О первом месяце жизни московской амнистии перепланировок
Недавно, а точнее 1 декабря 2011 г., московские власти совершили довольно редкий для государевых людей поступок – упростили громоздкую бюрократическую процедуру согласования перепланировок (мы об этом писали в материале от 07.11.11, прим. редактора tybet.ru). Цель преследовалась благородная – убрать от кормушки алчных чиновников, которые кормились за счет согласования проектов, облегчить жизнь людям, запланировавшим скромные изменения в квартирах, и объявить амнистию тем, кто сделал перепланировку давно, но до сих пор ее не узаконил, пишет на этой неделе Интернет-журнал о недвижимости MetrInfo.Ru.
Казалось бы, такое начинание мэрии можно приветствовать криками «ура» и бросанием в воздух чепчиков. Однако москвичи отнеслись к данной инициативе весьма угрюмо. Есть у них подозрения, что она обернется тяжкими нарушениями со стороны собственников квартир и, соответственно, страданиями соседей.
Такое вот скептическое «народное мнение» сформулировал MetrInfo.Ru, штудируя данные очередного проведенного им социологического исследования. Но прежде чем знакомиться с его итогами, вспомним, в чем заключается суть изменений, вступивших в силу в начале этого месяца благодаря постановлению правительства Москвы № 508-ПП от 25.10.2011 «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах».
Во-первых, теперь самые безобидные работы, которые не представляют ни для соседей, ни для всего жилого дома никакой опасности, согласовывать не надо вообще. К такого рода работам относятся остекление балконов, перенос кухонной плиты и сантехники, разборка ненесущих перегородок и т.п. А раньше, напомним, от жильцов требовали согласовывать любую мелкую переделку.
Утвержден перечень работ, которые надо обязательно согласовывать, поскольку они представляют собой более серьезное вмешательство в «организм» дома и могут нанести вред конструктиву здания: например, устройство проемов в несущих стенах, объединение лоджий с комнатами, изменение конструкции полов.
Наконец, существует черный список действий вообще запрещенных, поскольку они однозначно нарушают прочность несущих элементов здания и увеличивают нагрузку на капитальные конструкции сверх норм.
Второе существенное изменение – практически упразднена чиновничья цепочка. Согласовывать перепланировку нужно будет лишь с Мосжилинспекцией (и Москомнаследием, если дом представляет собой культурную ценность). Раньше нужны были разрешения от массы организаций вроде Роспотребнадзора и МЧС.
Третье. Для хозяев типовых квартир разработано больше сотни вариантов самых популярных перепланировок. Эти проекты можно найти на сайте Мосжилинспекции. Плюс типового проекта заключается в том, что он достается «перепланировщику» абсолютно бесплатно, а разрешение на переустройство квартиры он получит в течение месяца.
И в-четвертых, тем квартировладельцам, кто квартиру переделал, но не получил разрешений, объявили «амнистию». Правда, узаконить без проблем можно будет только перепланировки из разряда безопасных. В квартиру к «перепланировщику» приедет представитель Мосжилинспекции. Если перепланировка не коснулась несущих конструкций, он составит акт, а БТИ внесет отметку в техпаспорте.
Что же думают москвичи по поводу всех этих изменений? Как показал опрос, более половины опрошенных (58,8%) знает о том, что столичные власти упростили процедуру оформления перепланировок, но одобряют новшество всего 36,3% участников опроса. 44,1% не определились с оценкой, а 19,6% не согласны с решением мэрии.
55,9% опрошенных горожан считают, что послабления бюрократической процедуры приведут к тому, что собственники жилья пойдут на еще более серьезные нарушения. Вот что говорят люди: «я не доверяю нашему строительству, а тут волю дадут, так порушат все стены, и дома как карточные домики сложатся»; «я против этого, и так сносят все подряд, а теперь вообще без разбору все ломать будут».
23,5% полагают, что нарушений больше не станет, а 20,6% затруднились с ответом.
Впрочем, только четвертая часть – 24,5% знают, что такое перепланировка, благодаря собственному опыту: либо они ее делали, либо были соседями «перепланировщиков», либо в этой ситуации побывали их близкие. Заметим, что никто из них не сказал доброго слова о процедуре согласования: «была незначительная перепланировка, но на согласование ушло три месяца»; «мы бы хотели произвести перепланировку, но столько наслушались, что боимся». Часть народа призналась, что перепланировку не согласовывала вообще. А вот пострадавшие от перепланировок рассказали, что у них не работает вытяжка, так как соседи ее сломали при перепланировке, потрескались потолки после того, как соседи убрали стену при объединении комнат. Поведали даже о судебном случае: «в кухне соседи сверху и снизу срезали вентиляционный шкаф. Был суд, их заставили по суду восстановить. Но одни восстановили, а другие нет».
Получается, что большинство москвичей отнюдь не на стороне «перепланировщиков». И можно предположить почему. Ослабив узду, что было вполне логичным и правильным шагом, власть не усилила ответственности за нарушения. Да и раньше особенных рычагов в руках у нее не было, управу на нарушителей она найти не могла. Людей, которые вытворяли в своих квартирах все, что заблагорассудится, никто по-настоящему не наказывал. Хотя теоретически законодательство допускает, что такого собственника можно лишить его имущества - через суд, разумеется, выставив квартиру на торги и вернув бывшему хозяину вырученные деньги. Но к этой мере никто никогда не прибегал. Штрафы же, которыми карают «злодеев», просто смехотворны – около 2500 руб!
Ни контролерам, ни разъяренной общественности любители переустройств дверь не открывают и в квартиру не пускают. Разбирательства могут длиться годами. Вот яркий пример. В прессе многократно описывалось, как обеспеченный жилец легендарного дома на Котельнической набережной перепланировал квартиру, прихватив «кусок» технического этажа и лестничной площадки. Он также установил личный лифт, устроил бойлерную. А в квартирах ниже потрескались стены, их регулярно заливает.
Единственный стимул для «узаконивания перепланировки» – если собственник собирается квартиру продавать, и тогда ее нужно привести в соответствие с документами. Однако на деле квартиры с несогласованными перепланировками преспокойно продаются – просто приходится делать скидку, в свидетельстве о собственности будет стоять обременение «неузаконенная перепланировка», а обязанности по узакониванию переходят покупателю. Выполнит ли он их потом – можно догадываться.
Полностью отчет о проведенном исследовании читайте в статье «Народное мнение: нарушений по перепланировкам станет больше».
Данные журнал MetrInfo.Ru получил с помощью телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения столь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения в округах Москвы. В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста.