Падение рубля 2020. Первая реакция российского рынка окон
Что опять происходит?
Заграничные поездки, автомобили, одежда, обувь, электроника, бытовая техника и лекарственные препараты, ввозимые в Россию из-за рубежа – основные рынки, где после стремительного падения рубля 9 марта 2020 ждут однозначного повышения цен. 10-35% – коридор до конца не ясен, однако на этом сходится большинство аналитиков.
Резкое снижение курса рубля также ударит по строительной отрасли. Судя по комментариям представителей этого бизнеса в СМИ, цены на производимые внутри страны товары международных компаний в ближайшей перспективе повысятся не более, чем на 10%, при этом жилье может подорожать на 10-15%, в первую очередь это коснется новостроек.
По данным Росстат. Инфляция между кризисами 2014-2020
Ситуацию и настроение россиян – от бизнеса до потребителей – подогревает трансграничное распространение вируса COVID-19 и политическая неопределенность в стране. Непродовольственный рынок и без того, всегда уступающий в подобных сценариях продовольственному, с большей зависимостью от нефти, импорта и валютной составляющей, разумеется, не может не реагировать на положение дел.
Какова первая реакция на события игроков российского рынка светопрозрачных конструкций (чей бизнес прямо зависим от всех сложившихся ситуаций); что будет с ценами внутри отрасли и ценами на готовые окна для потребителей в 2020 году, порталу tybet.ru рассказали топ-менеджеры влиятельных компаний оконной отрасли.
Без паники. Уже проходили
«Это не первый кризис, в котором оказалась отечественная экономика, – говорит руководитель направления PR и коммуникаций VEKA Rus Сергей Ельников. – Напомню, что начало пути на российском рынке было сопряжено для VEKA с еще бо́льшими потрясениями, когда национальная валюта менее чем за месяц подешевела не на 10 и не на 20%, а сразу в несколько раз. Это не помешало нам начать проект, ставший одним из самых успешных во всём концерне. А потом был 2009 и 2014 годы, так что у нас есть опыт того, как происходят кризисы, и что надо делать при их наступлении».
«Наша реакция не позитивная, но и паники тоже нет, – поддерживает мнение поставщика генеральный директор крупной новосибирской оконной компании «Динал» Андрей Попов. – Не позитивная, потому что любое подорожание уменьшает возможности наших покупателей, а мы хотим, чтобы наши оконные изделия смогли купить и получить комфорт больше людей. Нет паники, потому что, чего только уже не было в нашей истории. И этот скачок не является чем-то сногсшибательным. К большому сожалению, российский бизнес настолько привык жить в неопределенности, что мы в постоянном режиме готовы к этой неопределенности».
Заместитель генерального директора по продажам «ТБМ» Виталий Витер: «Это не первый и не последний финансовый кризис, который мы пережили за четверть века работы на рынке комплектующих. Главное в этой ситуации не паниковать и не принимать поспешных решений. Если тренд на ослабление рубля сохранится и если экономическая ситуация не изменится, то рост цен станет неизбежным, поскольку доля импортного сырья и комплектующих в готовых светопрозрачных конструкциях, производящихся на территории РФ, весьма значимая».
Кто виноват, и что делать? Профилактика и меры для оконного бизнеса
Сергей Ельников, VEKA Rus: Прежде всего, необходимо сохранять спокойствие. Рынок – это живые люди со своими страхами и эмоциями, уровень того и другого в обществе и на рынке сейчас высок. В таких условиях принимать радикальные решения нельзя. Всё, что делается, должно делаться очень взвешенно. VEKA – это стабильная компания с большим запасом прочности и завидным финансовым здоровьем. Мы будем внимательно наблюдать за тем, как развивается ситуация. Скажу лишь, что в прошлые кризисы мы находили решения, которые помогли поддержать бизнес наших партнёров, и эти решения показали свою эффективность на практике.
«Инфляция, безусловно, всегда приводит к негативным последствиям и для рынка в целом, и для конечного покупателя, в частности. У последнего снижается покупательская способность, но сейчас преждевременно говорить о глобальных последствиях возникшей ситуации, – комментирует директор по развитию ТМ AXOR Алексей Белозеров. – Практически у каждого производителя светопрозрачных конструкций (СПК) есть определенный запас сырья. Оно не является скоропортящимся продуктом и куплено по предыдущему курсу. Таким образом, последствия «черного понедельника» будут зависеть от времени, в течение которого будет продолжаться обвал рубля и сохраняться установившийся курс».
Виталий Витер, «ТБМ»: «В ближайшее время на рынке будет наблюдаться высокая волатильность, но мы будем всеми силами стараться максимально ее сглаживать. Не секрет, что компания «ТБМ» поставляет большинству переработчиков комплектующие на условиях отсрочки платежа, и данный фактор оказывает негативное влияние, поскольку деньги за отгруженный товар поступают значительно позже даты отгрузки, поэтому покупка валюты для оплаты иностранным поставщикам может происходить по значительно более высокому курсу. Но, несмотря на это, мы не собираемся прекращать поставки клиентам на ранее оговоренных условиях, и будем выполнять свои обязательства в полном объеме.
Текущая обстановка осложняется влиянием эпидемии короновируса на международную торговлю, поэтому в ближайшие месяцы и для нас, и для наших клиентов ключевым фактором будет не только цена, но и бесперебойность поставок. В зоне риска окажутся производители, работающие с объектами и взявшие на себя обязательства по исполнению контрактов с фиксированной стоимостью в рублях. Мы, со своей стороны, будем стараться всячески поддерживать данную категорию клиентов.
Мы ожидаем увеличения спроса на комплектующие нижнего ценового сегмента, поскольку конкуренция на рынках в подобных ситуациях сильно обостряется. Однако, важно понимать, что выиграет тот, кто сможет давать доступные цены за счет увеличения эффективности собственных процессов, а не только за счет снижения закупочного прайса и перехода на комплектующие эконом сегмента».
Андрей Попов, «Динал»: «Сейчас ничего не будем пока предпринимать. Мы просто будем ждать, когда эта ситуация закончится, и ситуация на рынке валют стабилизируется. Точно еще неделю или две будем ждать, прежде чем транслировать что-либо на рынок».
Как скажется падение рубля на ценах для потребителей окон
«Если производители СПК смогут продержаться в течение этого периода на собственных запасах и не будут гнаться за спекулятивной прибылью, то покупатель окон может и не почувствовать каких-либо изменений, – считает Алексей Белозеров, – По нашему мнению, если стоимость окон в рублевом эквиваленте и изменится, то незначительно. Основные ценообразующие факторы в «светопрозрачке» – стоимость стекла и ПВХ. Если рассматривать их в свете роста курса и падения цены на нефть на внутреннем рынке, то при формировании стоимости на конечный продукт данные изменения должны снивелироваться. Плюс ко всему, большинство участников рынка постараются сохранить цену конечного изделия в погоне за объемами».
Андрей Попов: «К сожалению, так и или иначе все зависит от валют. Подорожает всё – и те материалы, которые мы покупаем по курсу, а со временем подтянутся сюда прочие компоненты: стекло, профиль. Если курс евро зафиксируется на уровне 80-90-100 рублей, конечно, это сильно повлияет на цену конечного продукта на рынке. В этой ситуации мы можем пока только наблюдать и не раздувать этот огонь. Мы просто будем транслировать то, что зафиксируется и будет стабильным на рынке поставщиков. А дальше будем транслировать эту стоимость на своих потребителей. У нас нет других вариантов».
Сергей Ельников: «Скажем так, особых предпосылок для того, чтобы окна становились дешевле, не видно. Несмотря на то, что производство существенной части комплектующих, необходимых для производства оконных блоков, локализовано в России, одно лишь это не спасет от неминуемого повышения цен, вызванного ослаблением рубля. Стоимость месячной продуктовой корзины в 2014 году была около 4 тысяч рублей, сейчас – более 10 тысяч. Хоть окна и не входят в продуктовую корзину, этот показатель более чем красноречиво свидетельствует о том, в какую сторону движутся цены – практически на всё. Единственное, но, пожалуй, самое главное ограничение для роста цен – это сокращающиеся реальные доходы населения.
Поэтому, если какие-то оконные компании и будут вынуждены цены поднять, это повышение не будет существенным. Кризис, как всегда, учит продавца быть более изобретательным, а потребителя – более внимательным. В выигрыше будут компании, обладающие хорошими внутренними ресурсами и изобретательным маркетингом с понятной оценкой эффективности каждого действия.
Если вы планировали менять окна летом или осенью, стоит ли «подрываться» и делать это уже сейчас, чтобы избежать дополнительных трат? Нет, не стоит. Риск ошибок при совершении импульсивных действий чреват гораздо большими издержками, чем спокойный осознанный выбор».
Подготовлено пресс-центром tybet.ru/WinAwards.
Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru