Жители Гусь-Хрустального не хотят жить в домах-памятниках из-за обязательств по окнам


Жители Гусь-Хрустального не хотят жить в домах-памятниках из-за обязательств по окнам

Проблемы с инспекцией по охране памятников затронули многих жителей Гусь-Хрустального, ведь в городе 244 мальцовских дома, пишет 6tv.ru. Гусевчане рассказывают, что с лета прошлого года инспекция начала требовать с них выполнения охранных обязательств. Жители c чиновниками не согласны, ведь ни один дом не сохранил своего первоначального вида, как это было в ХIХ веке. А требований от инспекции немало, и они почему-то для каждого конкретного случая разные. 

Людмила Курашова, жительница мальцовского дома: «Окна нужно сделать в старом стиле. Они должны быть с расстекловкой. Окна должны быть деревянными. Теперь мы боремся-боремся, и сказали «ладно, пускай будут пластиковые, но с расстекловкой». Крыши были сделаны черепицей, но если уж мы на то идём, почему кому-то разрешается делать металлочерепицей, кому-то шифером, кому-то оцинковкой»

По словам жителей, за невыполнение этих требований инспекция налагает штрафы до пяти тысяч рублей. Кроме того, теперь, чтобы провести любые ремонтные работы в своём собственном доме, нужно ехать во Владимир и получать на это разрешение. Продать своё историческое жильё тоже сложно – ведь дом с обременениями и покупать его никто не хочет. Одно из последних требований по установке мемориальных табличек крайне возмутило жителей. Собственники домов должны разработать проект, согласовать его с инспекцией и изготовить табличку из долговечных материалов, таких как гранит или мрамор. 

Надежда Полевова, жительница мальцовского дома: «Прикинули, сколько табличка выходит. На дом – это где-то около 50 тысяч со всеми проектными изысканиями, разработками, поездками во Владимир на согласование, несогласование и так далее. Живут в одном доме женщина с двумя детьми, потом пенсионеры живут, то есть таких денег нет».

Жители никак не могут понять, зачем и почему вдруг на них свалилось столько проблем, но предположения после общения с руководителем инспекции у них всё же появились.

Надежда Полевова, жительница мальцовского дома: «Я задала вопрос ему: «Зависит ли финансирование инспекции от количества памятников, на что получила утвердительный ответ. Чем больше памятников, тем финансирование выше, то есть содержание самой инспекции выше».

Руководитель госинспекции о недовольствах гусевчан знает, но говорит, что от закона не уйдёшь. Собственники должны выполнять охранные обязательства за свой счёт. Госинспекция готова пойти навстречу жителями и не требовать немедленного исполнения предписания, если у людей нет денег. 

Евгений Гранкин, начальник инспекции по охране объектов культурного наследия: «Мы в каждом случае разбираемся отдельно, оказываем практическую помощь, но я бы ещё порекомендовал и органам местного самоуправления может быть с некотороми предпринимателями проводить работы и так далее, где обстановка очень тяжелая, с пенсионерами».

Жители же хотят, чтобы деньги на выполнение охранных обязательств выделяло государство. Но, понимая, что такой вариант невозможен, собственники намерены добиваться исключения своих домов из реестра памятников. 

Евгений Гранкин, начальник инспекции по охране объектов культурного наследия: «Исключается в двух случаях. Или физически его нет, или историко-культурная экспертиза культурного значения он не имеет. Тогда предоставляются документы собственником».

Однако за повреждение памятника, говорят в инспекции, грозит штраф вплоть до нескольких миллионов рублей. А проведение исторической экспертизы проводится за счёт средств собственников. И стоит она больших денег – около полумиллиона рублей.

Мальцовские дома построены в 60-80-х гг. ХІХ в. Дома построил для своих рабочих известный на всю Россию предприниматель-стеклодел, благотворитель Василий Мальцов. В 1901 году путешественники писали: «При въезде на Гусь вас поражает вид красивых домиков, каменных, крытых черепицей и железом. Таких домиков на фабрике – 425, выстроены они по трем типам: дом с кухней, дом без кухни, дом с кухней в подвальном этаже и флигелем».