Уроки пандемии для рынка окон: в ожидании второй волны COVID-19
Эксперты прогнозируют вторую волну COVID-19 текущей осенью, что не оставляет никого равнодушным. Серьёзность влияния пандемии на экономику весной 2020 года оценили практически все рынки, поэтому различными управляющими органами, включая Минстрой, с учётом этого опыта разрабатываются программы для поддержки здоровья отраслей в неблагоприятной эпидемиологической обстановке. Возможность «второй волны» и вытекающих из этого последствий обсуждается и на уровне российского бизнеса СПК.
Какие выводы сделаны из весенних уроков пандемии и как будет меняться стратегия компаний в ближайшей перспективе – говорим с представителями различных сегментов оконного рынка. Среди спикеров:
Андрей Белоедов, исполнительный директор REHAU по продажам и маркетингу в Восточной Европе.
Сергей Ельников, руководитель направления PR и коммуникаций VEKA Rus.
Юрий Бешенцев, соучредитель компании «Юнион Полимер Технолоджи».
Олег Осипчук, коммерческий директор «Декёнинк Рус».
Андрей Попов, владелец, генеральный директор новосибирской оконной компании «Динал».
Александр Артюшин, руководитель строительного консалтинга ЗАО «профайн РУС».
Николай Климкин, коммерческий директор ООО «Соудал».
Минстрой готовит стандарты безопасности на случай второй волны COVID-19. Что бы вы порекомендовали включить в контексте деятельности рынка СПК?
Александр Артюшин: Наличие планов действий в различных ситуациях – это правильно и нормально. Приостановка строек и других секторов экономики показали, насколько серьезными могут быть последствия для экономики и для всего социума в целом. Сомневаюсь, что наш «Боливар» выдержит двоих – две волны пандемии, если не разработать эффективных и безопасных для людей мер по функционированию экономики. Уверен, что отдельных правил для «оконщиков» в этом документе не будет. Стандарты безопасности, которые готовят Роспотребнадзор, Минстрой и другие профильные структуры, скорее всего, будут включать общие правила, способствующие минимизации рисков заражения персонала на строительных объектах. Социальная дистанция, маски, перчатки, санитайзеры и термометры – уже стали классикой, которая найдет свое отражение и в документе. Возможно, будут закреплены какие-то дополнительные меры, например, дистанционное общение и электронный документооборот.
Андрей Белоедов: Рынок СПК является рынком строительных материалов и, соответственно, частью строительного рынка России. Поэтому те ограничения и стандарты безопасности, которые действуют в строительстве, должны применяться и на рынке СПК. Он, в свою очередь, охватывает производство СПК, монтаж, продажи и сервисное обслуживание. Все это, кроме продаж, может осуществляться только в офлайн. Под производством подразумевается стандартное изготовление светопрозрачных конструкций. Во время этого процесса необходимо соблюдать те меры безопасности, которые действуют на любых других производствах или при монтажных работах: маски, соблюдение дистанции 1,5 метра, дезинфекция рук и тех носителей, с которыми происходит постоянный контакт. Эти нормы и правила должны охватывать всю строительную отрасль и в том числе нашу отрасль СПК. В продажах все проще – их можно организовать онлайн: для этого существуют различные маркетплейсы, сайты и ресурсы компаний производителей, продавцов и владельцев оконных брендов. Например, есть онлайн-школа G3 Школа Окна, на сайте rehau.ru можно выбрать окно, заказать его через call-центр и сделать замер.
Сергей Ельников: Необходимо дать возможность отрасли СПК работать даже в условиях пандемических ограничений, разумеется, при строгом соблюдении всех требований и рекомендаций федеральных и местных регуляторов. Крайне важно, чтобы эти правила и ограничения не противоречили друг другу и не допускали множественных толкований, как это часто наблюдалось во время «первой волны». Производство как самих окон и дверей, равно как и необходимых для этого комплектующих – это процессы, которые нельзя перевести в виртуальную реальность, а у таких производств должна быть возможность продолжать работу.
Андрей Попов:
В первую очередь, не ограничивать перемещение и общение людей. Запрет на передвижение катастрофически скажется на строительстве. Строить онлайн – невозможно. Безусловно, необходимо соблюдать меры предосторожности и профилактики. Если посмотреть на министерство строительства, как орган власти, который должен быть обеспокоен состоянием отрасли строительства, то нужно просить о снижении налогов. Отрасль строительства, как известно, – локомотив экономики. Минстрой можно попросить снизить налоговую нагрузку, чтобы получить преференции в период второй волны, особенно относительно налога на добавленную стоимость (НДС) и налога на доходы физических лиц (НДФЛ).
