Как предпринимателю выжить в конкурентной борьбе с крупными предприятиями


Как предпринимателю выжить в конкурентной борьбе с крупными предприятиями

Малый и средний бизнес переживает нелегкие времена. История выживания питерского предпринимателя Григория Лукашина одна из многих. Недавно он был, как говорится, на коне, а сегодня его выдавливает с рынка крупное зарубежное предприятие. Газета vecherka-spb.ru пыталась разобраться: что делать в такой ситуации?

На территории бывшей ткацкой фабрики у Московских ворот – производство и офис фирмы по изготовлению дверной и оконной фурнитуры. Название говорящее – «Традиции и технологии». Сам офис занимает обычный гараж. На стене блестят образцы латунных ручек и петель. Последние семь лет руководят семейным подрядом 32-летний Григорий Лукашин вместе с братом Алексеем. А начинал бизнес их отец в 1990-м. Список мест, для которых Лукашины поставляли фурнитуру, впечатляет: Кремль, Эрмитаж, Русский музей, Шуваловский дворец, Павловский, Гатчинский… Перечень можно продолжать. И это только крупные покупатели. Количество частных заказов куда больше. Сегодня петли и ручки Лукашиных идут во Владивосток, Казань, Магадан.

– Мы постоянно обновляем список продукции, изготавливаем фурнитуру по эскизам заказчика. Когда бизнес начался, он пришелся на бум реставрации в городе. Сейчас ситуация тяжелая, – сокрушается Григорий Лукашин. – Могли бы выйти на зарубежный рынок, если бы не появились проблемы внутри страны.

Все было складно, но четыре года назад на горизонте появились индийские «коллеги». Тут-то и возникли проблемы. Индийский товар позиционируют как изделия «мастеров из Санкт-Петербурга». Внешне же похоже! Но как уверяют специалисты, в Индии фурнитуру, аналогичную той, что выпускают Лукашины, отли­вают из местного сплава, увеличивая в нем долю цинка. Это наравне с большими объемами удешевляет производство.

В прежние годы немалую долю продукции у частников покупали госпредприятия. Конкретно – музеи. Они действуют в рамках закона о госзакупках. И тут побеждает тот, кто предложит продукт по наименьшей стоимости. Из Индии дешевую фурнитуру импортируют тоннами. Одолеть восточных поставщиков мелким предпринимателям крайне сложно, если не невозможно.

В результате по сравнению с 2013-м доходы Лукашиных упали в 3 раза. Впору говорить о закрытии фирмы с четвертьвековой историей. На улице могут оказаться все десять человек персонала.

Конечно, Лукашины пытаются бороться. Недавно создали свой сайт, занялись прямыми продажами. Но сможет ли это спасти ситуацию – сказать трудно.

Александр АБРОСИМОВ, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге:

– Эффективной мерой поддержки малых и средних предпринимателей, в первую очередь работающих в сфере производства, является обеспечение их доступа к государственному и муниципальному заказу.

Законодательством предусмотрена обязанность госзаказчика осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок. К сожалению, это требование не всегда выполняется. Поэтому уполномоченным по защите прав предпринимателей еще в начале 2016 года направлялись предложения о необходимости включить в антикризисный план (Программу первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики 
и социальной стабильности в Санкт-Петербурге) меры, направленные на организацию и проведение сплошных ведомственных и контрольных проверок исполнения госзаказчиками указанных требований законодательства. Данное предложение обсуждалось с бизнес-сообществом города и было поддержано.

Алексей ТРЕТЬЯКОВ, председатель совета Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка:

– Подобное постоянно происходит в различных отраслях во множестве мест нашей страны. И как бы антимонопольные службы с этим ни боролись, обходные пути все равно будут найдены.

Государственные меры для поддержки и выживания малого бизнеса не всегда оказываются эффективными. Конечно, существует множество различных общественных советов при госструктурах, есть служба бизнес-омбудсмена, можно обратиться к депутатам. Иногда им действительно удается кому-то помочь. Однако системно проблема пока не решена.

Юлия ЧАРНОЦКАЯ, юрист-эксперт Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга:

– В федеральном законе конкретно прописано, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок. Делаться это должно путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. Таким образом, ситуация зависит от того, в какого рода торгах участвует малый предприниматель, и если это торги для СМП, то его конкурентами могут быть только представители такого же малого бизнеса.

Но в 2016 году были изменены критерии отнесения субъектов к малому и среднему предпринимательству. Сейчас выручка микропредприятия должна составлять не более 120 млн рублей; а малого предприятия – не более 800 млн рублей. Поэтому в данном конкретном случае «крупное предприятие, которое поставляет аналогичную продукцию, но большими объемами и из более дешевых материалов» может быть «крупным» только по отношению к другому малому или микропредприятию, а по остальным критериям попадать под субъект малого предпринимательства. Дополнительно надо отметить, что в статье 3 ФЗ № 223 определены принципы и основные положения закупки товаров, работ и услуг, в том числе у субъектов малого предпринимательства, осуществляемые отдельными видами юридических лиц.