«Задача операторов рынка - помогать мелкому и среднему бизнесу развиваться». Интервью с генеральным директором ЗАО «Т.Б.М.» Треневым В.Ф. о поддержке союза производителей окон
Как уже писал tybet.ru®, центральной темой завершившегося на прошлой неделе 7 Форума производителей СПК стала тема отраслевого союза производителей окон. Если для оконщиков перспектива объединения представляется туманной, то для более крупных игроков рынка материалов и комплектующих отраслевое будущее видится ясно: создание союзов, ассоциаций или институтов – необходимый шаг для регулирования и развития. О том, почему тема союзов поддерживается и продвигается, какова эффективность таких образований, и чем отметился Форум в 2011 году, мы спросили у генерального директора компании «Т.Б.М.» В.Ф. Тренева.
tybet.ru®: Виктор Феликсович, ТБМ в числе других крупных участников рынка уже не первый год поднимает вопрос о консолидации рынка и союзе оконных производителей. Предлагаете для этого даже свою поддержку. Скажите, пожалуйста, для чего вы это делаете? Это поддержка - перспективы собственного бизнеса? Или вы ратуете за отрасль, как таковую?
На этот вопрос трудно ответить однозначно, потому что уже как-то все переплелось.
С одной стороны, конечно, мы видим собственные коммерческие интересы, с другой стороны, мы понимаем, что это единственная отрасль, где мы работаем. В других отраслях «Т.Б.М.» бизнесом не занимается. Соответственно, если мы улучшаем общие условия работы на нашем рынке, прежде всего это касается производства окон, дверей, стеклопакетов, то, конечно, выигрываем и мы.
Например, если мы сможем добиться таких же законов и норм по теплосбережению, как в Германии, то нам удастся существенно поднять стоимость окна, качество окна, качество здания в целом. При создании институт, который я и некоторые другие участники Форума предлагали, к примеру, по образцу и подобию ift Rosenhime в Германии, мы сможем соответствующим образом, шаг за шагом, поднять требования, нормы, контроль, да и традиции на рынке, до европейского уровня.
Хотя, с другой стороны, считаю, что наш рынок достаточно развит. Я уже говорил на совещании, что российский рынок окон ПВХ самый крупный в Европе. И он требует нашего собственного влияния, чтобы участники рынка сами могли создавать для себя условия. Конечно, можно пропустить еще год-два, но опять же ничего не будет сделано и быстро ничего не произойдет. Поэтому, чем раньше мы начнем эту работу, обязательно учитывая мнения производителей окон, тем будет легче.
Как руководитель компании «Т.Б.М.» говорю, что «Т.Б.М.», в целом, не заинтересована в сверхконсолидации рынка, когда будут только крупные сетевые компании. Это, с одной стороны, объединяет рынок. С другой стороны, неизбежная тенденция, когда будет все больше и больше общероссийских и региональных дилеров. Я в этом тоже ничего плохого не вижу. С этими компаниями мы можем интегрироваться, развивать технологии, в том числе и культуру производства окон, культуру процессов, те же самые бережливые технологии. Но есть еще и масса средних небольших компаний, которые, я считаю, также должны существовать. У нас существуют подходы к разным клиентам, и мы будем поддерживать малые средние компании: осуществлять тот сервис, который им необходим.
Например, наша система продаж «ТБМ – Online», прежде всего, ориентирована на среднего и небольшого клиента. Для крупных клиентов у нас есть системы виртуальных складов, где они резервируют свой товар и всегда уверены, что в нужное время товар у них будет. Подразделяя своих клиентов на несколько категорий, каждой из них стремимся предлагать высокий уровень сервиса и удобства. Мы не считаем, что кто-то должен исчезнуть с рынка. Каждый своими результатами должен доказать свою конкурентоспособность. Крупные и мелкие торговые фирмы и производители окон всегда дополняют друг друга, как лес и кустарники в природе. В этом есть свой смысл.
tybet.ru®: Как, например, сможет доказать свою состоятельность и право на место очень маленькая, но добросовестная компания?
Компания «Т.Б.М.», как сеть, работает во всех регионах. У нас есть клиенты и во Владивостоке, и в Хабаровске, и в Норильске, и в Калининграде… Мы хорошо знаем эти рынки, на них нет консолидации. Клиенты маленькие, средние, они между собой конкурируют, строят сервис.
Например, крупная компания имеет свои сектора рынка. Это как бы конвейер, который производит окна безостановочно. Маленькая компания наряду с окнами, может делать другие конструкции, например, застеклять балконы, делать встроенную мебель. В этом смысле для них, возможно, производство окон не будет являться таким «потогонным» конвейерным процессом. Для них, наряду с их компетенциями, это некий другой вид бизнеса. Поэтому такой клиент тоже интересен рынку, он нужен отдельным потребителям для решения комплексных задач. В большей степени это касается производителей деревянных окон, когда вместе с окнами они делают двери, полы, покрывают лаком лестницы. Такие клиенты тоже останутся, потому что всегда будет частный заказчик, которому нужны и комплексный подход, и качество.
Мелкие производители очень гибкие. У них нет лишних расходов, высокопроизводительного оборудования, им легче перестраивать свою работу. Они даже могут на какое-то время закрывать свой бизнес, потом открывать его снова. Для кого-то это семейный бизнес, позволяющий им зарабатывать деньги и быть всем довольным. Таких компаний много, и, на мой взгляд, в этом их определенное преимущество. Думаю, что в наличии мелких производителей нет ничего плохого. Чем больше бизнеса и среднего класса будет в России, тем больше наша страна будет походить на цивилизованную. Люди будут сами за себя отвечать, а не рассчитывать на государственные пособия.
Я считаю, что задача операторов рынка состоит и в том, чтобы помогать мелкому и среднему бизнесу развиваться.
tybet.ru®: Виктор Феликсович, Вы много говорили о такой структуре, как институт или ассоциация. Не показалось ли Вам, что среди прочих сомнений со стороны производителей окон, а это - и огромное количество участников рынка, неповоротливость, неспособность договариваться и т.д., - у них есть обычное непонимание, как это вообще все будет выглядеть. Какую пользу эта организация может принести конкретно каждому из них, будут ли защищаться их интересы. У Вас, как у организатора и председателя правления Ассоциации продавцов и производителей оконной и дверной фурнитуры такой опыт есть. Но, может быть, информации об этом опыте было недостаточно? Также общественности совсем неизвестно о новом союзе и планах профилистов…
Да, Вы абсолютно правы. Одна из проблем нашей Ассоциации в том, что о ней и о том, чем она занимается, мало знают. Есть только слухи, что мы в основном договариваемся о ценах и ничем другим не занимаемся. Это вовсе не так. Я Вас приглашаю посетить одно из совещаний нашей Ассоциации. Нам, действительно, нужно больше рассказывать об Ассоциации, чтобы другим было понятно, как это можно делать.
Я считаю, что наш опыт на самом деле уникален. Когда мы создавали Ассоциацию, тоже было много скепсиса. Было мнение, что мы никогда не договоримся и не будем сотрудничать с российскими государственными органами. Оказалось, что если захотеть, можно сделать многое. В этом году нашей Ассоциации будет 5 лет. За это время мы уже решили ряд вопросов и продолжаем решать их дальше. Например, мы добились цивилизованного импорта фурнитуры в Россию совместно с таможенным комитетом.
Сегодня 90% российского импорта фурнитуры происходит в «белую». Государство получает свои доходы. Участники рынка не конкурируют с помощью серых схем, а конкурируют с помощью качества поставок и сервиса. Это очень важно. Всё это и есть путь к цивилизованному рынку.
Если вспомнить историю Ассоциации, то было все не так однозначно и просто.
У нас было 5-6 инициативных компаний: «Комплект-сервис», VBH, «ТБМ», «Рото», «Зигения». Присутствовала и помогала компания «Мако». Мы вместе сели за стол переговоров и договорились, что создаем такую инициативную группу, которая будет в дальнейшем формировать ответственность. Так и получилось. Сначала инициативная группа показала пример: сформировала устав, бюджет, а потом к нам присоединились другие участники - 16-17 компаний. Главное, нужен толчок со стороны нескольких игроков, не обязательно самых больших и важных, важно, чтобы они были активны.
Сегодня здесь, на Форуме, создалась инициативная группа среди оконщиков. Я считаю, что это первый позитивный шаг, который в дальнейшем приведет их к успеху. Другое дело, что мы не знаем, как быстро это произойдет. Может быть, тут и не нужна спешка. Важно, что у людей произошло осознание того, что им это нужно. Если бы этого не было, то никто, ни фурнитурщики, ни профилисты, за них этого сделать не смог бы. Мы не можем водить за ручку и уговаривать, а оконщики не должны ждать, что кто-то за них что-то сделает. Нужно чтобы у них сформировалась идея, потребность в этом институте или ассоциации. Чтобы можно было совместными усилиями в рыночных условиях регулировать и управлять рынком.
tybet.ru®: Виктор Феликсович, по поводу самого Форума. «Т.Б.М.», как спонсор, отчасти соорганизатор мероприятия, влиял и на тематику Форума, и на формирование программы, реализованной «СТиС». Вы считаете, что для сегодняшнего дня тема цивилизованности рынка была актуальной? На Ваш взгляд, о чем бы еще стоило поговорить? Может быть, за столом переговоров должно было быть больше участников или какой-то другой состав? Все ли в этом смысле было корректно?
Безусловно, я хотел бы сказать, что всегда легко кого-то критиковать, и выражать свои мысли на основе сделанного другими. В данном случае я бы не ставил никому оценок. Напротив, я хочу поблагодарить компанию «СТиС», генерального спонсора - Pilkington, а также других участников за организацию этого конгресса. Считаю, что это был хороший позитивный шаг.
В этот раз мы попытались объединить несколько вопросов: речь шла о регулировании рынка, как такового (цивилизованный он или нецивилизованный – вопрос риторический), о техническом регулировании рынка, что более конкретно и важно.
Здесь же, на круглых столах, обсуждали тему бережливого производства и тему маркетинга. Важность всех этих вопросов я поддерживаю, но их было многовато. На мой взгляд, некая «распыленность» не позволила обсудить ни один из них основательно.
Надо было сконцентрироваться на одной теме и эту тему более подробно и результативно обсудить.
Делаю вывод, что по бережливым проектам нужно будет собирать отдельную небольшую конференцию для тех фирм, которые этим занимаются, которым это интересно. Они смогут вынести из обсуждений определенный смысл. Я уже с некоторыми компаниями об этом переговорил, и мы такой конгресс обязательно проведем, возможно, осенью.
А что касается техрегулирования, то, на мой взгляд, состав участников данного Форума в полной мере не отражает мнения всего рынка. На рынке есть много компаний, которые просто не приехали или даже не приглашались, но они должны также влиять на вопросы по техническому регулированию.
Я думаю, что все равно наши коллеги-оконщики придут к тому, чтобы по этому вопросу была созвана масштабная конференция, на которой будут присутствовать все сильные региональные компании со всей России, и где этот вопрос они обсудят более подробно.
Если это состоится, мы, как ассоциация производителей и торговцев фурнитуры, будем готовы помочь с расходами и привнести успешный опыт, организовать встречу с представителями Rosenhime.
Сами проявлять инициативу мы не будем, потому что это опять приведет к пассивности со стороны производителей окон, чего бы не хотелось. Мы будем рядом наблюдать за этим процессом и в нужный момент подключимся для помощи.
По поводу данного Форума, одной из его задач было и неформальное общение участников, знакомство друг с другом, совместный отдых. Считаю, что это тоже очень важно для бизнеса.
tybet.ru®: Чем Вам запомнился это Форум? С какими впечатлениями и планами уезжаете?
Мне очень понравился этот Форум. Понравился заключительный день, гала-концерт, где мы все единой семьей радовались, смеялись. Запомнились поездки на Гибралтар, в маленький город Ронду. Интересной была форма ток-шоу, только, как мне показалось, нужно было тщательнее готовиться. И я бы все-таки приглашал экспертов и ведущих из отрасли, тогда было бы все еще более живо, а так это больше у нас на совещание было похоже. С другой стороны мы попытались, а это тоже очень важно, подойти к решению важных задач. Полагаю, что они будут решены. Теперь все уже зависит от инициативной группы, от объединения наших уважаемых клиентов, производителей окон.
Я благодарю Вас за интервью.
Судницина Марина, tybet.ru®