Закон о саморегулируемых организациях, подготовленный 10 лет назад, привел к плачевному результату
Десять лет усилий по дерегулированию бизнеса привели к плачевному результату, констатировали участники I Всероссийского форума саморегулируемых организаций (СРО). Коррупция в сфере СРО приняла масштабы, о которых не могли мечтать чиновники, кормившиеся с выдачи лицензий. Минэкономразвития готово переписать законодательство.
Минэкономразвития вместе с бизнесом и депутатами подготовит поправки в законодательство о саморегулируемых организациях, заявила в пятницу, 22 апреля, министр экономического развития Эльвира Набиуллина на Первом всероссийском форуме СРО, организованном РСПП. Поправки учтут «первый опыт становления этого института», пообещала Набиуллина.
Базовые принципы создания СРО должны быть едиными вне зависимости от отрасли, считает Набиуллина. Также необходимо совершенствовать механизмы имущественной ответственности членов СРО и усилить требования к информационной открытости СРО.
Законодательство о СРО реформировать необходимо, одобрил планы Минэкономразвития вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.
Коррупция в сфере саморегулирования разрослась сильнее, чем в органах госвласти, ранее выдававших лицензии на отдельные виды деятельности, пояснил он.
Создание СРО входило в пакет мер по снижению административных барьеров для российского бизнеса, которые в начале 2000-х разрабатывало Минэкономразвития под руководством Германа Грефа. Оно предусматривало передачу регулирования в отраслях от чиновников профессиональным бизнес-объединениям. Вместо получения лицензий предпринимателям было предложено вступать в СРО и самим следить за качеством работ и услуг и чистотой своих рядов.
Но на практике схема дала сбой. «То, что получилось сегодня с саморегулированием в строительстве, убивает саму идею саморегулирования,- привел пример Корочкин. - Формируется довольно агрессивный рынок всевозможных услуг, законных и незаконных, связанных с деятельностью строительных организаций. Одновременно обостряется борьба за куски этого рынка и конкуренция за денежные потоки, это принимает уродливые формы». Он привел несколько объявлений из интернета с предложением зарегистрировать СРО: «Вступление в СРО за 4 дня и 19000. Платите в рассрочку. Ускорение до 2 дней». Можно оформить вступление в СРО даже за один день.
В качестве примера он привел попытку саморегулирования в области противопожарной безопасности. Два года назад «Опора России» инициировала закон о том, чтобы организации, работающие на этом рынке, создавали свои профильные СРО. Закон прошел первое чтение в Госдуме. Но строительное лобби заблокировало его принятие, опасаясь, что лишится значительного денежного потока, ведь сейчас компании, занимающиеся установкой противопожарного оборудования, обязаны вступать в строительные СРО.
«Для предпринимателей хрен оказался намного горше редьки. Раньше была «редька» - довольно затратное лицензирование, которое все предприятия отрасли прошли. Но разросся «хрен» в виде строительных СРО и НОСТРОЯ (Национального объединения СРО строителей). Вступление туда обходится фирмам не дешевле, чем получение лицензий, - говорит Корочкин. - Участники рынка убеждены, что саморегулирование в строительной отрасли создавалось для того, чтобы легализовать коррупционную деятельность чиновников».
Не задалось саморегулирование и в сфере управления жильем, считает исполнительный директор Национального объединения СРО, управляющих недвижимостью, Денис Назаров. Управляющие компании (УК) часто сами виноваты в том, что люди им не доверяют. «Отношение к управляющим компаниям в народе можно проиллюстрировать такой байкой. Приходит жилец в УК и хочет поговорить с директором. А у вас «шенген» есть? - спрашивают жильца», - рассказал Назаров, намекая на то, что руководители многих УК выводят деньги за рубеж и сами туда уезжают, так что искать встречи с ними надо там.
«Тем не менее саморегулирование состоялось, и обратного пути не будет», - заявил президент НОСТРОЯ Ефим Басин.
Государство все равно не в состоянии регулировать строительную отрасль. «В СССР было 11 строительных министерств в союзных республиках, а сейчас в Минрегионе всего два маленьких департамента на всю страну.
Разве могут они справиться с регулированием отрасли, оборот которой - 10 триллионов рублей в год и четыре миллиона работающих?» - аргументировал Басин.
Саморегулируемые организации обновили 1600 стандартов и СНиПов в строительной отрасли, перечислял плюсы новой формы регулирования Басин. Если бы не СРО, эту колоссальную работу пришлось бы делать депутатам Госдумы. Они бы не смогли справиться с таким объемом специальной технической документации.
Властям удобнее иметь дело не с конкретной компанией, а с саморегулируемой организацией, коллективная ответственность эффективнее, с нее можно спросить за все - от внешнего вида до соблюдения градостроительных норм, уверен председатель совета Гильдии инвесторов остановочных сооружений Владимир Паисов.
Отсутствие контроля со стороны СРО грозит нарушением прав потребителя, согласилась член Общественной палаты, президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства Елена Николаева. «Так, чтобы поощрить малый и средний бизнес, ему было разрешено строить малоэтажные дома выстой до трех этажей и площадью до 1000 квадратных метров без допуска от СРО. Компаниям хорошо, меньше волокиты, а потребитель жалуется на качество строительства», - говорит она.
В России закон о СРО действует только два года, а в Германии медики, например, работают на саморегулировании уже 130 лет, призвал стороны к примирению президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль: «По опросу, только 30% россиян довольны работой медиков, в Германии эта цифра равна 80%».
Информация с сайта Газета.Ru