«Мощностей хватает». Интервью tybet.ru о российском рынке оконной фурнитуры с гендиректором MACO в России Светланой Кёся


«Мощностей хватает». Интервью tybet.ru о российском рынке оконной фурнитуры с гендиректором MACO в России Светланой Кёся

Фото: MACO. Генеральный директор MACO в России Светлана Кёся

Реклама. ООО «МАКО ФУРНИТУРА» ИНН 4028035360 Erid: 2SDnjcYhgVX

В интервью tybet.ru с генеральным директором ООО «МАКО ФУРНИТУРА» Светланой Ивановной Кёся поговорили о спросе на оконную фурнитуру в 2024 году, о возможностях российских фурнитурных заводов и работе MACO по импортозамещению, которую ведет компания в условиях изменяющегося рынка.

Светлана Ивановна, что изменилось на рынке СПК за последний год, на что Вы ориентируетесь сегодня?

– Большое влияние на объем рынка оказывают общие экономические процессы в России и в мире. Нашу экономику определяют, с одной стороны, геополитические факторы – санкционное давление, разрыв цепочек поставок с Европой, ограничение платежей с Европой, Китаем и Турцией, и, с другой стороны, – внутренняя политика России, направленная на поддержку определенных отраслей и процессов. То есть, история про рыночные механизмы, определяющие процессы в экономике, ушла в прошлое. А так как и геополитика, и внутренняя политика находятся в процессе глобальных перемен, то трудно что-либо прогнозировать.

Например, в оконной промышленности в последние годы драйвером роста было строительство нового жилья, в первую очередь благодаря государственной поддержке – льготной ипотеке. Строительный сектор, который кредитуется и зависит от государственных льгот, в случае изменения политики может сильно изменится.

Как Вы оцениваете технический потенциал российских фурнитурных заводов: оснащенность, сырье, рабочие кадры и т.д.? России по-прежнему не грозит дефицит качественной оконно-дверной фурнитуры и наплыв контрафакта?

– Российские заводы фурнитуры – это МАСО, «ФУТУРУСС» и «РОТО», но это разные предприятия с разными подходами к производству и с разными программами развития. Мы все видим, как развивается завод по производству фурнитуры «ФУТУРУСС», у них хорошая маркетинговая программа, технически дорабатывают и развивают сам продукт, наращивают объемы продаж, и это очень позитивно для российского рынка. Мы также знаем, что завод «РОТО» работает в России, но нам не известно об их намерении локализации фурнитуры и стратегии развития в России, надеемся, что у них есть долгосрочная программа развития при любых внешних вызовах.

Что касается «МАКО ФУРНИТУРА», то у нас принято решение о локализации производства продукта ЭКО в России, чтобы в случае закрытия границ, банков или пограничных переходов, мы могли автономно и независимо от головного офиса работать в России. Кроме того, мы продаем всю продуктовую линейку МАСО австрийского производства и намерены импортировать и продавать все продукты и в будущем, так же, как это делают «РОТО» и «ЗИГЕНИЯ».

Что касается стабильной работы, то можно с уверенностью сказать, что отсутствие стабильности во всех странах и регионах – это, к сожалению, наша сегодняшняя реальность. Нестабильность в Европе вызвана сильнейшим энергетическим кризисом, что привело к росту цен на электроэнергию, топливо, что, в свою очередь, привело к удорожанию всех товаров и способствовало замедлению спроса. В 2023 году произошло падение продаж в Европе.

В России мы, как и все заводы, столкнулись с дефицитом рабочей силы, проблемой импортозамещения запасных частей к оборудованию. Устойчивый дефицит на рынке труда сохраняется и в 2024 году и провоцирует повышение зарплат в борьбе за работников, а так как рост зарплат опережает производительность труда, то это выливается в рост цен на продукцию.

Несмотря на все вышеописанные сложности, на рынке на сегодняшний день нет дефицита европейской фурнитуры в основном за счет активного ввоза из Европы, рынок обеспечен высококачественной фурнитурой и ни о какой контрафактной продукции нет речи.

Монтажная линия MACO по производству угловых передач

Фото: MACO. Монтажная линия MACO по производству угловых передач

Наш рынок чувствует на себе влияние турецких и китайских поставщиков?

– На российском рынке китайских поставщиков поворотно-откидной фурнитуры, по нашей оценке, не представлено. Турецкие бренды развиваются в части ассортимента, усовершенствуют технически фурнитуру, работают в своей нише. В 2023 году роста доли турецких брендов на российском рынке, по нашему мнению, не было.

Насколько сегодня санкции мешают работе фурнитурного рынка? Где наиболее чувствительные места в импортозамещении?

– В 2023 году мы хорошо адаптировались с импортозамещением оборудования и запасных частей к ним из Китая и Турции, однако после введения 12-го пакета санкций, который включает в себя финансовые ограничения, мы в зоне турбулентности с платежами в Китай, Турцию и другие страны. Банки этих стран, в отличие от российских банков, по-прежнему интегрированы в международную торговлю с западными странами и, при необходимости, должны раскрывать информацию о совершаемых транзакциях.

А так как при каждом платеже мы указываем таможенный код товара, то санкционные коды, не зависимо от страны-производителя, оплачиваются или не оплачиваются по решению банка. В результате каждый банк стал взвешивать последствия от ведения взаиморасчетов с Россией, поскольку это может повлечь репутационные и санкционные риски, и некоторые поставщики прекратили поставки оборудования и запасных частей. Мы активно ищем другие каналы поставок. Итогом таких решений являются высокие издержки, которые, в свою очередь, приводят к повышению стоимости наших товаров.

Что касается импорта из ЕС, то он весь находится в зоне нестабильности. Геополитика остается источником риска и неопределенности на 2024 год. Эмбарго на ввоз продукции из Европы коснулось всего оборудования и запасных частей к ним, Е-фурнитуры, предназначенной для «умного дома», включающую электронику, а также шаблоны, пневмостанции и регулировочные ключи. Основной фурнитурный код пока не под эмбарго, но здесь высока вероятность существенного повышения ставки ввозной таможенной пошлины.

Поэтому вопрос импортозамещения в области производства фурнитуры стоит особенно остро.

Как вы решаете задачи обеспечения австрийскими технологиями, уникальными деталями, оборудованием? Что нового появилось на производстве MACO за минувший год?

– Наше предприятие в Калуге уже в достаточной мере владеет и использует уникальные австрийские сборочные и штамповочные технологии при производстве оконной фурнитуры европейского качества для российского рынка. Дальнейшая передача нам австрийских технологий происходит в рамках проекта локализации. Например, в конце минувшего года и в этом году мы будем ориентироваться на освоении австрийских сборочных и штамповочных технологий для производства петлевой группы на заводе в Калуге.

Мы работаем совместно с австрийскими коллегами над процессом импортозамещения оборудования и запасных частей. Частично размещаем заказы на запасные части в России, Белоруссии, частично покупаем у турецких и китайских поставщиков. Все необходимые технические характеристики получаем от австрийских коллег.

Многие отраслевики отметили двузначный рост продаж по 2023 году, превосходящий даже «довоенный» 2021-й. За счет чего так росли продажи, в частности, в MACO?

– У нас тоже был двузначный рост продаж в 2023 году, вопреки мрачному прогнозу начала года, санкционному давлению на российскую экономику и росту курса евро. В течение 2023 года мы неоднократно снижали цены в евро, в виду снижения цен на сталь в Европе, это был приятный для наших клиентов момент, способствующий увеличению продаж.

Наши продажи выросли как у прямых клиентов, так и у дилеров. Дилеры отмечали опережающий рост продаж европейской фурнитуры по сравнению с турецкой, и это было впервые за последние годы. Мы полагаем, что такая тенденция сформировалась за счет роста объемов ИЖС – здесь клиенты предъявляют высокие требования к качеству, и за счет нового строительства, где при сдаче объекта также европейская фурнитура гарантирует качество окна.

Рекомендуем прочесть: «МАСО – это стратегическая безопасность вашего бизнеса». Генеральный директор «МАКО ФУРНИТУРА» Светлана Кёся о локализации производства в России

На какой объем рынка ориентируется MACO в 2024 году?

– Для МАСО мы оцениваем объем рынка в 2024 году с ростом в комплектах +10%, рассчитываем на такой же прирост в поворотно-откидной фурнитуре. В сегменте порталов, сложных замков планируем более существенный рост – российский рынок в этих сегментах еще развивается.

Сборочная линия MACO

Фото: MACO. Сборочная линия MACO

Хватает ли для этого мощностей? Какая загрузка завода MACO на сегодняшний день?

– На данный момент мощностей хватает. Инструменты для их незначительного увеличения у нас также имеются, в том числе увеличение количества сотрудников и работа производства в 3-х сменном режиме. Завод в Калуге имеет ограничение по мощности штамповки, однако запланированный на 2024 год объем наших клиентов, мы выполним. Дальнейшее увеличение объемов производства требует инвестиций и будет рассмотрен собственником компании в конце 2024 года.

Как развиваются ваши флагманские продуктовые проекты в Европе и в России? Будет ли обновление российского ряда в этом сезоне?

