Замена остекления балконов в новом доме вопреки управляющей компании
За прошлый год в кемеровскую полицию поступило 17 обращений от горожан, недовольных работой оконных фирм. Чаще всего люди сообщали о том, что компании, в которые они обращались, не выполняют условия договора и затягивают сроки выполнения заказа, сообщает gazeta.a42.ru. Когда же сотрудника компании вызывают в полицию, он обычно отвечает, что не отказывается от обязательств по договору – просто у фирмы в данный момент временные финансовые трудности. Стражам порядка оконщик обещает установить окно недовольному потребителю и, как правило, обещание свое исполняет. Как отмечают полицейские, в 2012 году подобных сообщений было гораздо больше, но благодаря работе правоохранительных органов, удалось значительно уменьшить количество недобросовестных компаний на рынке.
«Есть оконные компании, которые экономят на всем: закупают самую дешевую фурнитуру, самый дешевый пластик и самую дешевую армацию, затем собирают окно и продают. Самое интересное, что эти окна долго не стоят, а выгоду они получают большую. Получается в итоге заколдованный круг: вроде ты ставишь окно за большие деньги, а через два-три года тебе надо его менять, – рассказывает кемеровчанин Антон, монтажник окон. – Очень повезет, если попадутся грамотные монтажники, тогда это окно может подольше постоять, потому что в таких конторах очень часто работают не только не по технологии, а вообще не понятно как. Будьте бдительны, и если есть какие-то проблемы, не бойтесь обращаться в суд».
По словам Андрея Дубского, заведующего отделом защиты прав потребителей при городской администрации, в ситуации жителя Кемерово Максима (читайте tybet.ru от 24 января 2014 года В Кемерово компания «Студия светопрозрачных конструкций» использует наименование «Профиль-К» в мошеннических целях) при заключении договора необходимо было составить эскиз изделия, где бы отражались необходимые особенности или прописать в эскизе требования к окну, каким образом должны открываться створки и так далее. В такой ситуации, когда нет эскиза, что-либо доказать будет сложно, отмечает специалист. Можно будет подать в суд и привести туда свидетелей, но стопроцентной уверенности, что суд будет руководствоваться их показаниями – нет. Эта фирма может точно также привести двух других свидетелей, которые будут утверждать, что истец заказывал именно это. Но, если они в срок, установленный договором, не выполнили свои работы, в таком случае потребитель вправе требовать возврата денег.
«Если вы купили квартиру в новом доме, а там что-то некачественное, то зачем свои личные деньги тратить на то, чтобы эти недостатки устранить и обращаться в какие-либо другие фирмы? Надо требовать у застройщика привести переданную квартиру в соответствие со строительными нормами и правилами, – говорит Андрей Дубский. – Если застройщик в добровольном порядке не устраняет недостатки, то потребитель может провести независимую экспертизу и обратиться в суд. Вся необходимая юридическая помощь может быть оказана специалистами отдел защиты прав потребителей».
Сегодня немало горожан недовольны качеством квартир в кемеровских новостройках. За пару часов около 20 человек откликнулись на опрос редакции и написали в группе «ВКонтакте» о недостатках остекления в своих квартирах: «огромные щели в окнах, рамы в ветреную погоду громыхает так, что уснуть нельзя, а во время дождя вода заливает лоджию». Писать претензию застройщику готовы единицы – многим проще все самим переделать.
Однако жильцам «Кемерово-Сити» переделывать остекление запрещает управляющая компания. В дополнительном соглашении к договору, которые подписывали собственники, сказано, что они не должны «производить переустройство, перепланировку помещения, переоборудование балконов и лоджий… без согласования с УК и получения соответствующего разрешения в установленном законом порядке».
Редакция «Газеты Кемерова» задалась вопросом, имеет ли право управляющая компании выдвигать подобные требования и обратилась за разъяснением к Дмитрию Малинину, председателю Коллегии адвокатов «Юрпроект»: «В российском жилищном праве сейчас действуют максимальная свобода для собственников помещений в многоквартирном доме, которой они не очень активно пользуются. Это к вопросу, что никто не запрещает им на общем собрании наделить управляющую компанию правом запрещать жильцам многоквартирного дома замену остекления.
Но по закону этот вопрос вообще не входит в компетенцию управляющей компании, так как она должна оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлять коммунальные услуги. Общим имуществом многоквартирного дома балконы жильцов не являются (статья 36 ЖК РФ, Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491), за исключением балконных плит – это общее имущество жильцов. К оказанию коммунальных услуг это также отношения не может иметь.
А в отношении переоборудования и перепланировки (в приведенной ситуации пункт 3.2.3. договора на управление многоквартирным домом) – статья 25 Жилищного кодекса России также четко определяет, что это за явления. Замена остекления балкона к ним не относится. В этом пункте договора речь идет про запрет выводить батареи на балконы, устанавливать там дополнительное электроосвещение и отопление, делать из балконов жилые помещения. И дело даже не в управляющей компании. В данном случае могут быть затронуты как вопросы переоборудования помещения, так и перевода из нежилого в жилое. На все эти действия требуется получать разрешения местных органов власти и соблюдать порядок, предусмотренный законом».