №224 от 17.05.2011 года «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий». В нем приведены не только конкретные необходимые при строительстве и капитальном ремонте зданий энергетические показатели, но и способы их достижения. В частности, по наружным стенам, покрытиям и перекрытиям рекомендовано увеличить толщину утеплителя и минимизировать потери тепла через теплопроводные включения конструкций. Также предложено применять более энергоэффективные окна – с утепленными профилями, двухкамерными стеклопакетами и эмиссионным покрытием внутренних стекол, – которые уже освоены российской промышленностью. К тому же предполагается переход на оптимальные объемно-планировочные решения зданий в новом строительстве, для чего удельное теплопотребление домов необходимо относить к площади квартир, как это принято в действующем СНиП 23-02-2003.
Но, несмотря на то, что этот прогрессивный по содержанию приказ должен был заработать спустя 3 месяца после выхода постановления правительства РФ от 25.01.2011 года, вот уже более 15 месяцев он остается без внимания чиновников. Таким образом, необходимость повышения энергоэффективности по указу президента России четырехлетней давности и постановления правительства РФ более чем полуторалетней давности не реализуется на практике. Вместо этого к утверждению предлагается суррогат «актуализированного» СНиП – актуализированного лишь в том, что по требованиям повышения теплозащиты и энергоэффективности он уступает ныне действующему нормативному документу.
Еще один недостаток этого СНиП – предложение (вопреки действующему приказу Минрегионразвития РФ № 161 от 8 апреля 2011 года) включить в качестве нормального класса энергоэффективности дополнительный подкласс «С-». Таким образом, дома с удельным расходом тепловой энергии на отопление, до 15% превышающем базовую норму 2007 года, то есть с энергоэффективностью на 15% ниже базовой, будут относиться к нормальному классу и повышать их энергоэффективность не требуется. Более того, согласно постановлению №18 энергоэффективность должна быть повышена с 2011 года на 15% против базового уровня, но об этом в представленной редакции СНиП не упоминается. Таким образом, с выходом этих правил будет разрешено снижать энергетическую эффективность проектируемых зданий на 30% против требований правительства России. Соответственно жители домов, построенных по актуализированному СНиП, будут платить за отопление как минимум на 30% больше, чем рассчитывало руководство страны.
Как минимум – потому что в этом актуализированном СНиП есть еще один аспект, позволяющий дезавуировать требование президента и премьера о повышении энергоэффективности зданий. Если в действующей редакции СНиП 23-02-2003 удельный расход тепловой энергии за отопительный период следует относить к 1 м² отапливаемой площади пола квартир или полезной площади помещений общественного назначения (или на 1 м³ их отапливаемого объема), то в актуализированном СНиП его надо относить к объему отапливаемого здания.
Но отапливаемый объем здания определяется площадью отапливаемых этажей, измеренной в пределах внутренних поверхностей наружных ограждений. Он включает, помимо площади квартир, площадь лестнично-лифтовых узлов и внутренних стен, что вместе на 35-50% больше площади квартир. Соответственно, при делении на большую величину удельный показатель теплопотребления получится на 35-50% ниже. Но таблица нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление, приведенная в действующем СНиП к площади или объему квартир, в актуализированном СНиП не пересчитана на объем здания.
Поэтому утверждаемая редакция норм и правил позволяет, не выполняя никаких энергосберегающих решений, пересчитать теплопотребление на единицу объема здания, сравнить его с новыми (завышенными) значениями в таблице и получить на бумаге увеличение энергоэффективности на 35-50%. А если уровень этой «бумажной» энергоэффективности будет выше требуемого, то можно снизить теплозащиту проектируемого дома. Но тогда теплопотери через наружные ограждения возрастут, и расход тепловой энергии на отопление этого дома увеличится вместо 30% на 50-60%. На столько же возрастет плата населения за отопление, при этом дом по актуализированному СНиП будет считаться строением высокого класса энергоэффективности. Нужно ли нам это?
Комментарии экспертов
Председатель правления Ассоциации организаций в области энергетики, д.т.н, профессор Александр Джинчарадзе:
Безусловно, СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» является важнейшим нормативно-техническим документом и его изменения в настоящее время чрезвычайно актуальны. Однако многие позиции данного СНиПа являются необоснованными и могут привести расчеты к отрицательным результатам по энергетической эффективности. Рекомендую пройти экспертизу СНиП в НП «НОСТРОЙ».
Заместитель руководителя аппарата Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Лариса Баринова:
Национальное объединение строителей (по согласованию с Минрегионом России) софинансировало актуализацию СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» ведущей научной организацией в этой области – научно-исследовательским институтом строительной физики РААСН (НИИСФ).
Специалисты НОСТРОЙ участвовали в рассмотрении всех редакций проекта нормативного документа в процессе актуализации СНиП и его публичного обсуждения в сети интернет, в рабочих группах ТК 465 «Строительство», на научных конференциях, а также расширенном заседании научно-технического совета ОАО «НИЦ «Строительство».
По данным НИИСФ, всего поступило 328 замечаний и предложений (от 15 организаций), из них принято полностью 115 и частично 42 предложения, мотивированно отклонено 146. На окончательную редакцию проекта свода правил поступил 21 положительный отзыв. Экспертиза проекта свода правил проведена техническим комитетом №465 «Строительство» 17 августа 2011 года, получено положительное экспертное заключение.
Следует отметить, основные изменения в проекте свода правил носят методический характер, уточняют методики расчета нормируемых величин и гармонизируют методики расчета с европейскими документами, раскрывают резервы повышения энергоэффективности при проектировании зданий.
В обязательных, рекомендуемых и справочных приложениях к своду правил приведены методики расчета параметров и нормируемых показателей, таблицы расчетных характеристик материалов и примеры расчетов, указанные материалы облегчат работу проектировщиков и экспертов и расширят вариантность принятия проектных решений.
Представитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой, подведомственная структура Минрегионразвития России):
СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» был пересмотрен до августа 2012 года. Сейчас он вновь актуализируется, в него вносятся изменения. В настоящий момент поправки находятся в стадии публичного обсуждения, которое продлится два месяца. С целью проведения обсуждения изменения в СНиП направлены в Росстандарт для размещения на сайте ведомства. По итогам обсуждения они будут приняты или отклонены.
Заместитель директора экспертно-аналитического департамента фонда ЖКХ Руслан Баратов:
Поправки, предлагаемые в СНиП 23-02-2003, снижают требования по тепловой защите к ограждающим конструкциям домов. Но есть отдельный документ «Требования по энергоэффективности зданий, строений и сооружений», еще не утвержденный Минрегионом России. По проекту Минрегиона, ко вновь построенным домам, а также зданиям, прошедшим комплексный ремонт или реконструкцию, будут предъявляться требования этого документа.
Нормы по энергетической эффективности «на бумаге», в том числе по ограждающим конструкциям, могут быть завышенными. В СНиП допускается предъявлять широкий диапазон требований к ним, при этом вновь построенные дома должны иметь более высокий уровень защиты от теплопотерь. Соответственно, от того, что СНиП корректируется в сторону уменьшения нижнего предельного значения, опасности, что энергоэффективность строящихся жилых домов может быть снижена, на мой взгляд, нет.
Что касается задач, поставленных законом об энергосбережении, я не вижу большой угрозы их выполнению, если требования энергоэффективности будут иметь высокую планку в отношении ограждающих конструкций.
По моему мнению, нормы СНиП 23-02-2003 необходимо приблизить к существующим строительным технологиям. Он разрабатывался без учета многих решений, используемых в наше время.