Окна раздора: потребитель и исполнители услуги разошлись в оценках ее качества


Потребитель отстаивает свои права на качество оказанной ему услуги. Исполнитель считает, что изъянов в евроокнах нет, как и нарушений в их установке. Как разобраться, кто прав?

В редакцию «Брестской газеты» Николай Гордейчик, житель Бреста (Беларусь) обратился, по его словам, после того, когда все аргументы в общении с ИП, который поставлял стеклопакеты, были уже исчерпаны, а решение проблемы так и не найдено. Его обращения в компетентные органы также не дали нужного результата, пишет b-g.by.

80-летний брестчанин Николай Алексеевич рассказал корреспонденту, что замену в своем доме обычных деревянных рам на стеклопакеты он планировал давно. Но договор купли-продажи на евроокна и второй – на их установку заключил не он, а его супруга Анна Яковлевна. Причем данные документы были ею подписаны с двумя разными предпринимателями. Пенсионер в это время отсутствовал, а когда вернулся домой, то его ждал «сюрприз» в виде трех стеклопакетов, установленных, по его мнению, с нарушением нормативов и технологий.

«Вся эта канитель тянется с 23 мая минувшего года, в этот день и были подписаны договоры, – поясняет Николай Гордейчик. – Когда я приехал домой, то увидел, что качество установки всех трех окон ужасное. Очень расстроился, хотя мне это категорически противопоказано, ведь я инвалид второй группы, у меня проблемы с сердцем, кардиостимулятор стоит. Но все оставить как есть, я не мог. Обратился к продавцу стеклопакетов, потому что уже имел с ним дело раньше при замене двери. Ведь в договоре с предпринимателем Петровым, который ставил окна, номер телефона отсутствует. А когда ИП Борщевский приехал, я так и спросил у него, мол, что же вы тут натворили».

«Письменно обратился в общество защиты прав потребителей, а оттуда меня послали в областную инспекцию Госстандарта, которая должна дать свое заключение по поводу качества установки стеклопакетов, – продолжает Николай Алексеевич. – В обществе защиты прав потребителей сказали, что моим делом займутся, только если будут обнаружены нарушения. К нам приходил инспектор, смотрел, замерял, а потом прислал письменный ответ, что нарушений требований технического кодекса по размерам окон и монтажных зазоров не выявлено.

Я с этим выводом категорически не согласен. Ведь видно, что размер оконных коробок слишком мал по сравнению с проемами. Огромные ниши заполнены пеной. Окна будто не стоят, а висят в проеме. Другая фирма вставляла окна, так совсем другое дело: коробка поставлена на стену проема, она плотно села, и не понадобилось огромного количества пены. Из-за всего этого до сих пор не выношу из комнат старые рамы…

А у стеклопакетов, что у ИП Борщевского заказаны, под подоконниками снаружи оставлены большие ниши. В одной из них прошлым летом завелись осы, что только я ни делал, чтобы от них избавиться. Да что осы, там под подоконниками мелкие птицы могут гнездиться! Из-за неправильной установки окон откосы придется делать слишком толстые, стройматериалов на них уйдет уйма. Когда снимали старые рамы, со стен так пооббивали штукатурку, что теперь для ее ремонта мне нужно снимать батареи отопления. Я и в Минск в Госстандарт обращался, но они мне прислали точно такую же отписку, как и местная инспекция».

 

Связавшись с ИП Борщевским, корреспондент «БГ» выслушала и противоположную сторону этой конфликтной ситуации.

«Как индивидуальный предприниматель, я имею право только продавать окна, – говорит Юрий Владимирович. – Я являюсь дилером предприятия-производителя. У Гордейчика побывал инспектор Госстандарта, который не нашел никаких нарушений. Реализованные мной окна ГОСТам соответствуют стопроцентно. У меня есть на них вся нужная документация, сертификаты соответствия. Я причастности к установке окон вообще не имею. Но, на мой взгляд, ИП Петров, который этим занимался, уложился в существующие нормативы. Есть определенные правила, подоконник на старое место никогда не ставится, обычно его делают сантиметров на 5-6 выше. Чтобы установить так, как хотел клиент, пришлось бы сбивать кирпич снаружи, нарушать конструкцию с улицы.

Мы даже предлагали пенсионеру сделать откосы к окнам. Но он ответил, что цена за них слишком высокая. Тогда мы пошли ему навстречу и предложили выполнить откосы за наш счет, чтобы успокоить пожилого человека. Однако он и от этого наотрез отказался. Даже при инспекторе из Госстандарта он просто не хотел разговаривать. Хотя ко мне претензий нет, жалобу клиент написал именно на меня, поэтому мне и пришлось заниматься улаживанием ситуации».

Примерно такую же оценку ситуации дал и предприниматель Вадим Петров.

«При установке окон все было сделано правильно, по ГОСТу, и этот факт проверялся, – поясняет ИП. – Ситуация странная, честно говоря, получается. Мы предлагали сделать откосы, но человек почему-то отказался. Непонятно, чего он от нас хочет.

Размер окна теперь ведь уже никак не изменишь. Если бы они были больше буквально на пару сантиметров, то это уже стало бы нарушением установленных стандартов. Также, к примеру, клиентом поднимался вопрос о том, что подоконник стал выше, чем раньше. Это произошло и потому, что впереди на фасаде была кладка кирпичная, а вторая находится ниже, лежит неровно, не так, как должно быть. Такое видел во многих домах. Считаю, что для восстановления штукатурки совсем не требуется снимать батареи, как представил это клиент.

Никаких ниш под подоконниками снаружи просто не может быть, потому что все запенено, а насекомые в пене жить не станут. Я там был, и все эти моменты проверялись. Клиент обо всем, что он считает нарушениями, говорил инспектору Госстандарта, но в итоге никаких нарушений по установке окон не было выявлено».

Вот такая неоднозначная и неприятная для обеих сторон ситуация сложилась между потребителем и исполнителями услуг. А предметы спора, вокруг которых он завертелся, впору назвать окнами раздора.

В ходе беседы с Николаем Гордейчиком выяснилось, что со своей проблемой он обращался в общественное объединение «Берестейский потребитель». Его руководитель Виктор Кучун поделился с корреспондентом своим мнением: если инспекция Госстандарта не выявила нарушений, то и подавать иск в суд не имеет смысла. А проведение экспертизы больно ударит по карману.

Корреспондент довела позиции участников этого противостояния до председателя областной организации «Белорусское общество защиты прав потребителей» Ирины Марковой. Она пообещала ознакомиться с имеющимися у Николая Гордейчика документами и поискать вместе с ним и исполнителем работ выход из этой ситуации.