AXOR: Обзор рынка СПК России за 2019 год
Обзор составлен на основе опроса руководителей компаний-производителей СПК России.
Начало нового календарного сезона в каждой отрасли всегда сопровождается подведением итогов предыдущего. Только на полученном опыте и результатах можно спрогнозировать будущую ситуацию на рынке и разработать планы, стратегию дальнейшей работы. Уже традиционно в начале сезона международный бренд AXOR, входящий в число ведущих производителей фурнитуры для светопрозрачных конструкций (далее СПК), проводит опрос крупных игроков отрасли в Российской Федерации и представляет полученные результаты в кратком обзоре рынка. Опрос проводился среди руководителей и ТОП-менеджеров порядка 130 компаний, специализирующихся на изготовлении и продаже СПК и комплектующих из различных регионов России. Мы надеемся, что представленная далее информация позволит широкому кругу участников рынка сделать выводы о состоянии отрасли и принять правильные управленческие решения для ведения бизнеса в 2020 году.
Отдельно хотим выразить благодарность всем, кто уделил время для ответов на вопросы и принимал активное участие в подготовке данного обзора.
Общие характеристики рынка в 2019 году
Как и любой другой, оконный рынок не является статичным. Он подвержен влиянию различных факторов, в число которых входят и макроэкономические, и микроэкономические, а также отражает все изменения в смежных отраслях. Плюс ко всему, оконный рынок в отдельно взятом городе и регионе может кардинально отличаться от близлежащих. По этой причине оценка состояния дел в отрасли может существенно отличаться, что и показал проведенный опрос.
Из общего числа респондентов 42% высказали мнение о падении объемов рынка по сравнению с 2018 годом, 33% опрошенных сказали о том, что данный показатель не изменился, а 25% даже отметили рост в пределах 10% по сравнению с предыдущим аналогичным периодом.
Как вы оцениваете объем рынка СПК в 2019 году относительно 2018 года?
На фоне оценки емкости оконного рынка в 2019 году, долю остекления объектов нового строительства респонденты оценили следующим образом:
По вашему мнению, какова была доля остекления нового строительства в 2019 году в разрезе общего объема рынка?
Также руководители компаний, принимавшие участие в опросе, отметили усиления конкуренции на рынке, которое стимулируется и снижением количества дилеров в регионах (подробнее об этом в разделе «Сбыт и продвижение»), и тем фактом, что цена для конечного покупателя перестала играть решающую роль. Современный покупатель более осознанно подходит к выбору и профиля, и всех составляющих элементов окна, а также оценивает авторитет компании на рынке, предоставляемый сервис и т.д. По этой причине приходится пересматривать стратегию ведения бизнеса и уделять внимание не только ценовой политике и выполнению взятых на себя обязательств, но и многим сопутствующим факторам. Ключевую роль в числе последних играет и профессионализм сотрудников, и сервис, и усиление бренда. Такого принципа в 2019 году придерживались 83% опрошенных. Наряду с изменением стратегии ведения бизнеса и развития, отдельное внимание опрошенные компании уделяли расширению дилерской сети и выходу на рынки других регионов страны, а также оптимизации издержек.
Что наиболее полно отражало деятельность вашей компании в 2019 году?
Продукция
По данным опрошенных компаний, наиболее востребованной в течение 2019 года была продукция стандарт-сегмента. Её доля в общем объеме продаж составила 55%. На втором месте идет эконом-сегмент с долей в 43%. Продажи продукции премиум-сегмента носили разовый характер и в годовом объеме продаж его доля составила только 2%.
При этом предлагаемая ведущими компания продуктовая линейка в течение 2019 года либо не менялась (у 42% опрошенных), либо была произведена частичная замена комплектующих (у 33% опрошенных).
Продукция какого ценового сегмента преобладала в вашем объеме продаж в 1-ом полугодии 2019 года?
Как изменилась ваша продуктовая линейка в 2019 году?
Отдельно респондентами был отмечен возросший спрос на энергосберегающие окна. У 75% опрошенных компаний их доля составила свыше 30%. По итогам первого полугодия 2019 года объемы продаж данного типа остекления превышали отметку в 30% только у 40% опрошенных компаний.
Доля энергосберегающих окон в общем объеме продаж в 1-ом полугодии 2019 года
Доля энергосберегающих окон в общем объеме продаж за 2019 год
Наряду с энергосберегающими, по итогам 2019 года опрошенные компании отметили и возросший спрос на обеспечивающие безопасность технологии. Если по итогам первого полугодия 2019 года долю продаж окон с противовзломными элементами в районе 10% и более отмечали только 5% опрошенных компаний, то по итогам 2019 года их количество увеличилось до 8%.
Какую долю в ваших объемах продаж в 2019 году составили окна с противовзломными элементами?
Доли продаж «глухих» окон и дверей из ПВХ с дверными замками распределились следующим образом:
Доли "глухих" окон в объемах продаж в 2019 году
Доли дверей из ПВХ с дверными замками в общем объеме продаж в 2019 году
Сбыт и продвижение
Продвижение любого товара на рынке подразумевает использование различных методов в комплексе. От их органичного сочетания напрямую зависит результат. При описании наиболее эффективных инструментов продвижения продукции на рынке респонденты могли выбрать несколько вариантов. Полученные результаты опроса показали, что именно такой стратегии продвижения они и придерживались, но наиболее эффективной была реклама в интернет-сети. На втором месте по эффективности находится реклама в социальных сетях. Третье место разделили между собой такие способы продвижения, как участие в отраслевых мероприятиях, продвижение через телевидение и наружную рекламу и другие.
Какие инструменты по продвижению продукции показали наибольшую эффективность в 2019 года?
Наряду с рекламой, не менее важную роль играет и стимулирование сбыта. Как и с инструментами рекламы существуют разные методы стимулирования сбыта, которые наиболее эффективны при комплексном применении. Результаты опроса показали, что ведущими компаниями в регионах наиболее активно использовались совместные с поставщиками акции и предоставление дополнительного сервиса, а также снижение цены. При этом последний способ значительно уступает по популярности первым двум. Это подтверждает вышесказанное о том, что для современного покупателя цена хоть и играет вескую роль, но не является решающим фактором при совершении окончательного выбора.
Какие инструменты для стимулирования сбыта вы использовали наиболее активно в 2019 году?
Основным каналом сбыта продукции являются дилеры. Именно они общаются напрямую с конечным покупателем и имеют непосредственное влияние на его решения.
В рамках проводимого опроса подавляющее большинство опрошенных компаний (50%) отметили незначительное сокращение количества дилеров в регионах, но даже несущественное изменение в их числе иногда может привести к ощутимому перераспределению рынка.
По этой причине борьба производителей за дилеров всегда была жёсткой и сейчас только усиливается, ведь именно они обеспечивают объем продаж выпускаемой продукции и производителям СПК очень важно четко понимать и учитывать приоритеты своих партнеров.
В вопросе о приоритетах дилеров респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов. По результатам можно отметить три ключевых фактора: ценовая политика, качество изделий и сервис.
Как вы оцениваете изменения общего количества дилеров в России в 2019 году?
Как вы считаете, что наиболее приоритетно для ваших дилеров?
Если по итогам первого полугодия 2019 года в приоритетах дилеров опрошенных компаний стабильное качество и ценовая политика были равноценны и составляли 53%, то по итогам 2019 года важность качества готовых изделий для дилеров возросла до 83%. Это говорит о смещении приоритетов конечного покупателя и дополнительно подтверждается ответами на вопрос к компаниям-производителям СПК о приоритетах при выборе поставщика комплектующих. Если по итогам 1-го полугодия 2019 г. важность стабильного качества комплектующих занимала 67%, то по итогам 2019 г. этот показатель вырос до 100%.
Что наиболее важно для при выборе поставщика/ов комплектующих?
Прогноз на 2020 год
Основываясь на результатах работы в 2019 году, представители опрошенных компаний не спешат делать оптимистические прогнозы. Больше половины респондентов (59%) считают, что оконный рынок России в 2020 году останется на уровне 2019 года. Четвертая часть участников опроса высказали мнение о том, что в 2020 году ожидается снижение рынка в пределах 10%. Однако 16% респондентов настроены оптимистично и считают, что в 2020 году можно ожидать рост оконного рынка до 10% и даже более.
Прогноз по рыночной ситуации на 2020 год в сравнении с 2019 годом
Несмотря на разницу в прогнозах на 2020 год, большинство из принимавших участие в опросе компаний (33%) нацелены на развитие собственного бренда.
На втором месте в числе приоритетов в развитии находится сокращение издержек и развитие дилерской сети.
Чему вы будете отдавать приоритет в своем развитии в 2020 году?
Подводя итог…
В качестве итога приведенного краткого обзора оконного рынка Российской Федерации хочется отметить, что все ведущие игроки рынка, независимо от региона, сходятся во мнении, что современный покупатель все меньше и меньше гонится за ценой, и всё больше и больше обращает внимание на качественные характеристики СПК. Также покупатель хочет получать квалифицированную помощь и поддержку, что стимулирует к повышению профессионального уровня сотрудников и важность этого показателя в будущем будет только увеличиваться.
Если говорить о будущих вкусах и предпочтениях покупателей, то есть все основания предполагать, что дизайнерские решения в остеклении с европейского рынка будут переходить и на рынок России. Это касается и исполнения окон в различных цветах, что уже активно используется в различных вариантах архитекторами, и распространения более элегантных решений, примером которых является установка скрытолежащей петлевой группы. В ассортименте продукции AXOR, к примеру, данная модификация представлена линейкой AXOR Elite+. Также есть все предпосылки полагать, что будет расти спрос на энергосберегающие решения по вполне понятной причине – возможность экономить затраты на отопление.
О глобальных перспективах оконного рынка России хочется сказать, что они имеют и сдерживающие, и стимулирующие развитие факторы. К первым относится увеличение стоимости жилья, как результат роста спроса на него, и переход на эксроу-счета. К стимулирующим развитие рынка факторам можно отнести поставленную перед новым вице-премьером России задачу по строительству 120 миллионов квадратных метров жилья, а также проекты правительства по улучшению демографической ситуации в стране, в частности - увеличение материнского капитала. Влияние последнего будет особенно ощутимо в регионах, где стоимость жилья ниже и молодым семьям его будет достаточно для приобретения квартиры в ипотеку.
В качестве заключения международный бренд AXOR желает всем участникам рынка стабильности, дальновидности в принятии управленческих решений и положительных финансовых результатов в 2020 году.