2024 – 2025: «Рынок стекла и стеклопереработки в России очень стабильный». Интервью tybet.ru с коммерческим директором Larta Glass Александром Четвериковым
Фото: Larta Glass. Александр Четвериков, коммерческий директор Larta Glass
С 2022 по 2024 год самые заметные события для российской отрасли светопрозрачных конструкций происходили в сегменте производства стекла и стеклопакетов. В частности, покупка в этом периоде сразу трех иностранных заводов по производству листового архитектурно-строительного стекла российской девелоперской компанией ГК «ФСК» позволила сохранить в стране технологии и аккумулировать мощности этих заводов в лице нового крупного игрока – группы компаний «Ларта Гласс» (бренд Larta Glass).
О результатах работы Larta Glass по итогу 2024 года портал tybet.ru писал в ноябре. Как события стекольного рынка отразились на отрасли СПК, и что будет дальше, главному редактору tybet.ru Марине Суднициной на полях Российского оконного конгресса рассказал коммерческий директор Larta Glass Александр Четвериков.
Александр, на конгрессе много говорили про план «Б», который сегодня должен быть на рынке у каждого. В чём он заключается для отдельного оконного производителя, и в чём – для вашей компании?
– План «Б» – это, прежде всего, гибкость и адаптивность. Мы осознаем, что рыночные условия постоянно меняются, поэтому диверсификация становится основой устойчивости. Это релевантно, как для отдельного оконного производителя, так и для нас, потому что, несмотря на разницу в масштабах, оперативная деятельность во многом схожа.
Как производитель стекла, мы стараемся максимально диверсифицироваться по разным сегментам. Исторически, для нас всегда были фокусными архитектурный и оконный сегменты. Сейчас мы понимаем, что не можем позволить себе такую приоритетность. Существует и интерьерное направление. Мы должны равноценно учитывать это, и при любом сценарии иметь возможность перераспределять ресурсы в зависимости от ситуации, которая сложится на рынке.
То же самое с территориальным аспектом. Развитие плотного взаимодействия с другими рынками – это также определенная диверсификация. Несмотря на то, что основным рынком сбыта остается наш домашний рынок, мы активно развиваем экспорт, наращивая присутствие на рынках СНГ и на ближайших территориях, например, в Турции. Если где-то что-то пойдет не так, должна быть возможность реагировать.
Для оконных компаний ситуация на рынке развивается аналогично. Сегодня, чтобы быть конкурентоспособным, недостаточно ограничиваться только ПВХ-конструкциями. Рынок стремительно меняется, и сегменты начинают интегрироваться. Когда речь идет об остеклении дома, помимо стандартных стеклопакетов, часто требуется использование закаленного стекла, например, для входных групп или стилобатных частей. Оконная компания, желающая работать с такими проектами, должна иметь возможность предложить оба этих решения.
Важно не ограничиваться только ПВХ-направлением, но также расширять ассортимент, включая алюминиевые конструкции, закаленное стекло и интерьерные решения. Это дает компании гибкость и способность быстро адаптироваться к изменениям на рынке.
Территориально у оконных компаний гораздо меньше логистическое плечо, но поиск разного рода партнеров, клиентов и отсутствие зависимости от дилерской базы, это тоже сейчас очень важно. Не обязательно полноценно присутствовать везде, но обеспечить себя возможностями необходимо. В этом наши ситуации схожи.
Почему мы вообще говорим о плане «Б», какая объективная ситуация на рынке сейчас, и что еще может измениться?
– План «Б» означает, что существует слишком много факторов, которые не поддаются контролю.
В более стабильной политической ситуации вы обладаете данными, которые можно проанализировать и определить вектор развития. Сейчас это не работает, потому что есть внешние факторы, которые всё ломают на корню. Требуется обеспечение гибкости. На рынок 2025 года мы смотрим аналогично.
Оценки по снижению потребления имеют место быть, но они не носят критичный характер. Главное то, как сокращение объемов рынка воспринимает каждый игрок. Тот же «Самолёт» (прим ред. – ГК, застройщик) в ходе конгресса говорил об этом не в негативном, а в позитивном ключе, как о возможности для перепозиционирования и увеличения долей. Это важно, потому что общий рынок – это совокупность многих сфер применения, начиная от стандартной классификации: «первичка», «вторичка», вторая «вторичка» и т.д.
