tybet.ru – 10 лет развития
Как возникла роль о создании сайта, посвященного рынку пластиковых окон (т.е. почему именно пластиковые окна, а не что-либо другое)? Существовали ли уже другие сайты с такой тематикой? Ориентировались ли на какие-то зарубежные аналоги? Какие цели ставили (как затем эти цели развивались, уточнялись, расширялись)?
Идея родилась очень просто, такого сайта в Интернете не было :) В то время я работал в отделе маркетинга компании «Хоббит» и по роду работы постоянно собирал разную информацию. Отсюда и выбор темы, направления.
Сайт с самого начала задумывался как сосредоточие информации про окна, систематизированной и полезной как покупателям, так и профессионалам. К сожалению, никаких зарубежных аналогов не было, и, кстати, в таком виде нет до сих пор.
Цель проста – сделать удобную площадку для обмена информацией оконщикам. Конечно, в самом начале больше времени и сил тратилось на программирование функционала и сбор информации, ее упорядочивание и «причесывание».
Если кто-то занимался интернет-проектами, хорошо знает, что нельзя просто сделать сайт и все. Сайт каким-то волшебным образом постоянно переделывается, видоизменяется и дополняется, что-то просто исчезает за ненадобностью, как в живом организме – процесс непрерывен. Ведь для «живого» проекта самое главное – постоянный контакт с пользователями, участниками, рекламодателями, а это само по себе несет мощный заряд постоянных видоизменений.
Сначала из конференции сайта на отдельную площадку выделился форум, сейчас это главное место обмена мнениями о рынке forum-okna.ru, потом возник сайт оконного покупателя tybet4you.ru, далее на самостоятельный и совершенно автономный сайт переехала торговая площадка и доска коммерческих объявлений tybet3market.ru.
Насколько развит был тогда сам рынок пластиковых окон?
Рынок в то время переживал свой «золотой век». Окна были модным продуктом и позволяли при относительно небольших инвестициях зарабатывать очень не плохие деньги. Информации в Интернете было мало, впрочем, как и самих оконных сайтов. Главная дискуссия всех форумов была одна – вредны ли пластиковые окна. Кстати, самого понятия «форум» почти не употребляли, были только «конференции» на сайтах.
Как все начиналось (количество людей, как подбирали офис – подробности обустройства)? Как осуществлялось развитие – поступательно или были качественные «скачки»? Можно ли сказать, что tybet.ru рос вместе с рынком – т.е. какая тут зависимость?
Начиналось все прозаически. Вечерами и по выходным, иногда почти сутками первый год я работал один. Мне очень повезло, я нашел работу администратора офиса, что позволяло мне находиться на работе практически круглосуточно. Из «Хоббита» пришлось уволиться, так как совмещать было невозможно.
Первый сотрудник, а потом почти сразу и второй появились лишь в конце 2001 года. Хотя сайт стремительно развивался, наполнялся, росли возможности и количество посетителей, но денег, как это не было печально, не приносил. Чтобы форсировать разработку и продвижение, мне приходилось оплачивать почасовую работу наемных сотрудников из своей небольшой зарплаты.
Первый офис, точнее уголок с телефоном, появился только в 2002 году в выставочном комплексе на Брестской.
Сколько было партнеров изначально и сколько теперь?
Мне приятно об этом вспоминать, первым серьезным стратегическим партнером стала компания «Калева». Остальные компании давали рекламу очень скупо и на небольшой срок.
Главной своей задачей я видел не просто привлечение рекламодателя, а удержание его, предоставление услуг и возможностей для постоянной, партнерской работы, а не разовых рекламный акций. Очень трудно было убедить рекламодателя, что неделя-две «на попробовать» ничего не даст, нужно два, три месяца. Сейчас уже смешно это вспоминать, но большинство воспринимали меня как вымогателя :)
Сегодня мы сотрудничаем почти со всеми ведущими компаниями.
Позволю себе заметить плохую тенденцию на информационном рынке окон. Несколько лет назад компании активно делились информацией, публиковали новости, писали статьи, и т.п., сейчас же все предпочитают читать про конкурентов, совершенно не заботясь о собственной информационной политике. Руководствуясь принципом – меньше информации про нас самих, лучше рекламу дадим. Это приводит к излишней закрытости, кулуарности рынка, что не может не огорчать.
Каким Вам видится сайт tybet.ru сейчас, является ли он информационным лидером оконного рынка? Каковы планы?
Не буду скромничать, сайт tybet.ru является абсолютным информационным лидером оконного рынка, с большим отрывом от ближайших конкурентов. Наше кредо – честность в предоставлении информации. И если кто-то, желая быстро продвинуться в поисковых системах, начинает выпускать массу информационного шума переписывая и искажая чужую информацию, пытаясь представить ее как свою, мы таким путем никогда не шли и не пойдем.
Планы я предпочитаю всегда реализовывать. Что будет – смотрите на сайте.
Каковы на Ваш взгляд перспективы оконного рынка России – будут ли на нем структурные изменения, какими темпами будет дальше расти? Каким видится значения для оконного рынка закона об энергосбережении?
Перспективы весьма скромны. Оконный рынок постепенно переходит из «фишки» в обычную услугу, как плинтусы или натяжные потолки, или как установка дверей. Прибыль стабилизируется, сверхприбылей уже не будет никогда. Здесь мы «медленно и печально» повторяем путь развитых европейских стран. С большим опозданием переходим к консолидации и картельным договоренностям.
Если энергосбережение будет действительно приоритетной темой в ближайшее время, а не скатится на уровень чиновных игрушек, работать будет лучше всем оконщикам, ведь цена продукта неизбежно увеличится, должно повыситься и качество.