«Рынок не оставляет выбора, мы развиваемся вместе с ним». Интервью tybet.ru с главой Представительства SIEGENIA GRUPPE в России Олегом Ардатовским
Фото: SIEGENIA. Олег Ардатовский, глава Представительства SIEGENIA GRUPPE в России
Шоковое повышение цен, снижение покупательной способности, откат в низкий сегмент производителей окон VS ожидания и прогнозы. Как реализовался сезон 2021 года, и как, спустя 9 месяцев работы, чувствует себя рынок строительных технологий и материалов, редакция tybet.ru спросила у главы Представительства SIEGENIA GRUPPE в России Олега Ардатовского.
Олег, насколько стабильна в 2021 году ситуация для бизнеса в стройке? Что происходило весь год на рынке светопрозрачных конструкций в РФ, и что происходит сейчас?
– По моим многолетним наблюдениям, строительный сегмент рынка каждый год показывает разную картину в отношении месячных колебаний спроса. Этот год не был исключением: в начале года наблюдался активный рост, потом некоторое замедление в мае, потом опять рост в июне, позволивший догнать плановые показатели месяца. Общий итог полугодия положительный: мы фиксировали небольшой рост объектовых продаж как по нашим продуктам, так и в целом по рынку.
Однако дальше ситуация опять поменялась. Июль, август, сентябрь – это самые сезонные месяцы, планы на эти месяцы самые высокие. Но в этом году с середины июля начался, не скажу, что спад, но отсутствие того самого высокого сезонного спроса. Так, обороты июля и августа примерно равны июню, что при высоких планах дает общее снижение к результату за 8 месяцев к прошлому году. В отдельные месяцы (июль или август) падение к месяцу прошлого года составляло до 20%, по итогам 8 месяцев итог по рынку 0 – минус 5%.
Если говорить о причинах, то можно назвать сразу несколько. Частный строительный бизнес находится в сложной ситуации – очень сильно влияет рост цен на все виды строительной продукции, при этом не всегда обоснованный. Невозможно спланировать какие-либо долгосрочные проекты, тем более с фиксированным финансированием, когда через месяц себестоимость продукции становится выше согласованной отгрузочной цены. Частному бизнесу нужна определенная стабильность экономической ситуации, которой сейчас, к сожалению, нет.
Фото: SIEGENIA. ЖК «Восточный парк» оснащён фурнитурой SIEGENIA
Как отразилась ситуация с ценами на работе SIEGENIA GRUPPE? Можете поделиться итогами первого полугодия 2021?
– Событие, или скорее процесс, который буквально потряс весь рынок – шоковое повышение цен. Даже пандемия с ее ограничениями выходит на второй план. Получая новые прайсы на комплектующие, нередко несколько раз в неделю, оконные компании вынуждены постоянно повышать цены на свою продукцию. Это непросто и на частном рынке, где вопрос цены остается важным фактором, и еще более сложно для строительных заказов, где цена контракта почти всегда фиксирована.
В первом полугодии у нас также прошло повышение цен, но нам удалось сделать его минимальным – особенно в сравнении с другими комплектующими – стеклом, металлом, профилем. Рост цен на конечный продукт влияет негативно и на нас: это ведет к тому, что часть спроса на готовые изделия переходит в более бюджетный сегмент. Производители, пытаясь удержать конкурентную цену на окна, применяют более дешевые комплектующие, в том числе и фурнитуру. В итоге спрос на качественные изделия среднего ценового уровня может сильно сократиться, а это тот сегмент, в котором мы активно работаем с нашим базовым продуктом.
С другой стороны, рост цен на SIEGENIA был минимальным. На фоне повышения стоимости остальных комплектующих, доля фурнитуры в стоимости изделия становится еще меньше. Это значит, что клиенту можно предложить более дорогой, функциональный вариант системы, и это увеличение для него совсем не так заметно. Это дает нам прямую возможность для развития доли нашего флагманского продукта TITAN AF, и тем самым компенсировать потери в среднем сегменте. Что по факту и происходит: доля TITAN AF по итогам полугодия выросла у нас на 7%, это прекрасный результат, тем более в текущих условиях.
Фото: SIEGENIA. За первое полугодие 2021 года доля флагманской фурнитуры TITAN AF в линейке SIEGENIA
выросла на 7%
Сколько раз повышались цены на фурнитуру в этом сезоне? Можно ли говорить о стабилизации процесса?
– Производители фурнитуры проводили повышение цен в разные сроки и на разные проценты. Кто-то начал повышать цены в начале года, большинство провело повышение весной, в апреле. После этого было еще несколько повышений в начале и в середине лета. Еще один рост цен по отдельным брендам был отмечен совсем недавно, в сентябре. В результате основная масса фурнитурных компаний вывела 2 повышения, и мы были в их числе.
К сожалению, говорить о стабилизации цен тяжело, и даже, наверное, невозможно. Стоимость материалов растет, также влияет форс-мажор в виде наводнения в Германии, где пострадали несколько ключевых поставщиков компонентов для производителей. Сейчас какой-то конкретной информации о возможном повышении цен до конца года нет, но ситуация может быстро поменяться.
Фото: SIEGENIA. Производство фурнитуры TITAN
в Германии
Насколько чувствительны ваши клиенты – производители окон, СПК – к ценовой динамике, как вы работаете с лояльностью?
– SIEGENIA уже давно не только производитель качественного продукта.
Последние 5 лет мы постоянно наращиваем долю присутствия на рынке, повышаем свою маржинальность и развиваем клиентскую базу, параллельно работая над лояльностью существующих клиентов, для нас это действительно важно.
Привлекательность SIEGENIA на рынке создаёт комплекс из трех составляющих: востребованный продукт, профессиональная команда и комплекс сервиса. Последнее сейчас развивается в направлении «сервис 360 градусов» – набор услуг и поддержки в направлении маркетинга, обучения, сопровождения, которые позволяют клиенту расти вместе с нами. Совместно с клиентом мы разрабатываем полноценный проект с индивидуальным набором сервисов под задачи партнера. Над ним работает пул экспертов SIEGENIA, что позволяет нам вместе достичь гораздо большего, чем просто точечная поддержка.
Таким образом, SIEGENIA – одна из немногих фирм, предлагающих индивидуальные и при этом комплексные решения для клиента с точки зрения сервиса. Мы готовы отслеживать тенденции рынка и адаптироваться под изменяющиеся условия вместе с нашими партнерами, гибко реагировать на их запросы. И даже изменять устоявшиеся технические решения в продуктах. Это создает ту самую лояльность, которая позволяет свести до минимума риск потери партнера при ценовом колебании нашего продукта. Поэтому сервисная стратегия — это то направление, в котором мы будем двигаться вперед. Рынок не оставляет выбора, мы развиваемся вместе с ним.
Фото: SIEGENIA. Партнёры SIEGENIA, «Оконный Портал» на встрече «SYNERGY PRO офлайн» для профессионалов оконного рынка
Что и кто определяет сегодняшний спрос на СПК, есть ли новые требования к фурнитуре со стороны покупателя?
– Из двух сегментов, строительного и частного, растущий спрос показывает именно стройка. Возможно, дело в том, что частный клиент, глядя на нынешние цены на окна, часто отказывается от покупки или откладывает на потом. По итогам года доля строительного сегмента может составить 50% рынка. В соответствии с этим и перераспределяется спрос в сторону бюджетных объектных решений. Доля эконом-сегмента в фурнитуре может составить по итогам 2021 года также до 50%.