Есть сегмент, когда стеклопакет состоит из двух прозрачных стёкол. А есть сегмент, когда в каждом окне обычного жилого дома используется и закаливаемое, и обычное стекло и, как минимум, низкоэмиссионное покрытие. Это – продукция с добавленной стоимостью и с более сложной производственной цепочкой. Прибыльность на такой комплектации гораздо выше, чем на прозрачном стекле. И если на рынке сокращение происходит за счет прозрачного стекла, но при этом растет сегмент с добавленной стоимостью, усложнённой переработкой и увеличенными объемами, то это пространство, в котором можно нарастить и улучшить свои результаты.
Каждый регион тоже ведет себя немного по-разному. На московском строительном рынке ожидается снижение по объему ввода массового жилья. Но при этом, накануне, практически все крупные застройщики ушли в регионы, потому что там появляется возможность составить конкуренцию локальным игрокам. Сказать, что ожидается бум регионального строительства, сейчас нельзя, но каждый из регионов – это потенциальная возможность нарастить объём и достичь каких-то своих экономических целей.
Фото: Larta Glass. Пресс-тур на заводе «Ларта Гласс Раменское» по случаю Дня работника стекольной промышленности, ноябрь 2024
На фоне того, что в России появляется всё больше сложных продуктов с добавленной стоимостью, можно ли говорить, о том, что на рынке остекления количество перешло в качество?
– Это очень интересная история. Во-первых, на рынке всегда стояла проблема последней мили, потому что конечный потребитель не обладал полнотой знаний для выбора окна со всеми характеристиками. Сегодня это уже не так. Мы, как производители стекла, много инвестировали, чтобы повысить эту информированность.
Также мы проводили работу на уровне законодательства, чтобы нормы энергоэффективности были интегрированы в СП, обеспечив, таким образом, минимизацию потерь энергии, и ее рациональное использование.
И третий ключевой фактор – активизация жилищного строительства и конкуренция застройщиков. Льготная ипотека последних лет стимулировала спрос и дала потребителям возможность выбирать. Возник конкурсный процесс, который потребовал от девелоперов задумываться об эстетике объектов строительства. Теперь им стало недостаточно просто построить коробку. Это случилось, конечно, не сразу, но конкуренция, определенный уровень зрелости превратили окно из биржевого продукта в ключевой элемент дома.
Всё это вместе позволило достичь цели, когда конечный потребитель сегодня делает осознанный выбор в пользу современных продуктов с добавленной стоимостью.
В каких цифрах вы оцениваете рынок остекления и свою динамику по итогу 2024 года? Какой у вас прогноз на 2025-й?
– В основном мы используем статистическую оценку, где ключевой показатель – объем рынка оконных ПВХ-конструкций. В текущем году он составил 32-34 млн кв. м, хотя это всё относительно.
Одно дело всё свалить в общую кучу, другое – когда понимаете, что интересно, а что нет. Например, мы уже достаточно давно не воспринимаем рынок простых стеклопакетов. Потому что нам не нужен весь рынок, а только та часть, где мы можем предложить что-то достойное. Таким образом, даже оценка доли на рынке Larta Glass не носит какого-то практического применения для выстраивания нашей стратегии.
Ожидание падения общего рынка связано со стройкой. Помимо отмены ипотеки существует комбинация других факторов, которые оказывают негативное влияние на прогноз. На 2025 год мы закладываем падение всего рынка где-то на уровне 7%.
При этом для себя прогнозируем рост по отношению к текущему году, драйвером которого будут стёкла с напылением. Мы очень расширили свою продуктовую линейку, проработали предложения для разных сегментов (архитектурного, оконного и интерьерного) и будем наращивать долю. В плане общего снижения мы не привязаны к рынку, и видим, что у нас имеется достаточный арсенал для решения поставленной бизнес-задачи.
Дополнительно скажу, что в 2026 году у Larta Glass запланирован ремонт на заводе в Раменском. В этом периоде нам также нужно будет поставлять на рынок стекло, следовательно, в течение 2025 года его потребуется накопить.
Так как задача реализовать объем любой ценой перед нами не стоит, мы сфокусируемся на том, что у нас получается лучше всего. Это будут продукты, кардинально меняющие характеристики конечного изделия, несущие в себе эмоциональную и эстетическую ценность, а также функционал в плане энергосбережения и солнцезащиты.
