Энергоэффективность требует переосмысления?


26 апреля Российское энергетическое агентство (РЭА) собрало в Москве представителей регионов, чтобы в очередной раз подвести итоги реализации закона об энергосбережении, принятого в 2009 году. Два года работы чиновников привели к осознанию ими необходимости переноса срока реализации его основных положений — и усиления ответственности саморегулируемых организаций энергоаудита, пишет газета «Коммерсант».

Сто процентов регионов РФ наконец написали программы по энергосбережению. Заместитель главы департамента энергоэффективности и модернизации ТЭК Минэнерго Алексей Кулапин рассказал, что в 2011 году 54 из 83 регионов получили фактически весь годовой объем причитавшихся им, согласно госпрограмме до 2020 года, федеральных субсидий (5,1 млрд руб. из 5,27 млрд руб.; распределяются в зависимости от объема софинансирования) на реализацию своих программ, но освоили федеральные деньги только 6 регионов, а 28 не потратили ни копейки. «Управление программами очень плохое. Использование субсидий не говорит о качестве рационализации энергопотребления»,— сделали вывод в РЭА. Директор по разработке программ и развитию законодательства РЭА Ирина Задирако говорит, что регионы чаще всего не ставят перед собой стратегических целей, ограничиваясь утеплением домов и установкой стеклопакетов.

Представители регионов, в свою очередь, в кулуарах конференции жаловались: правительство слишком поздно приняло постановление о выделении им субсидий — освоить деньги, которые пришли в сентябре, до конца года физически невозможно. Вчера выяснилось: очередное постановление правительства о выделении субсидий на 2012 год до сих пор не принято, но представитель Минэнерго призвал регионы до июля подготовить все необходимые документы, сообщив, что неэффективные их пользователи (а это, по данным агентства, 51 регион) претендовать на новые ассигнования не смогут.

Глава РЭА Тимур Иванов, в свою очередь, заявил, что «многие из мероприятий, реализованных в первый год исполнения госпрограммы, носили предынвестиционный характер». Основное из них — получение энергетических паспортов. Заместитель главы Минэнерго Александр Дыбов заявил, что из 9 тыс. паспортов, полученных министерством, зарегистрировано было лишь около 800, остальные оформлены некорректно. «Мы можем сказать, что по этим обследованиям в основной массе никакой энергоэффективности добиться будет нельзя»,— признал он. Ни чиновники, ни эксперты не скрывают, что сегодня получить энергопаспорт стоит 10-15 тыс. руб. (а качественное энергообследование стоит 40-100 тыс. руб.). «По числу саморегулируемых организаций энергоаудита мы занимаем первое место в мире. А энергопаспорта зачастую информационный мусор»,— говорит исполнительный директор Центра по эффективному использованию энергии Игорь Башмаков. В РЭА намерены решить эту проблему разработкой квалификационных требований к аудиторам и введением солидарной ответственности СРО и аудиторов. А господин Башмаков считает, что необходимости в обязательном аудите нет — в такой форме он существует только в странах Восточной Европы.

Качество энергосервисного рынка в РФ отражает и тот факт, что на нем нет ни одной крупной западной компании: правовые гарантии возврата инвестиций в энергосбережение для регулируемых организаций и энергосервисных компаний в РФ до сих пор отсутствуют, а для банков энергосервисные контракты не являются основанием для предоставления финансирования. Пока в РЭА намерены решать эту проблему созданием энергофинансового агентства на базе Внешэкономбанка. «Мы планируем, что оно заработает к осени этого года, объем гарантий на первый год — порядка 2 млрд руб.»,— заявил господин Иванов. Агентство займется финансированием небольших проектов — «условно от 1 млн до 50 млн руб.», так как государство на сегодняшний день готово субсидировать процентные ставки только для проектов стоимостью 0,5-1 млрд руб. Спроса на эту госуслугу нет — слишком сложна бюрократическая процедура получения гарантий, да и таких проектов в бюджетном секторе просто нет, признают в РЭА. В Европейском банке реконструкции и развития же считают, что эффективным инструментом для привлечения длинных денег в проекты может служить факторинг, который позволит рефинансировать задолженность через продажу прав требования по энергосервисным контрактам, и предлагают государству и заинтересованному бизнесу учредить специализированную факторинговую компанию в виде ОАО.

Несмотря на то что общий настрой чиновников вчера оставался позитивным, в РЭА считают, что два года правоприменительной практики в сфере энергосбережения доказали необходимость внесения массы поправок в 261-ФЗ, КоАП и другие законы — сейчас они обсуждаются в Минэнерго. Параллельно с этим будет продолжаться разработка подзаконных актов под действующую редакцию 261-ФЗ.