«Я верю в модель развития франшизы в оконном бизнесе». Интервью tybet.ru с основателем компании «Олкон» Олегом Коноваленко
Фото: «Олкон». Олег Коноваленко, генеральный директор оконной компании «Олкон»
В августе 2011 года на оконном рынке Самары появилась производственная компания с большой амбицией и далеко, в прямом смысле, идущими планами на бизнес в других регионах, в том числе в Москве и за рубежом. Спустя 10 лет, Олег Коноваленко, основатель оконной франшизной сети «Олкон», захотел поделиться результатами своей работы с читателями tybet.ru, и мы задали, интересующие нас вопросы.
Олег, «Олкон» выходила на рынок СПК после 2009 года. До наших дней, получается, такой насыщенный, но хрупкий временной отрезок – бесконечная турбулентность. Для роста здорового бизнеса это хорошо? Что у Вас получилось?
– Да, действительно, я открыл оконный бизнес в момент кризиса, он как раз начался после 2009 года. В строительной отрасли был упадок, некоторые оконные производства тогда закрылись, и в этот момент я открылся. Мало того, что был кризис, в Самаре на тот момент было примерно 400 оконных компаний. Многие мои знакомые крутили пальцем у виска и говорили: «Олег, зачем ты туда лезешь, это бесполезно». Но я руководствовался принципом: если верить в то, что ты делаешь, неважно на какой рынок ты заходишь, ты сможешь победить. Для меня это был некий вызов, я хотел доказать сам себе, что у меня получится, и поэтому для меня это было делом принципа.
Всё верно, я начал заниматься оконным бизнесом во время турбулентности, которая началась в то время и не заканчивается до сих пор. Как я слышал, оконный бизнес до 2008 года – это был очень интересный и заманчивый бизнес с огромной рентабельностью. Сейчас такого даже близко нет, сейчас тенденция обратная, но все-таки работать на рынке можно, и мы своим примером 10 лет это доказываем.
Фото: «Олкон». Брендированный оконный ПВХ-профиль Olkon
Что у меня получилось? За эти 10 лет у меня получилось создать из маленького гаража с двумя сотрудниками международную компанию, которая присутствует уже в 3 странах – это Россия, Казахстан и в процессе открытия Беларусь. Удалось построить мощное надежное оконное производство, выстроить эффективную розничную сеть и перспективную франчайзинговую сеть, на которую мы делаем основную ставку в развитии нашего оконного холдинга...
Стоит отметить, что за эти 10 лет сформировался еще один бизнес – это Olkon games. Это бизнес, который не имеет отношения к окнам, который занимается играми, и часть моей управленческой команды плавно переходит на это направление, потому что у нас там очень большие планы. Мы не оставляем оконный бизнес, просто мы диверсифицируемся.
Жаль, что без цифр… Оборот и доля говорят за себя лучше всего. Какие-то специальные модели развития выбирали или пригодился опыт старших по рынку?
– Никаких специальных моделей развития я не использовал. Все, что я делал и делаю – это разумные решения, основанные на логике. Мы всегда как программисты задаем себе вопрос: «А что если?», «Если мы сделаем вот это, что будет в итоге?». В программировании создаются разные условия, все условия логичны, и их можно совместить. Если хотя бы одно звено цепочки некорректно, то вся цепочка рушится и тебе приходится создавать ее заново. То же самое в оконном бизнесе. Я всегда мыслил, как программист, и поэтому все эти годы не использовал какую-то специальную модель, а просто следовал логике, и она привела нас туда, где мы сейчас находимся.
Можете сегодня честно описать все преимущества и риски франчайзинговой модели для оконного бизнеса? Какие там есть подводные камни?
– Я верю в модель развития франшизы в оконном бизнесе, потому что она очень успешна, и она себя оправдывает, а также приносит преимущества, прежде всего тем, кто купил франшизу. И мне очень приятно это видеть. Большинство наших партнеров, которые работают с нами уже не один год, показывают отличные результаты. Наша франшиза очень эффективная, но только в том случае, если вы умеете управлять бизнесом в принципе.
Фото: «Олкон». Обучение партнеров по франшизе из Чебоксар, Краснодара, Челябинска, Красноярска
Я считаю, что в оконной франшизе нет подводных камней. Однако стоит добавить, что франшиза не подходит ленивым людям, тем, кто не умеет заниматься менеджментом, управлением. Купив франшизу, вам надо «сесть за руль», если сравнивать это с автомобилем, и ехать самому. За вас ехать никто не будет. Работать придется много и тогда успех вас ждет 100%.
Преимуществ у франшизы очень много: это наша уникальная CRM-система, маркетинг, стандарты компании, обучающий центр. Но, повторюсь, без усилия собственника ничего из этого работать не будет.
Что, вообще, сегодня стало важно в продажах?
– В продажах за эти 10 лет ничего не поменялось: что было важно тогда, важно и сейчас. Самое главное – это довольный клиент. У клиента не должно быть сомнений при выборе вашей компании. Это один из тех моментов, которые мы культивируем в «Олкон» и обучаем этому наших партнеров.
Сколько стоит клиент? В регионе РФ, в центре РФ, в Казахстане…?
– Я не готов ответить на этот вопрос, потому что это является коммерческой тайной. Могу сказать, что стоимость клиента увеличивается из-за высокой конкуренции на рекламных площадках. В каждом регионе это разные цифры, но цена для ведения бизнеса вполне адекватная, реальная.
В каких сегментах сейчас самая жесткая конкуренция среди поставщиков готовых окон?
– К сожалению, сейчас многие оконные компании очень сильно демпингуют. Они думают, что за счет этого они смогут завоевать большую долю рынка. За последние годы маржу оконного рынка очень сильно уронили, и ронять ее больше некуда. И оконные компании, которые пытаются взять клиента только ценой, мне напоминают людей, которые сидят на дереве и пилят сук, на котором сидят.
Как мы видим, очень много оконных компаний закрылось, и я прогнозирую, что эти закрытия не последние, они обязательно будут в ближайшие годы. Наша компания не идет по этому пути, мы не стараемся снижать цены, мы делаем так, чтобы наш клиент был доволен, получал хороший сервис и соответственно мы берем за это адекватные деньги.
Ну, в таком мнении за 10 лет ничего не изменилось. А что-то изменилось принципиально в технологиях производства окна, в чем-то еще?
– За эти 10 лет технология производства окна совершенно не поменялась. Если бы я из 2011 года вдруг очутился бы в 2021 году и зашел на производство, я не увидел бы никаких принципиальных изменений. Не только технология осталась прежней, но и марки фурнитур остались прежними. Единственное что –
поменялся профиль, поменялись бренды, но каких-то масштабных технологический решений не появилось.
Фото: «Олкон». Производство ПВХ окон на заводе «Олкон» в Самаре
За счет чего сегодня зарабатывают производители и продавцы окон? Есть ли на рынке условия для инвестиций и масштабирования?
– Я считаю, что единственный способ зарабатывать сегодня – это не демпинговать. И нужно объяснить оконным компаниям, что ронять цены уже некуда, просто нужно выбрать для себя нишу, в которой вы работаете и делать так, чтобы клиент был доволен.
Да, конечно, условия для инвестирования всё еще существуют, и они будут существовать. Мы это прекрасно доказываем на примере того, что наша франчайзинговая сеть развивается, и она будет расширяться дальше. Оконный рынок все еще очень большой. Если посмотреть долю рынка, которую занимает компания «Олкон» в рамках производства именно в Самаре, то я не могу сказать, что эта доля огромная, за счет того, что существует много игроков в этой нише. Мы заряжены на развитие на оконном рынке и, можно сказать, что наша история только начинается.
Как вы реагируете на рост поставщических цен в последнее время?
– На рост цент от поставщиков мы реагируем адекватно. Мы понимаем, почему это происходит. Понимаем, что часть комплектующих сейчас отправляется за рубеж, и существует некий дефицит в определенных сферах в нашей стране. Мы не думаем, что дефицит создан искусственно. Более того, мы уверены, что в следующем году будет дефицит стекла по ряду причин. Мы к этому готовы, понимаем, что цены будут расти дальше.
Однако я думаю, что в октябре 2021 года будет пройден такой потолок, когда усиленный спрос на окна встанет, потому что они стали слишком дорогие и люди будут не готовы покупать их по таким ценам. Мы сейчас уже видим зачатки этого процесса. Общая конверсия снижается и уже через месяц-два это будет заметно особенно сильно. Это чревато тем, что с рынка будут уходить неэффективно работающие компании. Они почувствуют спад заказов, у них не останется денег, и они будут вынуждены уходить. Но для рынка это будет преимуществом.
Что Вы можете назвать трендами современного рынка окон, и какие из них будут на пике в скором будущем?
– Мы думаем, что тренды оконного рынка будут те, к которым стремимся мы. Первое – это определение своей целевой аудитории более четко, второе – это предоставление сервиса для своих клиентов, третье – это сегментирование.
Какие у Вас ощущения и прогнозы по рынку СПК на ближайшие несколько лет?
– Мы думаем, что будущее – за сетевыми компаниями. Мы как раз являемся сетевой компанией. У нас филиальная сеть, франчайзинговая сеть. Мы себя будем чувствовать более-менее комфортно. Эта ситуация со спадом спроса в оконном рынке ведет нас к европейской модели, когда на рынке останутся только эффективные компании, с повышенным качеством как окон, так и повышенным качеством услуг.
Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru