«Через 5-7 лет объёмы продаж алюминия и ПВХ могут сравняться». Интервью tybet.ru с генеральным директором «РОТО ФРАНК» Виктором Мелиховым


«Через 5-7 лет объёмы продаж алюминия и ПВХ могут сравняться». Интервью tybet.ru с генеральным директором «РОТО ФРАНК» Виктором Мелиховым

Фото: Roto. Виктор Мелихов, генеральный директор компании «РОТО ФРАНК»


Середина осени – оптимальное время, чтобы оценить и осмыслить, как отработал сезон рынок светопрозрачных конструкций (СПК). Особенно, если этот сезон – 2021 год, проверивший на прочность и цепочки: поставщик – производитель – дилер – клиент, и всю систему отрасли в целом. Своими оценками строительного сезона 2021 в интервью tybet.ru поделился генеральный директор «РОТО ФРАНК» Виктор Мелихов.

Виктор Анатольевич, как предварительно оценивают ситуации текущего года в «РОТО»?

– В начале октября можно уже смело говорить об итогах девяти месяцев работы СПК рынка. С января 2021 года по июнь включительно мы наблюдали ударный рост в оконной отрасли, потребности которой превышали более чем на 20% плановые показатели первого полугодия года. Но уже с июля текущего года началось замедление, которое продолжилось в августе. Считаю, что в 2021 году оконный рынок повторит объемы 2020 года. Если говорить более подробно, то в сегменте частного заказчика, который меняет старые окна, наблюдается значительное снижение интереса, связанное с двукратным увеличением стоимости изделия. Некой компенсацией этой тенденции является рост объемов частного домостроения, но пока не на 100%. Строительная же сфера показывает достаточно динамичные обороты. В целом, по нашей оценке, объем введенного в строй жилья в России составит около 82 млн. м2.

Насколько равномерна эта статистика по России?

– Безусловно, ситуация меняется от региона к региону. В числе «сильных» городов — Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург. Здесь и темпы строительства значительно более высокие, и качество и технологичность на более высоком уроне. Регионы, которые традиционно считаются менее активными, конечно, показывают другие результаты. В последние годы мы наблюдаем на рынке увеличение доли СПК из алюминия. Лидерами этого роста являются Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Юг России.

Алюминий и ПВХ – в каком соотношении продается фурнитура Roto в 2021 году? В каком из сегментов Вы видите наиболее устойчивый спрос в перспективе?

– В течение всей истории пребывания компании Roto на территории России, Беларуси и Казахстана, самым востребованным продуктом всегда была поворотно-откидная фурнитура. 2021 год не стал исключением и на оконном рынке по-прежнему в центре внимания остается поворотно-откидная оконная система. При этом все наши усилия, которые мы прикладываем уже на протяжении трех лет в рамках развития алюминиевой фурнитуры в зонах нашего присутствия, приносят значительные результаты. Сегодня мы видим большой интерес потребителей в сегменте систем для алюминиевых окон. И у нас есть все основания полагать, что эта динамика сохранится, в том числе, в следующем году. Алюминий увеличивает свою долю не только в России. Такие же позитивные изменения происходят и на европейском, азиатском и американском рынках. Думаю, что примерно через 5-7 лет объёмы продаж алюминия и ПВХ могут сравняться, поскольку уже в текущем году ценовая дистанция между этими продуктами значительно сократилась, а архитектурные тренды чаще ведут к применению алюминия.

Что-то поменялось в этом году в отношениях с вашими клиентами – производителями СПК? Какие главные требования у рынка к поставщикам фурнитуры сегодня?

– Как минимум, мы вместе с нашими клиентами повзрослели за этот год. Безусловно, отношения с клиентом меняются вместе с тем, как меняется обстановка на рынке СПК РФ. И совершенно очевидно, что каждый его участник, будь то производитель, дилер или клиент, должен оперативно адаптироваться к новым условиям бизнеса. В противном случае ожидания успеха будут тщетными. В первую очередь оконная индустрия ждет от поставщиков качественных продуктов, что мотивирует Roto Frank Holding AG интегрировать технологии, предлагать инновационные решения для окон и дверей, подготавливать индивидуальное, идеальное сочетание продукта и сервиса.

Так, благодаря своим технологическим качествам фурнитура Roto NX к концу года в общем объеме будет составлять более 70%, и мы планируем завершить перевод оставшихся 30% к февралю-марту 2022 года. Также в фокусе внимания рынка по-прежнему остаются сиcтемы Roto Patio, Door и продукты Roto AL, которые постоянно обновляются. Для реализации сбыта продукции огромную роль играет маркетинговое продвижение и активный диалог с клиентом – сегодня это наши ключевые задачи.

Как в 2021 году вы работаете с ценой, и как это отражается на прибыли компании?

– С ценой в этом году мы работали очень бережно, особенно по отношению к нашим клиентам. Вопрос ценообразования всегда является достаточно тонкой субстанцией, редко кто из нас припомнит случай, когда разговор о повышении стоимости (а именно такую тенденцию демонстрирует цена на материалы сегодня) мы воспринимали с воодушевлением. Последний год диктовал нам исключительные обстоятельства, совсем непохожие на предыдущие периоды, обусловленные непростой ситуацией с сырьем на мировом рынке. Это касается разных отраслей. Значительно подорожали металл, стекло, дерево и материалы для производства ПВХ-окон. Логично предположить, что все эти трансформации также влияют на стоимость наших продуктов. Мы до последнего момента максимально используем внутренние ресурсы, чтобы не реагировать на изменения себестоимости, но, когда такой возможности уже нет – аргументированно информируем рынок о соответствующих изменениях. Что касается прибыли компании, наша деятельность в текущем году обеспечивает выполнение всех целевых показателей.

Назовите самые эффективные, на Ваш взгляд, неценовые способы конкуренции фурнитурных брендов в этом году? 

– С моей точки зрения, этот сезон, как многие прошлые и будущие, не будет отличаться кардинальным образом. Ценовая конкуренция – это тупиковый путь. Roto Frank по всему миру и российское подразделение, как и прежде, фокусируются на внимании к клиенту, то есть, до мельчайших деталей изучаются потребности производителей окон и дверей, чтобы затем реализовать полученные сведения в рамках высокоэффективного взаимодействия (в соответствии с заданными параметрами) со всеми участниками рынка: поставщиками, переработчиками, потребителями, архитекторами и строителями.

Какие дополнительные возможности и риски могут еще возникнуть до конца 2021 года? Макросреда – это понятно, а какие внутриотраслевые вопросы и на что могут повлиять? 

– Исторически так повелось, что во второй половине года мы реализуем практически 60% объёма на рынке и сейчас, в начале октября, уже находимся на финальной стадии сезона 2021. До конца года глобальных событий на оконном рынке уже не произойдет, отечественная СПК-индустрия продолжает свою работу в штатном режиме.

Можете ли сказать, что подъем и динамика в стройке – это устойчивый долгосрочный тренд? Ваши прогнозы?

– Тренды, которые мы наблюдали в строительстве в последнее время, будут меняться. Такая перемена в первую очередь связана с особенностью отрасли. Для ее долгосрочного роста требуется значительный набор. Также не стоит забывать и о том, что строительная индустрия всегда находится под влиянием общеэкономической ситуации, она зависит от действий федеральных и региональных властей и уровня дохода населения. Да, сейчас ее динамика достаточно активна, она связана с выполнением правительственной задачи – довести к 2025 году уровень ввода жилья до 120 млн. м2 против 80-82 млн м2, на уровне которого мы находимся сейчас. Но предполагаю, что эта тенденция не будет иметь в дальнейшем бурной динамики.

Какие крупные проекты Roto вы планируете реализовать до завершения года? 

– Все стратегические задачи, которые стояли перед компанией «РОТО ФРАНК» на период 2021 года, уже практически выполнены. При этом у нас есть несколько проектов, которые на данный момент только разрабатываются внутри предприятия и будут реализованы в начале следующего года. Об их запуске оконному рынку мы расскажем немного позже. Давайте дождемся торжественного повода, например, кануна Нового года.

Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru