Рынок светопрозрачных конструкций в России: итоги (1991-2011 годы) и перспективы в свете Федерального закона об энергосбережении и вступления РФ в ВТО (Часть 3)
Анализ Табл.1 позволяет сделать несколько основных выводов:
- За 20 лет (1991–2011 гг.) в России практически с нуля создана современная отрасль по проектированию, изготовлению и монтажу светопрозрачных конструкций, которая по объему производства сегодня уверенно занимает 3-е место в мире (после Китая и США).
- Российские оконные фирмы способны производить конструкции практически любой сложности – имеющееся в стране оборудование это позволяет. К сожалению, загрузка современных оконных производств в России не превышает в среднем 55%, что в негативном аспекте влияет на менталитет руководителей компаний – очень хочется загрузить производство полностью. И здесь, зачастую, нет места более дорогим энергосберегающим конструкциям.
- В связи с вышесказанным, следует отметить, что до сих пор мы не смогли переломить ситуацию, которая и на сегодня формулируется у потребителя так: «Самая главная техническая характеристика оконной (да и любой другой тоже) конструкции – цена прописью». Многие заказчики потом заливаются слезами из-за многочисленных «косяков», но сделать ничего уже нельзя – договоры мы составлять научились, да и не один суд и «разборки» успешно прошли.
- Российский оконный рынок за 20 лет развития имел как пики (2004–2007 гг.), так и спады (1999 г., 2010–2011 гг.). Однако, в 2011–2012 гг. наблюдается стагнация рынка, которая (скорее всего) распространится и до 2015 г. Рост рынка (если он и есть – некоторые эксперты говорят о 3–5%) достаточно символичен. Скорее есть не рост объемов продаж, а некоторое его снижение (естественно, в разных регионах эта ситуация сильно отличается) при увеличении средней стоимости конструкций, за счет чего и обеспечивается некоторый «рост» рынка по оценкам экспертов.
- В России имеется достаточно развитая система нормативных документов, созданная в 1998–2003 гг., которая, однако, нуждается в скорейшей актуализации. В последнее время (2010–2012 г. г.) эта работа активизировалась – в том числе, и с участием профессиональных объединений строителей и оконщиков.
- Несмотря на принятие в 2009 г. Федерального закона №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности….», потребители (в том числе и государственные) не готовы к тому, что новые оконные конструкции, соответствующие требованиям этого закона, будут обходиться несколько дороже. Большинство серьезных оконных компаний готовы выпускать конструкции, удовлетворяющие требованиям закона №261-ФЗ и соответствующих ему региональных программ по энергосбережению.
- Негативное влияние на качество имеющихся на рынке светопрозрачных конструкций имеет Федеральный закон №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в связи с тем, что основной характеристикой для выигрыша заказа по бюджетному финансированию (а оно в настоящее время очень важно для оконных компаний) является фактически исключительно цена.
- Очень позитивный момент прошедших 20 лет – ведущие отечественные архитекторы научились проектировать уникальные здания с использованием новых эффективных светопрозрачных конструкций.
- Очень негативный момент того же периода – в большинстве проектных институтов практически не осталось специалистов, которые знакомы с современными технологиями и, тем более, с возможностями новых энергосберегающих материалов и светопрозрачных и фасадных конструкций.
- Значительно изменилась структура оконного рынка (см. рис. 8–10) по сравнению с советскими временами (рис.7).
Рис.8. Структура использования различных материалов в оконных конструкциях (1997 г.). Все оконные конструкции, учтенные в рис. 8 – 10, соответствуют европейским тенденциям, деревянные конструкции учитывались только клееные
Рис.9. Структура использования различных материалов в оконных конструкциях (2007 г.)
Рис.10. Структура использования различных материалов в оконных конструкциях (2011 г.)
Приведенные выше четыре рисунка (рис. 7–10), также как и рис.12 могут вызвать (и вызовут, наверняка) достаточно много возражений. Многие считают 1990-е годы в оконном рынке уже «преданиями старины глубокой», не могут (или не хотят) вспомнить эти «благословенные» для оконных компаний времена.
