Кузьма Стеклов. Китайские оконные комплектующие в России сегодня (77)


← пред. след. →


Вернемся, однако, к светопрозрачным конструкциям.

Государственная политика Китайской Народной Республики до последнего времени была такова, что копирование оборудования и современных материалов только приветствовалось и поддерживалось на государственном уровне. Так появились китайские печи типа (копии) TAMGLASS, китайские стеклопакетные линии типа (копии) LISEC, аналоги профилей КВЕ и т.д., и т.п.

Я написал «до последнего времени» потому, что правительство КНР в начале прошлого года приняло решение о достаточно суровой ответственности за пиратские действия. Насколько серьезно это постановление будет выполняться – не знаю, но копии западного оборудования (в последнее время достаточно качественные) стоят вдвое дешевле своих знаменитых аналогов – по крайней мере. 

Теперь давай поговорим, читатель, о сегодняшней ситуации с поставками на российский рынок оконных технологий и материалов. К сожалению, следует отметить, что сведения о китайской оконной экспансии в Россию достаточно разноречивы и мне придется ссылаться на информацию от российских фирм и мнения экспертов.

Начнем со стекла.
Думаю, что практически все отечественные фирмы получали предложения по поставкам китайского стекла (практически «письма счастья») – от Калининграда до Владивостока. Существуют несколько складов на территории России, множество фирм, которые его предлагают. Я обсуждал проблемы качества китайского стекла, регулярности поставок и сервиса с рядом крупнейших фирм, работающих в различных регионах. Ситуация, которую они обрисовывали, практически одинакова для всех.

Каждый из них отметил, что первая пробная поставка – до 10 ящиков – была потрясающе хорошей и доставлена без задержек. У всех следующая поставка – один – два вагона – была чудовищной. Как по качеству, так по упаковке и доставке.

Всем хотелось отказаться от дальнейшего сотрудничества. Однако, в связи с относительной дешевизной стекла и его дефицитом на отечественном рынке, все продолжали попытки получения китайского стекла. Некоторые – самые слабые из тех, с кем я говорил, прекратили попытки получить качественный материал вовремя после второй попытки. Некоторые – самые стойкие и любопытные – сделали до пяти неудачных попыток. И сдались.

Однако, не все так плохо. Наиболее терпеливые – я знаю такие фирмы и в Москве, и в Иркутске, в других городах – смогли наладить регулярные поставки качественного и относительно дешевого стекла из Китая, потратив на это до 6–8 месяцев. Но сегодня они довольны и выбранным партнером, и получаемым материалом. Это еще раз убедило меня в справедливости вечной истины – главное в этой жизни терпение. И как писал Максим Горький – «Безумству храбрых поем мы песню!»

Специалисты оценивают объем китайского стекла на российском рынке сегодня примерно в 5–7%. Но это только начало. Правда, некоторые эксперты утверждают, что в 2007 году объем китайского стекла на российском оконном рынке составлял 10–12%. И существует очевидная тенденция – как только на нашем рынке начинает расти стоимость российского стекла и появляться его дефицит, все крупные оконные фирмы начинают смотреть на юго-восток.

Теперь про китайское оборудование.
Несколько лет назад один из руководителей ведущей российской компании по продаже оконного и стеклопакетного оборудования говорил мне, что не только не боится того, что китайское оборудование будет продаваться в России, но и рассматривает это, как увеличение своих продаж. Он считал, что «попавшись» на дешевом, но некачественном оборудовании отечественные оконные фирмы все равно придут к нему. Да и ремонт – дополнительный доход.

Теперь он так уже не думает. И вот почему. За прошедшие два года ситуация разительно изменилась. Если раньше некоторые фирмы покупали по два комплекта одного оборудования (для замены или дублирования), и это было выгодно, то сегодня качество китайского товара стало очень пристойным. Руководитель одной из крупнейших фирм в Калининградской области не может нарадоваться на китайскую печку для закалки стекла и ее программное обеспечение.

И эта тенденция – повышение качества – будет неуклонно продолжаться, на мой взгляд. Крупнейшие китайские поставщики оборудования организовали в Москве и некоторых других городах свои представительства и наращивают поставки в Россию. Что еще не смогли они наладить – так это качественный сервис, но и это дело наживное. По оценкам экспертов пока поставки китайского оборудования российским фирмам незначительны, но многие ждут прорыва в следующем году.

Первые поставки ПВХ-профиля из КНР, адаптированного под российские климатические условия, начались лет семь назад. Но это были единичные случаи в Дальневосточном федеральном округе. С тех пор ситуация изменилась не очень сильно и связано это, на мой взгляд, с неэффективной тактикой китайских фирм на российском оконном рынке и полной загрузкой их фирм до конца 2009 года внутрикитайскими стройками.

Неэффективность связана с тем, что основные китайские производители профиля взяли на вооружение стратегию европейских фирм периода середины 90-х годов прошлого века – поиск конкретных фирм, которым они пытаются «впарить» свой профиль вместо или в дополнение к их традиционному профилю.

Сегодня эта стратегия не так эффективна, как в то благословенное время в связи с тем, что большинство европейских фирм наладило производство профиля в России, а китайские фирмы об этом только думают. Когда они организуют региональные склады и производство в России, ситуация кардинально изменится – и в худшую сторону для европейских и отечественных производителей профиля.

А ждать, как мне кажется, осталось совсем немного. После окончания строительства олимпийских объектов в Пекине и завершения подготовки к всемирной выставке в Шанхае, китайские фирмы столкнулись со значительным снижением внутреннего спроса (да и мировой кризис тут «подсобил»). И теперь они с вожделением смотрят на Россию, да и на Европу тоже. Но мы все-таки чуть поближе будем.

Да, кстати, отмечена и еще одна забавная тенденция – осознав, что «китайское» во всем мире воспринимается до сих пор, как «халтурное», фирмы из Поднебесной массово создают совместные китайско-турецкие предприятия. И продукция, произведенная в Китае, путем переклейки «лейблов», распространяется в Европе и России, как продукция, сделанная в Турции. К этой стране у нас все-таки чуть больше доверия...

(Продолжение читайте завтра.)

При перепечатке информации обязательна активная ссылка на www.tybet.ru