Кризис создает выгодные условия для приобретения окон даже потребителям с ограниченным бюджетом
В конце докризисного периода сегмент рынка пластиковых окон демонстрировал устойчивую положительную динамику спроса (не менее 35% ежегодно). Однако экономический кризис внес достаточно сильные коррективы в потребительский спрос.
Назвать точные цифры количественного изменения спроса специалисты не могут, так как объемы продаж изменяются нелинейно от месяца к месяцу. Однако примерные оценки положения дел в этой области таковы.
По мнению управляющего торговой сетью компании «Технорос» Виктора Ерошова, спрос снизился примерно на 50%. «Если учесть, что затраты у всех производителей на лизинговые и кредитные платежи, аренду и рекламу остались прежними, то такая динамика выглядит печально. Сейчас появление нового клиента – случай скорее единичный, чем массовый. Основная доля реализации осуществляется за счет вторичных продаж старым покупателям. Во многих компаниях уменьшились не только объемы реализации, но и цены. Они стали немного ниже за счет того, что поставщики комплектующих перевели их из евро в рубли».
С уменьшением объема производства на 40% согласны в компании Kaleva, эксперты которой отмечают, что такая динамика говорит скорее об отложенном спросе, нежели о снижении потребности населения в установке пластиковых окон.
Что же касается цен, то здесь столкнулись две противоположные тенденции: стремление снизить цену окна для привлечения клиентов и весьма ограниченная возможность это сделать.
«Первая реакция многих оконщиков на обвальное сокращение спроса заключалась именно в резком снижении цен, – рассказывает заместитель директора розничной сети по развитию компании Kaleva Динара Ефанова. – Однако заметных достижений в этом направлении добиться не удалось – сказалась девальвация рубля и, соответственно, подорожание импортных составляющих (фурнитуры, сырья для производства профиля).
Не отставали от зарубежных коллег и отечественные поставщики. Так, одно только стекло (а его доля в стоимости окна весьма существенна) в течение 3–4 месяцев подорожало в 3,5 раза. Некоторые фирмы стали замещать качественные материалы более дешевыми и менее качественными. Однако такая политика из-за резкого увеличения рекламаций оказалась экономически неоправданной. На сегодняшний день мы стараемся удерживать конкурентные цены путем оптимизации внутренних резервов, но ни в коем случае не в ущерб качеству».
В компаниях, специализирующихся на пластиковых окнах, основной процент заказов приходится на стандартные белые окна. Окнам, которые изготавливают в цехе нестандартной продукции (круглым, треугольным, крашенным в разные цвета или ламинированным), отдают предпочтение не более 15–20% клиентов. Как правило, к такому сегменту заказчиков относятся преуспевающие люди с высоким уровнем доходов, которые не ограничивают свои дизайнерские фантазии.
Несколько иного мнения придерживаются в компании Kaleva. «Конечно, спрос на белые окна преобладал в общей массе заказов и до кризиса, однако мы не заметили, чтобы сейчас люди стали сильно экономить на декорировании... В разгар наиболее кризисных месяцев (в январе и феврале) мы планово ввели несколько новых продуктов – крашенный в массе профиль коричневого и карамельного цветов. В июне запустили в производство новую технологию изготовления витражей. И все наши новинки пользуются устойчивым спросом», – продолжает Динара Ефанова.
Что же касается дополнительных опций вообще, то есть неизменно популярные. Так, семьи с маленькими детьми очень часто заказывают детский замок, люди преклонного возраста выбирают специальную ручку для пожилых, жители первых этажей редко отказываются от взломоустойчивой фурнитуры и повышенной звукоизоляции. И конечно, нельзя не вспомнить о самой востребованной и универсальной опции – москитных сетках. Они нужны всем, и мало кто на них экономит.
В компании «Неопласт» отмечают, что сегодня повышенным спросом пользуются либо наиболее дешевые окна, либо максимально энергоэффективные – с энергосберегающим стеклом и встроенной вентиляцией в виде клапана «Аэрэко». Вообще же на рынке востребована полная гамма: от стандартных белых окон до цветных и ламинированных в текстуру дерева, с декоративными переплетами стеклопакетов и разнообразной тонировкой стекол.
По мнению руководителя департамента маркетинга «ЮККО» Ивана Исаева: «Экономя на стоимости, потребители совершенно не желают экономить на качестве. Сегодня востребованы надежные изделия, приобретение которых безоговорочно гарантирует отсутствие в будущем незапланированных трат. Можно отказаться от необязательных дополнений в комплектации окон, но все равно приобрести высококачественное изделие. Хочется также отметить, что возрос спрос на наши окна из деревянного бруса. Это опять же связано с неготовностью многих производителей предложить покупателям по-настоящему высококачественную продукцию за адекватную стоимость».
Сегодня не каждый потребитель способен сразу заплатить полную стоимость окон. Поэтому компании предоставляют покупателям комплекс услуг типа «окна в рассрочку». В качестве «антикризисных» предложений могут выступать и акции по снижению цен на услуги и опции, которые ранее стоили довольно дорого.
Именно кризис создает особо выгодные условия для приобретения, и заказ окон в этот период становится возможным даже для потребителей с ограниченным бюджетом.
По материалам GZT.RU
Статья опубликована в издании «Газета», №145 (1899) от 6 августа 2009 года.