Этим летом пахло гарью...
Прежнего уклада уже не вернешь...
В школах начался новый учебный год и первое сочинение, которое писали дети, называлось традиционно: «Как я провел лето».
Московские школьники, скорее всего, написали про жару, про жуткую гарь, про то, как ходили в респираторах или про то, как родители отправляли их подальше от Москвы к бабушкам и дедушкам, в дома отдыха, а те, кто мог себе это позволить, – за границу.
А что напишут в своих сочинениях школьники из деревень Нижегородской, Рязанской, Воронежской и Московской областей?
Что у них теперь нет дома, и они всей деревней живут в одном уцелевшем здании школы? Что все их имущество сгорело, что их отцы неделями тушили пожары в лесах, стараясь защитить от огня то, что еще можно было спасти? Что восстановление и строительство ведется «всем миром», что люди помогают, кто чем может, но прежнего уклада уже не вернешь...
Помогать – нужно!
Жаркое лето 2010 научило нас двум основным вещам.
Во-первых, перед стихией все равны – никто не застрахован от несчастья. Человек – не властен над природой. Мы можем ставить заслоны, окапывать дома, тушить, но не можем изменить самого факта вмешательства природных сил в нашу жизнь. Никакое развитие науки и техники не меняет расстановки сил. Мы на этой планете гости, а хозяева – известно кто.
Во-вторых, и это главное, мы вспомнили о том, как хрупки порой бывают равновесие и благополучие. Вспомнили о том, что два главных человеческих качества – милосердие и сострадание. Как бы ни было трудно вырваться из замкнутого круга дом – работа – повседневные заботы, мы смогли остановиться, подумать и принять важное решение – помогать нужно!
Помогали все – обеспеченные бизнесмены, студенты, гламурные девушки, менеджеры среднего звена, старушки и сотрудники МЧС. Одни погорельцы помогали другим.
Конкретные шаги
Помогали и мы. Наши сотрудники приносили детскую и взрослую одежду, игрушки, посуду и прочие полезные вещи. Всем вместе нам удалось собрать около двадцати тысяч рублей. На эти деньги мы закупили продукты, средства гигиены и инструменты.
7 августа мы отвезли закупленные продукты в Синодальный отдел по церковной благотворительности. Мы купили все самое необходимое, вещи прямо с колес перегружали в машины и отправляли напрямую в места бедствия.
На тот момент помощь оказывалась населенным пунктам: Выкса (Нижегородская область), Криуша, Ласковский и Поляны (Рязанская область). Это пункты размещения погорельцев. Туда и были распределены наши пожертвования.
Кроме этого, свою лепту внесло руководство компании, выделив на благотворительную помощь восемьдесят тысяч рублей. Мы перевели средства на счет Синодального отдела для закупки воды.
Как выясняется сейчас, были случаи злоупотреблений, небрежного обращения с гуманитарной помощью по вине или недосмотру чиновников на местах. Были сваленные в кучу, не разобранные вещи, мокнущие под дождем.
Возникло много вопросов по поводу готовности специальных ведомств к экстренным ситуациям. Много вопросов и мало ответов. Такое часто бывает.
Но мы уверены – наша помощь дошла до тех, кто в ней нуждался. Ведь были и люди, которые брали отпуск и ехали в регионы помогать тушить и распределять помощь.
Нельзя сомневаться в доброте. Иначе – во что же тогда верить?
И еще мы надеемся на то, что школьники из пострадавших областей написали в своих сочинениях о том, что в сложной ситуации они и их родители не остались один на один с бедой, что помощь дошла, что они знают – они не одни. Теперь в сложной ситуации они тоже не отвернутся и помогут нуждающимся.
Это самый главный урок.
Спасибо всем.
И напоследок – цитата из Довлатова:
«– Есть кое-что повыше справедливости!
– Ого! – сказал Зарецкий. – Это интересно! Говорите, я вас с удовольствием послушаю. Внимание, господа! Так что же выше справедливости?
– Да что угодно, – отвечаю.
– Ну, а если более конкретно?
– Если более конкретно – милосердие...»