Преступление без наказания: спам


Российские спамеры держат от 25% мирового рынка и зарабатывают от 127 млн долларов в год.

Есть не так много мировых рынков, где россиянам удалось добиться заметных успехов. Пожалуй, в спамерском бизнесе наши соотечественники заняли такую мировую долю, которая нефтяникам и газовщикам и не снилась.

Рассылка спама – настоящее киберпреступление и серьезный теневой бизнес с оборотами в сотни миллионов долларов в год. Кроме собственно самого рекламного мусора, спамеры рассылают письма, содержащие вирусы (порядка 3% спамерских писем содержат вредоносные программы) или ссылки на специальные ресурсы, которые сделаны с целью получения личной информации пользователя, включая данные его кредиток. Кроме того, сам по себе спам, составляющий, по оценкам «Лаборатории Касперского», 83–84% почтовых сообщений, излишне нагружает сети и почтовые серверы.

Все это, разумеется, незаконно. Прецедентов поимки и осуждения спамеров в России пока не было, несмотря на лидерские позиции россиян в мировом обороте этого бизнеса. Впрочем, некоторые имена публикуются в интернете. По данным американской организации Spamhaus, большинство из топ-10 крупнейших спамеров планеты, опубликованного на сайте, – выходцы из России и стран СНГ.

По данным РАЭК, российские спамеры заработали в 2009 году 127 млн долларов. В организации оценивают рыночную долю спамеров из России в 25% глобального рынка спама, оцениваемого, соответственно, в полмиллиарда долларов. Впрочем, некоторые эксперты уверены, что доля россиян, умело маскирующихся под спамеров из других стран, сильно зашкаливает за 50% мирового рынка.

По оценкам РАЭК, на спамеров из СНГ приходится уже около 60% всего спама в мире, при этом основной источник спама – зараженные компьютеры в США и странах Западной Европы. При этом ведущие игроки этого рынка, по оценке экспертов, зарабатывают порядка 100 тыс. долларов в месяц.

В России действительно не известно ни одного прецедента привлечения спамера к ответственности. Спам у нас запрещен законом «О рекламе», где даже отсутствует само понятие спама и не прописаны санкции. За нарушение ст. 18 закона рекламораспространитель несет ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. ФАС, контролирующая исполнение закона, не имеет полномочий для проведения оперативно-разыскных мероприятий по установлению лица, ответственного за спам, а уполномоченные на это органы не могут их проводить в связи с отсутствием в российском административном и уголовном законодательстве ответственности за рассылку спама.

Для того чтобы такие законы были эффективными, необходимо выработать согласованное законодательство, которое действовало бы в большинстве стран, что представляется труднодостижимым в обозримом будущем.

По материалам сайта Частный Корреспондент