Вместе с тем уже упомянутый эффект снижения стоимости фурнитуры в окне присутствует и в строительстве, поэтому многие застройщики рассматривают системы на уровень выше. Вместе с тем застройщики в целом обращают большее внимание на качество и инновации в фурнитуре – это влияние горького опыта и рекламаций и, я надеюсь, нашей активной просветительской работы с этой аудиторией. Такие продукты SIEGENIA, как вентиляционные системы, многозапорные замки, TITAN AF все чаще встречаются в объектах, идет много запросов на просчеты. Некоторые застройщики прописывают наши продукты как единственные, которые имеют право применяться на их объектах.
Определенные изменения в требования вносит новый ГОСТ 23166, и во многом эти изменения к лучшему. Для новых объектов стали обязательными элементы детской и противовзломной безопасности. Некоторые из новых требований не относятся к фурнитуре – например, защитный экран на французском окне, но являются по-настоящему важными с точки зрения защиты от несчастных случаев.
Фото: SIEGENIA. Детский сад в Москве оснащён оконными проветривателями AEROMAT midi
Какие ваши продукты, для каких проектов сегодня продаются лучше всего?
– Здесь я отмечу динамику по продажам сдвижных конструкций – порталов. Малоэтажное строительство активно развивается по всей стране, поэтому популярность сдвижных конструкций растет (в том числе широкоформатных), рост по этому сегменту фурнитуры превышает у нас 60% к прошлому году. Достижение такого уровня является для нас очень важным в формировании нашего общего результата. Это следствие не только рыночного тренда, мы системно работаем в направлении развития порталов и вкладываем в него очень много сил и ресурсов.
Еще один растущий сегмент – системы для дверей KFV, в особенности направление многозапорных замков. Несмотря на более высокую цену, их выбирают все чаще. В большинстве случаев это связано с желанием защитить свой дом от непрошеных гостей.
Тема взломостойкости в принципе активно развивается, в том числе благодаря развитию частного домостроения. Если говорить о нас, то мы это направление выделили в отдельный вектор для развития.
Еще одно перспективное направление – скрытолежащие системы фурнитуры, в том числе для алюминиевых конструкций. Уже сейчас в нашем портфеле большое количество проектов с применением скрытолежащей фурнитуры ALU axxent PLUS. Наши партнеры оценили удобство такого вида фурнитуры и применяют ее практически во всех своих проектах.
Отдельная тема – алюминиевый профиль с 16 мм пазом. Многие профильные компании увеличивают продажи профиля с таким решениям – и у нас есть продукт, который полностью удовлетворяет требованиям рынка.
Фото: SIEGENIA. Дом в Подмосковье с PORTAL HS
остеклил партнёр SIEGENIA, «Остров Окон»
Какие проекты вы намерены реализовать до конца 2021 года?
– Во-первых, это уже упомянутая сервисная стратегия, которая включает в себя дальнейшее развитие программы «Синергия», самого успешного проекта в области мотивации персонала в отрасли и, как мне кажется, за ее пределами. Много планов по развитию учебных программ SIEGENIA, с упором на цифровые форматы – у нас есть собственная онлайн платформа обучения, которая будет наполняться новыми уроками и курсами. И это только малая часть, всеми новостями по запуску проектов будем обязательно делиться здесь, на tybet.ru.
Если говорить про продуктовое направление, то в наших планах продолжить развивать портальный сегмент: по итогу года мы рассчитываем на результат продаж в этом сегменте выше 50% к прошлому 2020 году. А к 2019 году прирост в 2 раза!
Другим активным направлением развития являются продукты сегмента «умный дом» в области СПК: автоматика для окон и дверей, «умные» вентиляционные приборы, системы безопасности. Вывод максимального ассортимента продуктов из нашего портфолио на российский рынок является для нас стратегическим проектом в 2021 году.
Если смотреть чуть дальше, то 2022 год будет годом 25-летия SIEGENIA
в России. Мы будем привлекать к этому событию максимум внимания, как со стороны оконных компаний, так и со стороны объектно-архитектурного сообщества. Планируется целый ряд мероприятий и программ, посвященных этому юбилею, чтобы 2022 год стал настоящим «годом SIEGENIA» в индустрии.
Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru