Алюминщики объединились против импорта
Представители алюминиевой промышленности рассчитывают воспользоваться негативной конъюнктурой и вектором государства на импортозамещение. Их ассоциацию уже поддержали несколько министерств и президент РФ, пишет mk.ru.
В развитых странах национальные бизнес-ассоциации являются частью экономической политики и законотворческого процесса. В России их роль пока не так велика, но резко ухудшившаяся внешняя среда может стать для этого катализатором.
Именно этот тезис стал центральным на учредительном заседании «Объединения производителей, поставщиков и потребителей алюминия», состоявшемся в середине декабря в Центре международной торговли в Москве. «Сложившимися условиями необходимо воспользоваться, чтобы активизировать рост производства алюмосодержащих продуктов внутри России», – заявил гендиректор РУСАЛа Владислав Соловьев.
Алюминиевая отрасль, действительно, может стать идеальным плацдармом для реализации программы импортозамещения, причем еще и с весьма ощутимым для экономики эффектом. Алюминиевые изделия применяются практически в каждой отрасли промышленности: строительстве, электронике, энергетике, автопроме, авиации, судостроении, космонавтике и многих других. Однако отечественные производители обеспечивают лишь 50-55% этих потребностей, остальной объем алюминиевой продукции – импортный.
Парадокс заключается в том, что Россия является крупнейшим производителем алюминия в мире, уступая только Китаю (который производит уже более 50% мирового объема этого металла), однако не использует этот ресурс. Другими словами, российский алюминий поставляется на мировой рынок, а затем возвращается в страну в виде импортной продукции с добавленной стоимостью.
«Наша общая задача заключается в том, чтобы как минимум в два раза сократить импорт, а в будущем исключить его полностью, – подчеркнул Владислав Соловьев. – Вторая задача – повысить уровень потребления алюминия в нашей стране».
В мире объем потребления алюминия постоянно растет – в среднем на 5-6% ежегодно. Тем временем в России и СНГ за первые три квартала 2015 года спрос на этот металл сократился на 11%.
Не случайно Россия сильно отстает от развитых экономик по уровню потребления алюминия на душу населения (см. диаграмму). Тогда как в 1990 году в СССР потребление алюминия составляло 17 кг на душу населения – по этому показателю страна уступала только США.
Снижение объемов потребления алюминия в России связано с падением спроса со стороны его ключевых потребителей. Так, по итогам трех кварталов текущего года, с российских конвейеров сошло на 34,5% меньше легковых автомобилей, примерно на 18% сократилось производство кабельной продукции, снижение производства алюминиевых профилей в строительной индустрии составило 22%.
Необходимо скорейшее принятие мер стимулирования спроса. При этом в целом ряде ключевых отраслей для этого достаточно просто пересмотреть или отменить устаревшие и неактуальные стандарты и нормативы. В ходе заседания ассоциации это признавали даже сами чиновники.
«Применение алюминия в строительной сфере на территории РФ в настоящее время крайне ограничено. И это не позволяет значительно удешевить и сократить сроки строительства объектов», – констатировал директор департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя РФ Андрей Белюченко.
Он также привел статистику, согласно которой объемы применения алюминия в строительной индустрии Европы за последние 40 лет увеличились в 15 раз.
«Это обусловлено уникальным комплексом свойств алюминиевых сплавов – высокая прочность при малой плотности, стойкость к атмосферным воздействиям и низким температурам, возможность вторичной переработки», – отметил Белюченко.
По его словам, Минстрой в настоящий момент ведет работу по утверждению ГОСТа «Фасадные системы», который расширит область применения алюминия для навесных алюминиевых фасадных систем. По мнению членов ассоциации, данный ГОСТ необходимо вводить в срочном порядке для обеспечения безопасности и качества строительства. ГОСТ
Существующие в России ГОСТы и СНиПы также ограничивают использование алюминия в строительстве мостовых конструкций. При этом, по словам замминистра по развитию Дальнего Востока Максима Шерейкина, многие регионы РФ заинтересованы в возможности применения алюминиевых конструкций для строительства новых и ремонта существующих мостов. Более того, его ведомство уже проработало возможность применения алюминиевых конструкций для Дальнего Востока.
«Мы считаем внедрение алюминия для строительства мостов весьма перспективным – алюминиевые конструкции в три раза легче стальных и бетонных, устойчивы к коррозии и не нуждаются в окраске при сооружении и эксплуатации, они хладостойки даже при сверхнизких температурах, обладают повышенной сейсмоустойчивостью, а также позволяют снизить расходы на строительство и эксплуатацию», – подчеркнул Шерейкин.
Другой пример нормативных ограничений привела первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева. «По нашему мнению, несовершенство нормативной документации, а именно Правил устройства электроустановок, является сдерживающим фактором для применения алюминиевых сплавов в электротехнической промышленности.
Данные правила введены в действие более 12 лет назад и не учитывают значительных технических инноваций, произошедших в последние 10 лет, – пояснила Елена Николаева. – В то же время снятие этого запрета позволит значительно снизить стоимость возводимого жилья».
Она добавила, что законопроект «Об электроэнергетике», позволяющий решить данный вопрос, должен быть вынесен на первое чтение в Госдуму в декабре этого года, а второе и третье чтения состоятся в феврале будущего.
Необходимость развития алюминиевой отрасли поддержана президентом. Об этом заявил замглавы Минпромторга Сергей Цыб, сославшись на поручение президента, которое направлено на первоочередные меры поддержки отрасли.
«В список мер включены ускорение согласования национальных стандартов и строительных норм для алюминиевых мостовых конструкций, фасадных систем и кровли, использование евростандартов в строительстве, предоставление скидок к ж/д тарифам для алюминиевых вагонов и контейнеров, повышение таможенных пошлин на алюминиевые прутки, профили и диски, а также ряд других мер», – рассказал Сергей Цыб. В алюминиевую ассоциацию на данный момент вошли более 30 российских компаний и организаций, связанных с производством алюминиевой продукции. Участники намерены продвигать внедрение в России современных отраслевых норм и стандартов, участвуя в разработке и экспертизе законопроектов. «Мы также очень рассчитываем на помощь членов ассоциации в получении обратной связи с рынка, касательно практики применения законов», – подчеркнул Сергей Цыб.