Используя опыт весеннего карантина, что будете в рамках своего бизнеса делать иначе, а что оставите без изменений?
Андрей Белоедов: Мы достаточно быстро перестроили свой бизнес под ограничения, введенные в режиме самоизоляции. Он коснулся в первую очередь изоляции самих потребителей, во вторую – сотрудников. Для работников есть удаленный доступ через системы и средства подключения. Этот процесс работы на удаленном доступе использовался нами еще до пандемии: сотрудники могли работать на home-офисе по определенному регламенту. То есть, благодаря этому мы были готовы ко всему, в том числе и к самоизоляции. Нагрузка на сети и системы была увеличена в период пандемии, поэтому мы предприняли необходимые корректировки (увеличили емкость памяти в Облаке, скорость Интернета, ввели электронные подписи и документооборот и т.д.). Мы поняли, что работать онлайн можно тоже эффективно. В случае второй волны мы будем исполнять все свои обязательства на стройках России как партнеры в цепочке строительно-монтажных работ и перед самим заказчиком.
Что мы будем делать в случае новой волны? Мы усилим нашу онлайн-часть и продолжим находиться в офлайн на уровне производства и строительно-монтажных работ. Для нас важно проведение различных онлайн-форумов таких, как Глобальный оконный шок в мае, онлайн-конференции по интересным для нашей целевой аудитории темам, семинары в рамках Школы Окна и различного рода вебинары в Академии REHAU (с партнерами Большой тройки G3).
Олег Осипчук: Опыт, полученный нами во время пандемии и весеннего карантина, говорит о том, что необходимо делать всё возможное, чтобы не останавливать производство и отгрузки, поскольку даже одна неделя остановки отгрузок очень неблагоприятно отражается на клиентах компании. Для того чтобы избежать такой ситуации в дальнейшем, мы уже с мая этого года предоставляем особые условия для остекления объектов здравоохранения: инфекционных больниц, госпиталей, поликлиник и так далее. Для этого у нас предусмотрены дополнительные объектные скидки и фиксированные от подорожания цены. В данный момент мы активно сотрудничаем с научно-проектным центром по объектам здравоохранения и имеем все необходимые документы для продолжения непрерывной деятельности. Так, например, сейчас начата работа над проектом остекления современной онкологической клиники в Краснодаре. Конечно, не хотелось бы думать о плохом, но в случае возникновения 2-й волны заболеваемости в стране, наличие подтверждающих документов о работе с такими объектами нам позволит не останавливать производство.
Юрий Бешенцев: Мы постараемся ни в коем случае не останавливать производственный процесс. Все меры по безопасности, которые мы принимали в первую волну эпидемии, были действенны, никаких случаев заболевания на производстве у нас не происходило. Мы успешно отработали все три месяца: апрель, май, июнь, собственно так же, как и на протяжении всего этого года. Все заводы работали в штатном режиме. При возникновении повторной волны эпидемии для нас самое главное не снижать темпов производства сырья, потому что мы четко видим и понимаем, что после падения объемов продаж из-за пандемии всегда появляется большой всплеск. Это наблюдается и в строительной индустрии, и в частном строительстве. Люди в этом году активно покупают квартиры и строят дома. Мы это ощущаем по своим заказам, по своей загруженности практически по всем регионам.
Сергей Ельников: Скорее всего, большинство представителей самых разных сфер бизнеса ответят на этот вопрос одинаково: необходимо развивать online-коммуникации, организовывать дистанционные бизнес-процессы, в общем, преодолевать карантинные ограничения с помощью возможностей современных технологий. За время первой волны сотрудники VEKA Rus приобрели ценный опыт организации удалённой работы, хотя ничего принципиально нового изучать не пришлось: в той или иной степени мы уже давно и успешно используем новые коммуникационные инструменты. Так, ни на минуту не прекращал свою деятельность центр развития компетенций VEKA Professional. Проводя для партнёров вебинары и online-конференции по актуальным вопросам, сотрудники VEKA в качестве спикеров принимали участие в самых разных мероприятиях.
Стоит прочесть: Рынок поставки оконных комплектующих в условиях карантина. Что происходит в апреле
Каким образом будете снижать риски заражения для сотрудников и клиентов? Что порекомендуете партнёрам?