Фото: Larta Glass. Команда Larta Glass на международной строительной выставке Big 5 2024 в Дубае
А что сейчас происходит за пределами нашего рынка? Есть ли в соседних странах потенциал для российских компаний?
– Свято место пусто не бывает, все рынки, которые нас окружают, уже сформированы. Но когда это становится конкурентным, тогда и начинается взаимодействие.
Мы работаем с рынком СНГ с начала запуска наших заводов. Там мы присутствуем не столько в объеме поставляемого флоат-стекла, сколько в проектах по напылению.
Сегодня в фокусе для нас рынок Турции, там есть возможность предлагать, но локальный охват по каким-то базовым продажам делает масштабное присутствие нецелесообразным. Однако, когда вопрос касается спецификации, информирования и более глобальных задач, чем закрытие фасада, тогда выбирают нас.
Почему санкции не смогли «убить» российский рынок остекления? Насколько устойчива сегодняшняя модель, и что можно изменить к лучшему?
– Рыночная модель сейчас видоизменяется под воздействием внешних и внутренних факторов.
Стоит сказать, что рынок стекла и стеклопереработки в России очень стабильный. Несмотря на то, что игроки здесь «плюс-минус» одни и те же, сегодняшние компании сильно отличаются от того, какими они были пять лет назад, начиная от производителя профиля, стекла, заканчивая дилерами и т.д. Все прошли эволюционно-революционную трансформацию, вместе с этим меняется и сам рынок – он естественным образом достигает оптимальной формы для текущей ситуации.
Если раньше существовало чёткое разделение между архитектурным и оконным рынками, то за последние три года эти сегменты начали пересекаться, к тому же добавился интерьерный сегмент. В крупных строительных проектах уже недостаточно просто указать фасадное стекло и убедить архитектора в его преимуществах. Сегодня важно учитывать также элементы интерьера, балконные ограждения и другие аспекты, которые раньше не попадали в фокус. Это стимулирует компании становиться более многофункциональными. Одни выступают в роли центров компетенции для более мелких игроков, другие предоставляют специализированные услуги – таким образом, формируется новый баланс на рынке.
Даже на рынке стекла, с одной стороны, производителей в стране немного, с другой стороны, нас достаточно для того, чтобы обезопасить рынок в целом. Если произойдет что-то экстраординарное, потеря одного игрока не приведет к тому, что всё схлопнется. То есть, модель нашего рынка становится очень адаптируемой к внешним факторам, её крайне сложно сломать.
Фото: Larta Glass. Команда Larta Glass на Российском оконном конгрессе в Турции, ноябрь 2024
Larta Glass – соорганизатор Российского оконного конгресса 2024 года. С какой целью вы принимали участие, и какие впечатления оставил конгресс?
– Сейчас очень эмоциональное время. Информация о том, что 2025 год будет провальным и кардинально повлияет на бизнес, витает во многих сферах, в том числе в отрасли СПК. Наша задача, состояла в том, чтобы показать рынку, что мы видим ситуацию по-другому, готовы делиться своим более позитивным восприятием и оказывать поддержку.
Также было заметно, что потребность общения в отрасли сильно перезагрузилась. Если бы такой конгресс проводился два года назад, от него не последовало бы такого эффекта. Все компании рынка были сильно погружены в свою проблематику.
Сегодня возможность пообщаться с коллегами из разных сфер позволяет почувствовать, что ты с проблемой не один на один, а есть группа людей, смотрящих на ситуацию по-разному. За столом мы говорили практически об одном и том же. Понятно, что впереди еще много всего и обязательно будет еще что-то новое, но мы столько всего пережили, что напугать нас всех вместе уже достаточно сложно, и рынок продолжит двигаться вперёд.
Мы приближаемся к концу года. Какие у вас пожелания для коллег по рынку в 2025 году?
– Пожелание – всегда иметь опору, которая поможет пережить любые перемены. Для кого-то опора – это семья, для кого-то – работа, для кого-то – хобби, но самое главное, чтобы у вас всегда была точка силы. Как сказано великим Архимедом: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю». Счастливого нового года!
С наступающим!
Подготовлено редакцией tybet.ru.
Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru