Рынок ПВХ ставит провокационные вопросы
Казалось бы, положение российских потребителей ПВХ в конце прошлого года стало улучшаться. На фоне падения спроса торговые компании снизили цену с 47 тыс. руб. за тонну, которая держалась с мая по октябрь 2008 года, до 29 тыс. руб., включая НДС, к февралю 2009 года. Но, как показала практика, на этом проблемы переработчиков только начались.
«С января по июль 2009 г., переработчики ПВХ жили весьма неплохо – они запаслись сырьём в достаточных количествах, так что покупать его не приходилось. Но за эти полгода они сократили свои складские запасы сырья до критического минимума, некоторые даже меньше, - поясняет глава компании «Креон» Фарес Кильзие (Fares Kilzie), - Возникла острая необходимость «купить», особенно учитывая начало горячего сезона, а у кого и по какой цене – выбирать не приходилось ввиду полного отсутствия альтернативы. Продавец фактически один на внутреннем рынке, импорт прекратил своё существование – в этих условиях многие производители изделий из ПВХ ощутили «искусственный» дефицит сырья и были вынуждены сократить объёмы производства».
Наряду с этим, по сведениям потребителей, с 1 июля «Единая Торговая Компания» сократила квоты на ПВХ-смолу и одновременно повысила цену до 41,5 тыс. руб. за тонну. Как утверждают эксперты рынка, сокращение квот, в первую очередь, связано с грядущей в сентябре остановкой ОАО «Каустик» (г. Стерлитамак). Возникает вопрос: насколько целесообразно искусственно ограничивать потребление в июле, чтобы подготовиться к сентябрю?
Подтверждением сложившемуся тренду служат и слова заместителя генерального директора по коммерческим вопросам йошкар-олинского завода «Искож» Людмилы Дормачёвой: «По состоянию на 1 июля наши склады практически пусты, смолы нет и купить её просто невозможно. Поливинилхлорид – основное сырьё для нашего производства, поэтому сегодня мы готовы приобретать его по завышенным ценам, либо импортный - лишь бы материал был в наличии и в достаточных объёмах. Но сырья нет в свободной продаже на внутреннем рынке, а импорт находится в критическом состоянии. При этом властные структуры никак не способствуют решению данной проблемы».
Однако, учитывая приведенные выше данные, возникает второй по степени важности вопрос: если импортной смолы сегодня в России нет, почему продукты переработки ПВХ по-прежнему продолжают ввозиться? Получается, что выбранная ценовая политика российских трейдеров оказывает губительное воздействие на импорт и абсолютно не влияет на импорт готовых изделий. Или отечественные переработчики просто не научились работать в отличие от китайских и южнокорейских? И насколько коррелируют цены на сырье с ценами на готовую продукцию?
Эти вопросы и неоднозначная рыночная ситуация в целом будут вынесены на обсуждение в рамках VI Международной конференции «ПВХ 2009», которая состоится 15 июля 2009 года в отеле «Балчуг Кемпински Москва». В состав аудитории мероприятия войдут и производители сырья, и переработчики, и трейдеры – каждая сторона сможет высказаться, выразить своё видение дальнейшего развития событий, предложить оптимальный вариант решения обозначенной проблемы.