Андрей Белоедов: Я могу назвать стандартные рекомендации: использование перчаток и масок в обязательном порядке, ежедневное измерение температуры, соблюдение дистанции, дезинфекция и периодическое тестирование сотрудников. В REHAU, например, с введением этого мероприятия было выявлено несколько случаев бессимптомных носителей коронавирусной инфекции. Поэтому рекомендую добавить еженедельные тесты всего персонала, работающего в офлайн-режиме как на производстве, так и в офисе.
Сергей Ельников: С самого начала пандемии VEКА приняла на всех своих производствах комплекс мер, направленных на сохранение жизни и здоровья сотрудников, а также на выполнение своих обязательств перед партнёрами. То же самое было сделано на московском и новосибирском заводах VEKA Rus. Эти меры (мониторинг состояния здоровья, соблюдение социальной дистанции, перевод большей части коммуникационных мероприятий в online, организация удалённой работы части сотрудников и т.д.) показали свою высокую эффективность, и принципиально расширять их, даже в случае неблагоприятного пандемического сценария, нет необходимости.
Николай Климкин: В связи с возникшими условиями, требующими соблюдения мер безопасности к здоровью сотрудников и всего персонала, задействованного на производстве, руководство ООО «Соудал» рекомендует минимизацию личных контактов и живого общения между сотрудниками, клиентами и партнерами. Практика перехода на дистанционный режим работы продемонстрировала определенные показатели эффективности за счет внедрения и использования мобильных и цифровых комплексных решений, IP-телефонии.
События последних месяцев привели к осознанию двух ключевых моментов: как важно сотрудничество и взаимоподдержка в сложных ситуациях и актуализации перехода бизнеса на цифровые платформы. Поэтому одним из приоритетных направлений развития в кризисных условиях и возможности возникновения «второй волны» – развитие партнерских отношений, повышенное внимание к вопросам обучения сотрудников, переход на цифровые и мобильные решения для оптимизации рабочих процессов, поиск новых каналов коммуникации и адаптация ИТ-инфраструктуры и бизнес-приложений под потребности компании для выхода на дополнительные аудитории.
В целях обеспечения безопасности уже после снятия жестких ограничительных мер будет целесообразно сохранить положительный опыт, введенный крупными торговыми DIY-ритейлерами, как «Леруа Мерлен», в целях поддержки покупательского спроса, – организации деятельности в формате дарксторов. Это работающие магазины, но с закрытым для клиентов торговым залом. Они работают на сбор и подготовку заказов, доставку, выдачу товаров для B2B и B2C клиентов. То есть клиент оформляет свой заказ онлайн. Заказ формируется, готовится, собирается непосредственно в самом магазине, а затем или передается в транспортную компанию, или клиент самостоятельно забирает его, не заходя в магазин. Данная мера смогла трансформировать отложенный спрос в рознице в целевой клиентский трафик.
Что делать компаниям оконной индустрии, которые не могут работать дистанционно? Чем компенсировать простой?
Сергей Ельников: Начать с того, что необходимо задать себе вопрос: почему мы не можем работать дистанционно, что именно этому мешает? И принимать решения, исходя из полученных ответов. Часто ощущение «не можем» возникает не из-за недостаточных возможностей, но только лишь из-за недостаточного желания менять привычный уклад. В ограничениях, обусловленных пандемией, многие компании увидели, наоборот, возможности; например, проявить своё бережное отношение к безопасности и здоровью клиентов.
Андрей Белоедов: Компании, не имеющие возможность работать дистанционно, должны искать пути решения. Например, сотрудничать с другими, у которых хорошо развит онлайн-канал. REHAU предлагает своим партнерам обучение в Академии и Школе Окна G3. Они получают заказы через наш маркетплейс REHAU connect и узнают необходимую информацию через различные чат-боты. REHAU оказывает рекламную поддержку партнерам через рекламную кампанию «Окновление», которая показывает очень хорошие результаты. За последние 2 месяца у многих воронка продаж увеличилась в несколько раз благодаря интегрированной рекламе.
Продолжение статьи «Уроки пандемии для рынка окон: прогнозы, инвестиции и деловая активность» ждите в ближайшее время. Следите за нашими публикациями.
Стоит прочесть: Коронакризис принесет новые услуги и ускорит оцифровку индустрии СПК
Все публикации рубрики «На карантине»
Все публикации рубрики «После пандемии»
Подготовлено пресс-центром tybet.ru/WinAwards.
Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru