Стандарты НОСТРОЙ обрастают мифами


В последние месяцы вокруг деятельности Национального объединения по разработке документов технического регулирования сформировался ряд мифов.

Особенно в мифотворчестве преуспел некий сайт «ЗаСРО», настаивающий на правильности и профессиональности собственных непрофессиональных трактовок. «Мы обратились к профессионалам — в Департамент технического регулирования Национального объединения строителей — и там нам помогли разобраться, где миф, а где реальность на поле стандартизации», — пишет отраслевой Интернет-журнал Строительство.RU
.

Миф первый. В течение 2010—2012 гг., потратив 400 млн рублей, Национальное объединение строителей «создало аж 92 стандарта НОСТРОЙ», из чего посредством несложной арифметической операции деления авторами мифа делается вывод, что стоимость разработки одного стандарта составляет 4,3 млн рублей.

Полученный результат, хотя и соответствует правилам арифметики из учебника Малинина и Буренина, не имеет ничего общего с правильным ответом. Дело в том, что авторы мифа неправомерно отождествили суммарные расходы НОСТРОЙ по разделу сметы «Техническое регулирование» с расходами по статье «Софинансирование разработки стандартов Национального объединения строителей», которая является только частью названного раздела. На самом деле раздел «Техническое регулирование» включает также такие статьи расходов, как «Софинансирование разработки и экспертизы сводов правил (СНиПов) обязательного и добровольного применения, межгосударственных строительных норм и сводов правил», «Организация разработки национальных приложений к Еврокодам», «Софинансирование разработки (актуализации) и экспертизы технических документов комплексной Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности зданий и сооружений» и ряд других направлений работ, выполняемых в рамках Соглашения о сотрудничестве с Минрегионом России.

Авторы мифа не учитывают также, что значительное число проектов стандартов НОСТРОЙ находится на стадии разработки и не входит в итоговое число 92.

Обращаем внимание, что в соответствии со сметами, размещенными на сайте НОСТРОЙ в 2010—2012 гг., запланирована разработка стандартов НОСТРОЙ на общую сумму 231 646 775 рублей, заключено договоров на разработку 155 стандартов (рекомендаций) НОСТРОЙ на сумму 230 551 774 руб. В настоящее время разработано и утверждено Советом НОСТРОЙ уже 98 стандартов (рекомендаций) НОСТРОЙ на правила производства работ, методы контроля за их проведением и результатами.

Таким образом, финансирование Национальным объединением договора на разработку одного стандарта НОСТРОЙ составляет в среднем 1, 4875 млн рублей, что в 2,9 раза меньше, чем названная авторами мифа сумма 4,3 млн. руб., якобы потраченная на разработку одного стандарта НОСТРОЙ.

Миф второй. «Непонятное качество стандартов НОСТРОЙ», «низкое качество стандартов снижает конкурентоспособность самих строителей», «плагиат, компиляция, переписанные СНиПы».

Для подтверждения справедливости навешивания таких ярлыков на сайте «ЗаСРОнцев» размещены заказные и проплаченные заключения неких экспертов по нескольким стандартам НОСТРОЙ. Авторы анонимок пишут о том, что стандарты НОСТРОЙ переписаны из других источников. Более того, в договорах на проведение экспертиз дается задание проверить, является ли стандарт «полностью новым».

Чтобы развенчать этот миф, придется напомнить, что каждый строитель и специалист, применяющий на практике СНиПы и национальные стандарты, прекрасно знает, что любой нормативный технический документ должен быть увязан с другими документами (в ГОСТах, например, содержится до 15—20 ссылок на другие стандарты). Даже стандарты на новые инновационные материалы и технологии базируются на широко применяемых на практике стандартизованных методах испытаний, расчетов и исследований. При составлении технических заданий на разработку стандартов НОСТРОЙ увязка их с другими документами является обязательным условием разработки. В мире не существует «полностью новых» стандартов, т. к. стандарт — это воплощение существующего и подтвержденного практикой опыта. Особенности зданий и сооружений таковы, что инновация, не закрепленная в стандарте, опасна для строительства. Инновация должна стать стандартом, как в свое время колесо, болт, гайка, а применение инновации должно стать опробованной технологической схемой. 

Поскольку разоблачение мифа о «низком качестве стандартов» требует обстоятельной дискуссии в кругу специалистов, 4 марта 2013 года по инициативе Департамента технического регулирования Национального объединения строителей состоялась интернет-конференция на тему «Актуальные вопросы разработки и применения стандартов НОСТРОЙ». В конференции приняли участие представители крупнейших научных и проектных институтов строительной сферы, специалисты, которые в течение многих лет профессионально участвуют в разработке нормативно-технических документов, проектировании и строительстве с использованием этих документов. Кроме того, в режиме он-лайн в конференции участвовали представители саморегулируемых организаций, строительных организаций десятков городов нашей страны от Санкт-Петербурга до Владивостока, Владикавказа и Перми, а также представители средств массовой информации.

Для участия в конференции были приглашены представители СРО НП «Лучшие технологии строительства», заказчика т. н. «независимых» экспертных заключений, однако в публичную дискуссию ни очно, ни дистанционно они вступить не решились.

Миф третий. Строительным организациям стандарты НОСТРОЙ не нужны, они их не знают и не применяют.

Для придания веса этому мифу «ЗаСРОнцы» приводят письмо некоего профессора строительного университета, кавалера медалей СССР за сдачу строительных объектов, подписавшегося не совсем обычным именем Филипп Сосисков. Автор письма полагает, что «весьма спорно при существующем законе о техрегулировании вводить на всю страну единый способ производства работ, и это при наличии разных и конкурирующих поставщиков технологии, материалов и оборудования, да и сами строители конкурируют между собой!».

В несостоятельности этого мифа легко убедиться, хотя бы поверхностно ознакомившись с информацией о применении различных стандартов НОСТРОЙ десятками строительных организаций на десятках объектов. Одно только строительство дорог чего стоит! А еще активно внедряются стандарты по вентиляции, навесным фасадам, железобетонным конструкциям и так далее.

Кстати, излишне говорить, что в Интернете Филипп Сосисков обнаружен исключительно на сайте «ЗаСРОнцев», никаких кавалеров медалей, а тем паче орденов СССР с такой славной фамилией «в списках не значится».

Миф четвертый. Непредсказуемость и высокая вероятность негативных последствий для строительных организаций-членов СРО в случае принятия СРО стандартов НОСТРОЙ в качестве собственных стандартов

В качестве доказательства цитируется письмо руководителя одного из СРО, который обнаружил, что утверждение общим собранием СРО стандартов НОСТРОЙ в качестве стандартов данного СРО влечет за собой «три пренеприятнейших последствия»:
  • необходимость для СРО контролировать соблюдение членами СРО требований стандартов;  
  • возможность контроля соблюдения членами СРО требований стандартов со стороны Гостройнадзора;  
  • при отсутствии возможности для строительной организации-члена СРО соблюдать утвержденные этим СРО стандарты этой организации придется искать себе другую СРО, где не приняты никакие стандарты профессиональной деятельности, при этом оставив свой взнос в компенсационный фонд и вступительный взнос.  

Хотелось бы обратить внимание читателей, что в качестве ключевой меры противодействия перечисленным в упомянутом письме руководителя СРО «пренеприятнейшим последствиям» принятия стандартов фактически предлагается отказаться от соблюдения законодательства Российской Федерации в области саморегулирования.  

Напомним, что согласно положениям части 2 статьи 4 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности». Из совместного прочтения части 2 статьи 55.1 и ст. 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации также следует, что «содержанием деятельности саморегулируемой организации являются разработка и утверждение» стандартов и правил саморегулируемой организации, а также «контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих документов».

Напомним также, что создание Системы стандартов НОСТРОЙ было общим решением всех СРО, принятым единогласно на втором Всероссийском съезде саморегулируемых организаций в строительстве в г. Санкт-Петербург в 2010 году. Создание Системы стандартизации Национального объединения строителей было признано одним из важнейших приоритетных направлений деятельности Национального объединения, что было подтверждено последующими съездами. Все организационно-методические документы Системы прошли публичное обсуждение и были утверждены Советом НОСТРОЙ. Программа стандартизации НОСТРОЙ формируется по заказам прежде всего самих СРО, и ее реализация софинансируется СРО.

Действительно, как без стандартизации можно достичь высокого уровня безопасности и качества в строительстве — основных целей саморегулирования, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации? Государство наделило СРО правом обеспечивать допуск на рынок именно тех строительных организаций, которые способны строить безопасно и качественно. Любой специалист прекрасно понимает, что сделать это без наличия современных нормативных технических документов невозможно в принципе.

Отсутствие у саморегулируемых организаций стандартов профессиональной деятельности, стремление сохранить за ними исключительно функцию выдачи допусков на выполнение строительных работ обесценивает их деятельность и создает угрозу ликвидации саморегулирования в строительной сфере.

Кроме того, необходимо напомнить, что централизованно разработанные стандарты НОСТРОЙ выгодны для малого и среднего бизнеса, не имеющего возможности разработать собственные стандарты. Стандарты, помимо прочего, обеспечивают применение новых технологий и материалов в строительстве, упрощают выход на рынки регионов и взаимодействие с заказчиками и надзорными органами именно потому, что единые нормативные технические документы применяются членами СРО от Калининграда до Сахалина.


С мифами и реальностью журналу помогал разбираться
заместитель директора Департамента технического
регулирования НОСТРОЙ
Александр КУРСКИЙ