Незаконным мансардам перекроют воздух



Власти Центрального административного округа разрабатывают регламент по борьбе с самовольным строительством. До конца года документ будет готов и отправлен на рассмотрение в московское правительство. Как рассказал «Известиям» представитель префектуры Павел Большунов, принятие регламента даст возможность отключить нелегальный объект от коммуникаций с того момента, как межведомственная комиссия по сносу признает его самостроем, а не после решения суда, как это происходит сейчас. В первую очередь планируется навести порядок на незаконно переоборудованных под жилые мансарды чердаках, а также в подвалах, приспособленных под нужды бизнеса. Предприниматели посчитали такие меры незаконными и попросили о «строительной амнистии», если переоборудованные помещения не затрагивают вопросы безопасности.

По словам Большунова, принятие регламента позволит в разы сократить срок с момента признания объекта самостроем и до его сноса.

 «В округе принято решение о сносе или возврате в исходное состояние 124 объектов, но в течение года удалось реализовать это решение только по 18 объектам, — сказал он. — Процесс тормозит недостаток слаженности в межведомственной работе и длительность судебного процесса. Вся работа может занимать 17–23 месяца, за это время на объект меняется право собственности или он «дробится» на несколько собственников, так что судебное решение, получается, применить уже не к кому».

Представитель префектуры добавил, что регламент должен предусмотреть схему, по которой объект, имеющий признаки незаконного строительства, отключается от коммуникаций сразу после признания его самостроем. Для этого необходимо заключить дополнительные соглашения с поставщиками ресурсов. Особенно это актуально для переоборудованных чердаков и подвалов, подчеркнул он.

«Жители первых и последних этажей имеют право на пользование подвалами и чердаками, но некоторые самовольно их переоборудуют: углубляют, проводят коммуникации, надстраивают. По техническим документам площадь комнаты не меняется, но по факту объем помещения больше. Это вызывает микротрещины в здании, создает дополнительную нагрузку на несущие стены и коммуникации, плохо сказывается на пожарной безопасности дома. Не всегда понятно, кто платит за свет и воду, используемые в этих помещениях», — сообщил Большунов. 

Замруководителя аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Сергей Жарков пояснил, что 10–12 лет назад московские власти давали возможность приватизировать подвалы и мансарды, однако процедура была слишком сложной, и легализация не состоялось. «К тому же это было не бесплатно: помещения выставлялись на коммерческие торги по рыночной стоимости», — сказал он.

Жарков добавил, что если собственник помещения заключил договор с компаниями-поставщиками ресурсов, то до суда отключить его от коммуникаций нельзя.

По данным эксперта, переделанных мансард в Москве не так уж и много, поскольку в центре осталось мало зданий старого жилого фонда, чьи чердаки подходят под эти цели: «В новых домах чердаки представляют собой технические этажи и под мансарды их переоборудовать нельзя». А вот подвалов, незаконно переделанных под нужды бизнеса, только в центре города можно насчитать десятки.

«Чаще всего их используют как склады для магазинчиков, — сказал Жарков. — Это доставляет определенный дискомфорт местным жителям, потому что разгружающиеся «Газели» могут перегородить единственный проезд ко двору. Но для предпринимателей это очень выгодно: не надо искать помещения под аренду и прорабатывать вопросы логистики. Кроме того, такой подвал по бумагам будет числиться не складом, а подсобкой, соответственно, нет необходимости приводить туда санитарную инспекцию и следить за гигиеной».

В свою очередь, председатель московского отделения «Опоры России» Александр Жарков раскритиковал идею префектуры. По его словам, предприниматели углубляли подвалы «не от хорошей жизни, а от большого дефицита площадей под нужды малого и среднего бизнеса». Отключение от коммуникаций до судебного решения, по мнению эксперта, незаконно. Жарков посчитал целесообразным ввести амнистию для переоборудованных подвалов, если они не создают угрозу безопасности для дома.