Должен признаться, что мой опыт на российском оконном рынке достаточно давний (около 20 лет), да и информации скопилось довольно много. Приведенные цифры (выше и ниже) могут вызвать некоторое неприятие у ряда специалистов. Я готов обсуждать эти данные (см. введение к настоящей статье). Однако вряд ли оценки изменятся больше, чем на 10% (эта корректировка не касается общих объемов производства, приведенной на рис. 12 – там разница оценок может быть и выше).
Тем не менее, анализ рис. 7–10 позволяет мне (так как это моя информация) сделать следующие основные выводы:
- фактически сразу после начала производства современных светопрозрачных конструкций в России окна из ПВХ-профиля стали доминировать среди остальных (как и в большинстве развитых стран в связи с их меньшей стоимостью – или, мягче, «демократичностью»). Скорее всего, в 1992–1994 гг. они составляли около 100% от выпускаемых в те годы современных окон;
- использование «теплого» алюминия достаточно быстро росло до кризиса 2008 года, после чего его объем на рынке, к сожалению, значительно уменьшился;
- окна из дерева (в силу довольно высокой цены оборудования для их производства в современной комплектации и, соответственно, более дорогих конечных светопрозрачных конструкций) пока, к сожалению, не имеют широкого распространения в нашей стране. Вот здесь эксперты, которым я предварительно показывал эту статью, сказали, что в последние два года «производства деревянных окон» загружены «с утра до ночи». И что я не прав в том, что объем производства современных деревянных конструкций снижается, а, наоборот, он активно растет. Честно говоря, буду очень рад, если я ошибся. Однако, вряд ли корректировка рис. 10 составит более 3-5% в части современных деревянных оконных конструкций.
Естественно, что производство светопрозрачных конструкций в стране зависит от объемов строительства. Зависимость эта в России, однако, совсем не прямая, что видно из приведенных ниже рис. 11 и 12.
Первый из них, позаимствованный из /6/, показывает прямую связь объема жилищного строительства в РФ с ежегодной добычей нефти (как и все в нашей стране – курс доллара, инфляция, стоимость квартир, картошки и пр. – строительство напрямую зависит, оказывается, от успехов нефтяной и газовой промышленности). Этот же рисунок, как и статья, из которого он позаимствован, ставит под сомнение обещания российских властей довести объем жилищного строительства в нашей стране к 2020 году до 140 млн. кв. м в год, т.е. по 1 кв. м на существующего россиянина (этот показатель – на местного жителя, конечно, уже давно достигнут и в развитых странах, и даже в Китае, несмотря на его полуторамиллиардное население). Именно потому, что достичь ежегодных объемов добычи нефти в миллиард тонн в нашей стране невозможно, оконщикам не стоит ждать и значительного повышения заказов, на которое они, быть может, и рассчитывали, поверив обещаниям Президентов. Есть только одна надежда (боюсь, что несбыточная за отведенный мне срок на этой Земле), что размер «откатов» уменьшится в строительстве с сегодняшних 50 – 60% до «цивилизованных» 10%. А то, что это предположение явно из области грез, подтверждают слова одного из руководителей Национального антикоррупционного комитета (фамилию знаю, но не публикую – все они «одним мирром» мазаны по-моему). Он сказал, что в Российской Федерации 50% – это «всего лишь» простой «откат», а вот 60-70% – это уже «взятка». Комментариев у меня нет. Да они и не нужны, вероятно.
Кстати, при обсуждении презентации этой статьи и рис. 11 в частности с проф. В.Г.Гагариным во время конференции в Германии, Владимир Геннадьевич совершенно справедливо заметил, что отмеченная прямая связь объема жилищного строительства и объема добычи нефти в России может быть достаточно спорной. И в качестве примера привел забавную ситуацию начала прошлого века. Тогда статистическим управлением Государства Российского была обнаружена прямая зависимость между пожарами в деревнях и неурожаем. Было решено выделить дополнительные средства на противопожарные мероприятия в сельских поселениях с целью снизить потери урожаев зерновых. А на самом деле – всему виной была засуха, чем и объяснялись и пожары, и снижение урожаев.
Так вот, и зависимость, отмеченная на рис. 11, требует дальнейшего и более подробного изучения.
Рис.11. Динамика годового ввода жилья и добычи нефти в России в 1990 – 2010гг