Шоковый эффект от ухода западных брендов сгладится и станет совершенно незаметным. Эксперт – о ситуации с поставками зарубежных материалов для стройострасли и их импортозамещении


Шоковый эффект от ухода западных брендов сгладится и станет совершенно незаметным. Эксперт – о ситуации с поставками зарубежных материалов для стройострасли и их импортозамещении

Фото: shutterstock.com. Стройка

Тема поставок зарубежных строительных и отделочных материалов для стройки остаётся актуальной последние несколько лет и довольно обширна. Помимо материалов речь идёт и о технике, комплектующих, лифтовом оборудовании и т.д. Интересно, что при всех сложностях и явной тенденции на преобладание российских и китайских товаров, поставки из европейских стран не прекратились. О том, как обстоят дела с ними сегодня, насколько успешно проходит импортозамещение в разных сегментах отрасли и чего ждать в ближайшие годы, в интервью изданию «Московская перспектива» рассказал Илья Фролов, управляющий партнер девелоперской компании STENOY.

Как оцениваете ситуацию с импортозамещением в строительстве?

– В России постепенно происходит импортозамещение строительных материалов и комплектующих. Происходит это не максимально возможными темпами, но все-таки прогресс виден, и виден достаточно хорошо. К концу 2024 локализация стройматериалов и оборудования осталась на уровне 2023 года. Основные общестроительные материалы широко представлены на отечественном рынке. Что же касается высокотехнологических систем и программного обеспечения, то это все те же импортные технологии. С другой стороны, есть очевидный прогресс в увеличении продукции китайского производства, а также в упрощении поставок из недружественных юрисдикций любого необходимого оборудования и технологий.

Насколько выросли цены в связи с изменением логистики и как это повлияло на увеличение издержек?

– По сравнению с 2022 годом, когда санкции и закрытые границы поставили в ступор российский бизнес, в настоящее время логистические цепочки уже достаточно хорошо настроены и удорожание по причине логистики не превышает 5%-10%, даже при поставках товаров из европейских стран.

Из каких стран вместо европейских сейчас больше всего поставок?

– Очевидно, с уменьшением европейских поставок резко выросли поставки из Китая, а также на рынок вышли поставщики из Индии и Ирана, присутствие которых ранее было практически незаметно.

Несмотря на санкции, до сих пор есть какая-то доля европейских поставок. Какова она в строительстве? Как изменилась логистика и цены?

– Из европейских стран поставляется достаточно много комплектующих. Это как отделочные материалы для внутренних работ, так и фасадные системы, сантехника и инженерное оборудование. Доля европейских комплектующих снизилась в премиальном сегменте практически вдвое, а что касается массового сегмента – там эти материалы и ранее практически не присутствовали. При этом, как уже было сказано ранее, стоимость логистики обычно не превышает 10%, и не оказывает существенного влияния на ценообразование конечного продукта.

В каких сегментах лучше всего с импортозамещением в России (стройматериалы, сантехника и т.д.)?

– Основная волна импортозамещения была связана с локализацией европейских производств на протяжении 2008-2022 годов. После ухода иностранных брендов, в данном сегменте появилось много российских производств. Это и комплектующие различного типа, и, по большей части, общестроительные материалы, фасадные, оконные системы, отделочные материалы, инженерное оборудование среднего ценового сегмента. В последние годы стал заметен фактический уход западных поставщиков из сегмента благоустройства и российские поставщики смогли заместить производство детских и спортивных площадок, покрытий и МАФов самого высокого уровня. И сейчас девелоперам нет никакой необходимости обращаться к иностранным поставщикам. Фактически повсеместно отечественные поставщики заменили иностранных в системах управления зданием («умный дом»), резко выросло использование отечественного керамогранита, сантехнического и осветительного оборудования.

Где ситуация ещё далека от идеала? И когда, по-вашему, и при каких условиях можно импортозаместить недостающие материалы или оборудование?

– Невозможно заместить авторские отделочные материалы. Например, керамогранит определенного дизайнера или дерево специфической обработки. Также достаточно сложно заместить технически сложные устройства. Такие как: современные высокотехнологичные лифты, передовые оконные системы, системы кондиционирования и вентиляционное оборудование. Однако, и смысла производить локально весь спектр материалов и оборудования тоже никакого нет. Все необходимое в своем базовом варианте в России производится, и этого достаточно для массового сегмента...

Как обстоят дела с поставками и импортозамещением сантехники?

– В Россию осуществляются поставки абсолютно любой сантехники, включая продукцию европейских заводов. Для массового сегмента вся необходимая сантехника уже давно производится в России, а для премиальных проектов нет никаких проблем с поставками сантехники из Италии или из Германии, например.

Есть ли проблемы со стеклом и окнами?

– Также как и с сантехникой ситуация с оконными системами абсолютно нормальная – все необходимые комплектующие производятся в России и в дружеских странах, например, в Белоруссии. А, при необходимости поставить передовую оконную систему европейского производства довольно просто и такие системы широко используются сейчас в новом строительстве.

Наблюдается ли до сих пор нехватка материалов для отделки фасадов особенно в премиум-сегменте?

– Нехватки материалов как таковой нет, но нет и затоваренности рынка, поэтому действительно необходимо заказывать поставку за 2-4 месяца до момента освобождения производства, плюс добавлять к этому срок изготовления изделий. Поэтому с точки зрения застройщиков, имеющих сложности с планированием и предварительным заказом, действительно может сложится впечатление о дефиците нужного материала в данный конкретный момент.

Как, по-вашему, будет складываться ситуация с поставками и импортозамещением в ближайшие годы?

– При сохранении даже существующей логистической цепочки никаких проблем с поставками необходимых материалов не будет. При этом процесс импортозамещения продолжается, все больше продукции выпускается отечественными поставщиками, либо поставщиками из дружественных стран. А значит, шоковый эффект от ухода западных брендов сгладится и станет совершенно незаметным.