«Алкон-Трейд-Систем»: уникальные фасадные решения здания Московской школы управления «Сколково»


В Русском павильоне на Архитектурной биеннале в Венеции в 2008 году был презентован масштабный проект московской школы управления «Сколково». Он реализуется по принципу частно-государственного партнерства в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Председателем международного попечительского совета «Сколково» является Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев.

По словам управляющего директора бизнес-школы Эмиля Пирумова, строительство будет завершено к 1 сентября 2009 года, когда здесь уже начнутся занятия для первых студентов.

«Площадь всего участка составляет 26 гектаров, тогда как сама застройка максимально сконцентрирована и занимает минимальную площадь. Это создает ощущение свободы, а также хороший вид», – отметил Э. Пирумов. Он пояснил, что площадь зданий – около 65 тыс. кв. м. «Около 30 тыс. кв. м – это площадь самого «диска», где находятся библиотека и основные помещения, 7,5 тыс. кв. м – спортивный комплекс, оборудованный по последнему слову техники. Еще здесь будут размещены гостиница и общежитие (каждый блок – на 125 номеров), а также отдельный небольшой административный корпус».

«Вся прилегающая территория, а также часть внутренней территории будут озеленены. Помимо этого, будет озеленена кровля, здесь будет создана пешеходная зона, разбиты цветники, размещены кафе. Я думаю, это будет любимым местом студентов по вечерам», – добавляет управляющий директор московской школы управления «Сколково».

Идея создания этого проекта появилась очень давно, но в такой архитектурной форме – только летом 2006 года. Тогда был проведен закрытый конкурс между тремя архитектурными бюро, и уже к августу 2006 года выбор был сделан. Победителем оказалось бюро молодого, но уже знаменитого британского архитектора Дэвида Аджайе.

Рассказывает Дэвид Аджайе:

«Нас пригласили участвовать в конкурсе вместе с Й. М. Пеем, Сантьяго Калатравой и Диксоном Джонсом. Я был самым молодым из приглашенных и никогда раньше не работал в таком крупном масштабе. Наш проект предлагает создать некоторую утопию, потому что идея образовательного кампуса – это одна из последних возможностей создать утопию. Ведь университетский кампус напоминает идеальное монашеское братство. Это идеализированный рай, а весь мир далеко-далеко. Все другие участники предложили более или менее традиционные кампусы, а я придумал такую иерархию и победил.

В определенном смысле это модернистская идея вертикального города, посаженного на круглый диск, который парит над ландшафтом. Внутри этого диска сосредоточены различные функции – скверы, площади, жилые блоки, классы и помещения для занятий спортом и отдыха. Пятно застройки занимает минимальную площадь и расположено как точка на территории. В некотором смысле это монастырь, который концептуально не столь уж и отличается от знаменитого Ля Туретт Корбюзье».

Этот проект фактически представляет собой воплощение утопических грез Казимира Малевича, рисовавшего «планиты для землянитов», – то есть дома для людей будущего. Аджайе воспользовался моделью одного из малевичевских архитектонов для кампуса школы, где должны растить правильных управленцев.

Четыре футуристических корпуса установлены под разными углами на гигантский диск-холм, внутри которого размещаются общественные пространства, – по словам автора, «как натюрморт на тарелке». Здание выглядит так, как будто в Одинцовском районе приземлился инопланетный корабль.

Дэвид Аджайе:

«Форма здания является данью идеям Малевича, перед гениальностью которого я преклоняюсь. Его творчество является ключевым для понимания истории модернизма и современности. Малевич представляет систему, которая никогда полностью не получила должной манифестации. Модернизм Малевича больше отвечает некоторой системе случайностей, построенной на скрытом порядке по отношению к среде и природе.

Другим источником вдохновения в этом проекте являются бронзовые религиозно-мифологические скульптуры йорубов в Африке. В основе этих скульптур было поверье в вознесение людей из одного мира в другой на диске. Таким образом, проект основан на смешении идей, но главное, это эксперимент по созданию утопии. 
 
В этом проекте идея заключалась в создании утопии, но в глазах моих заказчиков это понятие прежде всего ассоциировалось с традиционным университетским кампусом. Все они говорили – кампус, домик администрации, по четыре корпуса с каждой стороны, площадь, рощица, озеро и так далее. Потом они задумались – а что делать, когда столбик термометра опустится до 30 градусов ниже нуля, как переходить из одного корпуса в другой? Посыпались самые изощренные предложения, например: а что, если прорыть туннели? Все пытались решить проблему местного климата. Но зачем проецировать идею кампуса в месте, где она явно не работает? Тогда я сказал – нам нужна новая модель, новая утопия. Я никогда не смог бы придумать свой проект в одиночестве. Он возник из подобных обсуждений и дискуссий».

