Российские предприятия столкнулись с проблемой оттока кадров
Российские предприятия столкнулись с проблемой оттока кадров, следует из октябрьского индекса промышленности Института имени Гайдара, который составляется на основе опроса более тысячи компаний. В институте отмечают, что прогнозы изменения занятости в октябре текущего года достигли уровня ноября 2009 года. «Рабочие в начале года переходят на новую работу, поэтому к концу года занятость обычно снижается, эта сезонность видна каждый год. Но в этом году предприятия начали терять рабочих на месяц раньше, чем обычно», — говорит заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института имени Гайдара Сергей Цухло. В итоге около 30% предприятий называет нехватку кадров одной из причин торможения выпуска.
Ситуация выглядит устрашающей, если принять во внимание динамику основных показателей промышленности. Два года назад промышленность сообщала о самых высоких после кризиса 2008—2009 годов темпах роста спроса и выпуска. Сейчас ситуация кардинально иная: спрос и выпуск не растут, а индекс оптимизма показывает падение настроений. «Промышленность теряет кадры и уверенность, что сможет найти работников для поддержания даже таких объемов выпуска», — добавляют эксперты.
Проблема с набором персонала в компаниях стоит постоянно, она только немного улучшилась в прошлом году, говорит директор управления по трудовым отношениям РСПП Марина Москвина. Согласно исследованиям делового климата союза, в первую очередь предприятиям не хватает специалистов с высшим техническим и средним профессиональным образованием: о такой проблеме говорит 60% компаний. «Со специалистами со средним техническим образованием ситуация немного лучше: 30% компаний укомплектовали свой штат, а у 15% наблюдается избыток персонала по этим категориям кадров», — отмечает г-жа Москвина.
Об ожидаемом снижении занятости заявили 23% предприятий легкой промышленности, 27% — в машиностроении и 18% — в лесной промышленности.
В первую очередь есть недостаток инженерно-технических работников, согласна пресс-секретарь компании Unilever Екатерина Одинцова. «Технологии обновляются, поэтому людей постоянно надо доучивать. К тому же в 1990-х популярностью пользовались гуманитарные профессии, поэтому найти технических специалистов очень сложно, хотя наши зарплаты не самые низкие на рынке», — объясняет она. Другая причина — вступление России в ВТО и выросшая нагрузка на российский сельскохозяйственный рынок труда, объясняет президент холдинга «Талина» Виктор Бирюков.
Причина, считают в Институте имени Гайдара, другая и связана с повышением зарплат в других секторах экономики, в частности в бюджетной сфере. «В результате уровень оплаты труда в промышленности (с учетом условий труда) перестал привлекать потенциальных работников», — уверены эксперты. В пользу этой версии говорят и оценки уровня оплаты рабочих специалистов: доля ответов «ниже нормы» впервые с апреля 2009 года выросла на 9 процентных пунктов, с 26 до 35%. Самые плохие зарплаты в самых проблемных отраслях: в машиностроении свои доходы ниже нормы оценивают 46% рабочих, в легкой промышленности — 42%, а в лесной — 28%.
«Какие-то зарплаты можно повысить административно, например у силовиков и бюджетников. В реальном секторе зарплата зависит от успеха предприятия, от того, насколько его продукция востребована», — говорит директор Института социальной политики и социально-экономических программ Сергей Смирнов. Если государство повысило зарплату бюджетникам, то их спрос растет и они готовы покупать продукцию промышленности по повышенной цене, рассуждает он. «Другое дело, что профсоюзы должны отслеживать, что ситуация изменилась, и вступать в переговоры с работодателем», — считает эксперт.