– Компания MACO на шести заводах производит и успешно продает поворотно-откидную фурнитуру, дверные замки, дверные петли, портальные системы (все известные виды сдвижных систем), ручки для всех видов светопрозрачных конструкций. Европейский тренд развития – это в первую очередь автоматика (замки М-ТS), автоматизированные системы запирания дверей (замки INSTINCT), инновационное покрытие фурнитуры TRICOAT EVO. Данный товар не может поставляться на территорию РФ из-за санкций.

В России наибольшую долю в продажах у нас занимает фурнитура для окон из ПВХ, алюминия и дерева. Сейчас у нас в программе 2 фурнитурных линейки, отлично зарекомендовавшие себя на рынке – Multi Matic и Multi Eco. Также с большим энтузиазмом готовим российский фурнитурный продукт для окон из ПВХ – Multi Garant. Ожидаемый старт продаж – 4 квартал 2024 года.

Отдельно хочется отметить активный рост алюминиевых конструкций. В сегменте ИЖС – порталы. Это основные драйверы рынка в 2023 году и, уверены, этот интерес продлится ещё несколько лет. Мы готовы к данному запросу и готовы предложить в 2024 году ряд интересных решений, среди них:

● В группе PROTECT мы представим возможность внедрения функции «день-ночь» в замки Z-TF с тремя фалевыми защёлками и 2 крюками. Также в программе Protect будет активное продвижение штульпового механизма для замка G-TS MM.

● В группе RAIL-SYSTEMS для подъёмно-сдвижных конструкций HS будет внедрена система доводчиков Comfort Close/Comfort Stop, обеспечивающих плавное доведение створки при закрывании и открывании. Важно отметить, что данные доводчики предусмотрены для профилей из дерева, ПВХ и алюминия. Также будет введен в программу поставок HS-механизм с крюками, что обеспечит более надёжное и комфортное управление порталами.

● Касательно откидно-сдвижных порталов SKB, то здесь мы планируем ввод комплекта для алюминиевых профильных систем. Это новое решение в концерне, ранее не применяемое широко на рынке подъёмно-сдвижных конструкций и отвечающее высокому спросу в области алюминиевых окон и дверей.

● В группе MULTI мы представим скрытые петли Multi Power с встроенными подкладками для алюминиевых профилей с 14 пазом без фиксации их саморезами, что существенно упрощает процесс монтажа без функциональных и весовых ограничений.

● В группе PRO-DOOR будет новинка в виде нажимных гарнитуров из высококачественной стали в стиле High-Tech, что отвечает современным тенденциям дизайна и архитектуры жилых помещений.

Склад готовой продукции MACO

Фото: MACO. Склад готовой продукции MACO

В прошлом году о себе явно заявили входные двери из ПВХ. Где вы отмечаете основной рост, как реагируете на тенденции?

– С нашей точки зрения, основной рост все-таки в области металлических дверей и здесь у нас есть прекрасные решения с применением многозапорных замков различной конфигурации, видов управления и сервисных функций в виде, например, функции «день-ночь». Что касается пластиковых и деревянных дверей, то здесь мы можем предложить вариант замка с трёхсторонней взломостойкой фурнитурной обвязкой, что обеспечит надёжную защиту входной двери от непрошеных гостей.

Что скажете о росте алюминиевого сегмента СПК в последние годы?

– Да, мы это видим очень явно. Спрос на алюминиевые окна огромен и этому есть объяснение – простота и быстрота производства, надёжность конструкции, дизайнерские возможности. Уверена, в перспективе он будет только расти. Отмечу, что наши решения касаются окон с фурнитурным пазом и предоставляют такие же многогранные возможности оснащения и управления окнами, как в ПВХ или дереве. И это, кстати, подтверждено документально в виде сертификата соответствия ГОСТ 30777-2023 .

На какие продукты MACO вы будете делать основной упор в работе в 2024 году?

– Как уже было отмечено выше, основным продуктом в 2024 году будет оконная фурнитура и портальные системы. Также видим серьёзную заинтересованность в многозапорных замках для металлических дверей. Вообще сегмент алюминиевых светопрозрачных конструкций демонстрирует очень хороший рост и здесь мы готовы предложить много решений. Часть из них я перечислила выше, отвечая на вопрос флагманских проектов.

Цех по производству фурнитуры на заводе MACO

Фото: MACO. Цех по производству фурнитуры на заводе MACO

На какие сценарии рынка Вы ориентируетесь в 2024? В чём заключается стратегия MACO в этих сценариях?

– Как уже отмечалось выше, наша стратегия – локализация фурнитуры МАСО в России и импорт всей продуктовой линейки товаров МАСО из Австрии. Такая стратегия дает уверенность нашим клиентам в будущем, поэтому мы ориентируемся на рост продаж в 2024 году на 10%.

Благодарим за интервью.

Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru