Виртуальная реальность как инструмент градостроительства
Цифровые технологии медленно, но верно, находят применение в девелопменте и строительстве. Вслед за BIM особо продвинутые компании начали использовать виртуальную (VR) и дополненную (AR) реальность. Как применяют новый инструментарий в строительных проектах?
Независимо от области применения, виртуальная и дополненная реальность используется для налаживания внутренних проектных коммуникаций, демонстрации компаний себя в бизнес-сообществе, для повышения продаж с помощью инструментов VR и AR. В этом плюсы виртуальной реальности: благодаря своей универсальности, они накладываются и на стандартный процесс строительства. Говоря терминами национальной технологической инициативы, это сквозная технология – ключевое научно-техническое направление, оказывающее существенное влияние на развитие рынков.
Идеально, когда специалисты в области VR присоединяются к проектной команде еще на этапе концепции. На материалах заказчика они создают простую 3D-интерактивную модель, которая показывает, как стыкуются все составляющие проекта, чтобы команда могла в нем ориентироваться, проводить мозговые штурмы. Не секрет, что не все топ-менеджеры способны читать инженерную документацию, к тому же накладывать на нее остальные показатели; вместе с тем они хотят детально знать, как будет выглядеть реализованный проект. Как правило, модель представляет собой карту участка, на которую наложены дороги и простые геометрические формы. С помощью гаджетов, создающих виртуальную реальность, заказчики «ходят» по месту будущей застройки, чтобы понять, как проект ляжет на место. На этом этапе работу показывают потенциальным инвесторам, вносят дополнения и изменения.
Например, на проекте строительства транспортного хаба «Ла Сагрера» в Барселоне в дополнение к государственному финансированию требовался основной инвестор. После демонстрации заказчикам проектной стадии в интерактивном трехмерном виде инвесторы были найдены.
Принцип работы виара заключается в возможности строителям лучше, чем обычное экранное 3D, ощутить пространство. В современных сложных проектах заказчики, а часто и строители, не могут мысленно представить создаваемое пространство единым целым. Чем ближе к реальности будет проект, тем меньше проблем будет при приемке и сдаче. Фактически речь идет о компьютерном моделировании и тестировании предстоящей эксплуатации еще не построенного объекта.
Специалисты свидетельствуют, насколько по-разному заказчик воспринимает исходную документацию и конечную 3D-модель, по которой можно ходить и расставлять собственные объекты: «Это два полярных уровня понимания»!
С помощью VR/AR можно исправить ошибку в уже существующем проекте. Известно более 150 проектов, которым помощь виар-специалистов помогла реализовать их в лучшем виде и избежать финансовых потерь. Классический пример: при визуализации строительства жилого дома, где главным козырем при продаже квартир были виды на Москву-реку, а проект был почти готов и утвержден заказчиком, выяснилось, что при плоскостном проектировании не был учтен город, угол обзора получился меньше. Проект, помещенный в 3D, показал, что размер окон и их положение не обеспечивали необходимые виды. По оценке заказчика, это снижало потребительскую ценность квартир на 20%, Проект был серьезно изменен, а маркетологи затем использовали приложение для демонстрации квартир и видов из них.
Другой компании, специализирующейся на элитном жилье, пришлось на 30% изменить проект. Была выбрана площадка не в «своем» районе, но также с возможностью организовать отличные виды с балконов. Компьютерное моделирование показало, что балконы самых дорогих квартир выходят на старый 9-этажный дом.
Визуальная интерактивная трехмерная коммуникация помогает и на этапе проектирования. Основная особенность на этом этапе – тестирование проектной гипотезы, то есть начального варианта проекта. Одно дело, когда проектировщик видит его сверху, другое, когда люди начинают ходить по «реальному» объекту.
Когда плоский проект воспроизводится в 3D-модели, практически каждый заказчик обнаруживает, что был неправильно понят или сам понял не все. Это неудивительно – проекты сложные, команды большие, коммуникаций много. В среднем проект переделывают на 10- 30%. Например, виар-инструменты применялись при работе над проектом ТПУ на метро «Ботанический сад»: там была сложная инфраструктура, многоэтажный торговый центр и гостиница. Выяснилось, что входы в ТЦ расположены очень неудачно, и потенциальные покупатели обходили его стороной.
Также неудачно была выбрана схема и не продумана этапность сноса ветхого жилья. По словам специалистов, большинство заказчиков не представляют себе оптимальную последовательность этапов и выполняемый объем работ на каждом: у них нет коммуникационных инструментов, позволяющих получить единое и целостное представление о месте действия. «Девелопер должен иметь возможность переключать состояния строительства, менять времена, разные фасады. Нужно, чтобы все происходило в одном месте, чтобы он имел перед глазами полную и единую картину действий. Заказчики хотят получать готовую информацию, а не сырые данные. Для них все чертежи являются данными, с которых надо еще собрать информацию. Функция виар-специалистов как раз состоит в сборе необходимой заказчику информации, – пояснил эксперт. – Благодаря виару он может пойти по торговому центру, понимать, где будут расположены якорные арендаторы, может в любой момент остановиться, запросить справку о каком-либо объекте, материале, может вызвать исполнителя, задать вопрос по конкретной точке на проекте, а не объяснять – посмотри ролик на 15-ой секунде, потом слайд, потом к нему описание».
Виар – это прозрачность объекта
В процессе строительства VR пока применяется мало. В частности, застройщики используют его для подбора колористического решения фасадов. Для этого был сделан инструмент, позволяющий переместить фасады в интерактив. Таким образом, можно при разном освещении выбирать фасады, натянутые на реальный объект.
Если BIM – это инструмент строителей и технических эксплуатантов, то VR/AR – это надстройка, позволяющая заказчику полноценно участвовать в работе над проектом.
В компаниях, где внедрен BIM, его дополняет VR как средство представления BIM-данных и интеграции с внешними системами. Если BIM нет, VR инструмент дает, по сути, единственную возможность заказчику понимать, как будет выглядеть проект. Иначе появляются проекты элитных домов, в которых высота гаража не позволяла проехать среднему джипу. Выяснить это помогло бизнес-тестирование проекта: взяв на модели простой инструмент-линейку, топ-менеджер увидел, что его машина выше уровня потолка на 20 см.
Еще один пример из реконструкции ГМИИ им. Пушкина. По бумагам из БТИ следовало, что длина стены равна 10 м, в виртуальной модели по пересчитанным с чертежа размерам стена оказалось всего 7 м. В обоих случаях пришлось вносить изменения в проект.
Для европейских проектировщиков важно показать заказчику максимально прозрачный проект. Они хотят иметь коммуникационный инструмент, понятный заказчику. Для этого они устраивают joint design process – совместный процесс проектирования. На него, кроме заказчика, приходят приглашенные маркетологи, финансисты, эксплуатационные службы. Они дают проектировщику обратную связь, чтобы избежать проблем, когда объект будет в бетоне.
На вопрос, почему в России не стремятся к прозрачности, представители IT-компаний называют две причины. Первая – этого не требует государство в нормативных документах. Вторая – большую часть объектов по-прежнему строят одни, эксплуатируют другие. Немногие заточенные под эффективность компании стараются в своей группе или консорциуме иметь строителей и эксплуатационников.
«Для обеспечения прозрачности нужен еще один уровень над BIM – уровень приемки проекта заказчиком. В нем должны быть регламентированы инструменты, которыми эта приемка проводится. Необходимо разработать стандарты, в этом могут помочь BIM и VR-специалисты», – резюмировали эксперты.