На вопрос, знает ли он о плачевной судьбе футуристических домов-коммун и вообще памятников конструктивизма в России, господин Аджайе говорит, что у русского конструктивизма просто не было современных технологий, чтобы воплотить свои мечты, вот поэтому они и рушатся.

Поэтому, вкладывая немалые деньги в технологии проектирования и строительства, заказчик – московская школа управления «Сколково» – максимально тщательно отнесся к выбору компании-производителя фасадов.

Договор на проектирование, производство и монтаж фасадов был заключен с компанией ЗАО «Алкон-Трейд-Систем», лидером российского рынка фасадных технологий, неоднократно подтвердившим свой европейский уровень качества.

Практический опыт, технологии и чувство прекрасного специалистов «Алкон-Трейд-Систем» позволили создать уникальные фасадные решения бизнес-школы.

Рассказывает генеральный директор ЗАО «Алкон-Трейд-Систем» Юрий Хрипин:

«С самого начала нам была поставлена нетривиальная задача – согласно общей архитектурной концепции спроектировать фасады, состоящие из огромного количества различных элементов. В числе приоритетов было создание цветового решения, которое бы полностью совпадало с эскизами Дэвида Аджайе.

Мы искали цвета методом тщательного подбора заполнений (всевозможные прозрачные, полупрозрачные и непрозрачные варианты) и в результате остановились на 10 различных оттенках цветов, причем это были эксклюзивные спецзаказы. Перед началом самих работ были смонтированы образцы в натуральную величину для фасадов корпусов А, Б, В, Г и Д.

Мы успешно справились с поставленной задачей и добились стопроцентного цветового попадания, хотя для этого пришлось проделать работу, в несколько раз превышающую привычные объемы.

Нестандартный проект повлек за собой и другие нестандартные способы изготовления и монтажа. Дело в том, что корпуса А и Б имеют горизонтальные ригели и наклонные стойки, образуя горизонтальное направление фасадов, а корпуса В и Г, наоборот, вертикальные стойки и наклонные ригели, дающие вертикальное направление. И количество этих элементов, непохожих друг на друга, превышает 1000 вариантов, причем каждый – индивидуального изготовления и в свою очередь состоит не менее чем из 15 деталей. И это только для одного корпуса! А всего их 4.

В силу того, что половину работ пришлось вести в зимний период, уже в процессе стало понятно, что невозможно делать структурное остекление. Пришлось оперативно перестраиваться и искать подходящее решение.

Поскольку главной идеей архитектора было создание абсолютно плоского фасада, мы использовали механический способ фиксации стекла с использованием сверхплоской прижимной крышки. Она не выступает за плоскость фасада и внешне имитирует структурное остекление. Таким образом, преодолев внеплановые затруднения, мы добились нужного результата и в этом.

Еще одной важной чертой архитектурного замысла Дэвида Аджайе являлось устройство так называемых фонарей «второго света» – световых колодцев на эксплуатируемой кровле огромного стилобата, служащих в качестве источника дополнительного освещения внутренних учебных помещений.

У нас в России эта идея становится популярной, однако не всем удается адекватно ее осуществить. Поэтому я считаю, что мы имеем все основания гордиться успешно выполненными 43 кровельными световыми фонарями.

Огромное внимание было уделено организации и управлению проекта, технологиям монтажа с использованием всех самых современных методов строительства фасадов. Все стадии работ приходилось осуществлять в кратчайшие сжатые сроки, но тут уж нам не привыкать. Хочешь быть лидером – успевай реагировать и работать. Если есть вызов – мы всегда готовы дать на него достойный ответ.

За это не могу не поблагодарить весь коллектив, трудящийся над проектом с первого дня, – наш коммерческий отдел, финансовый департамент, инженеров-конструкторов, отдел снабжения, производство, монтажное подразделение.

Отдельная благодарность – руководителю проекта Сергею Севастьянову, а также Степану Спиридонову, Владимиру Курченко, Юрию Панфилову, Владимиру Веселову и многим другим сотрудникам компании.

Залог наших результатов – сплоченная работа коллектива профессионалов», – резюмирует Юрий Хрипин.

Информационная справка

Объект: московская школа управления «Сколково».
Заказчик: OOO «Управляющая компания СКОЛКОВО менеджмент».
Автор проекта: Дэвид Аджайе, Adjaye Associates.
Генподрядчик: ООО «ПСП-Фарман».
Подрядчик по фасадам: ЗАО «Алкон-Трейд-Систем».

Виды работ: Устройство фасадов и фонарей «второго света».
Объем внешних работ: 27 100 кв. м.
Дата проведения работ: август 2008 – август 2009 гг.
Системы по фасадам: Schueco FW 50+ HI, FW 50+ SG, ADS 70 (Германия), U-kon (Россия).

Системы для фонарей «второго света»: Raico Term+ 56 St-I (Германия).