Летний сезон 2020 на оконном рынке – есть ли место оптимизму?
Лето, получившее из-за ажиотажного роста спроса на окна титул «высокий сезон», в 2020 году может его не оправдать. Пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения внесли серьёзные коррективы в работу оконных компаний и поставщиков комплектующих во всех сферах деятельности. По каким сценариям будет жить отрасль СПК после отмены карантина – читайте в очередном обзоре tybet.ru.
Весенние ограничения отодвинули реализацию планов
Подготовка к летнему сезону начинается уже ранней весной, которая в этом году совпала с вспышкой эпидемии коронавируса. Многие компании обновляют парк оборудования, пополняют складские запасы, проводят презентации новинок и обучающие программы по продвижению продукции. Весенние ограничения в связи с карантином по-разному сказались на подготовке компаний к высокому сезону.
Анатолий Сорокин, руководитель маркетингового отдела АО «СОФОС»: «Как и на каждую оконную компанию, особенно на московском рынке, в наши планы влез COVID-19. В связи с закрытием границ нам пришлось пересмотреть свои планы на обновление станочного парка, часть оплаченного оборудования, по сути, стоит на складах у поставщика. С одной стороны высвободилась часть бюджета, запланированного на эту модернизацию, с другой же в период самоизоляции и других ограничительных мер эти деньги не оказались лишними».
Константин Нагдасёв, директор по развитию ООО «Термо Глас»: «Особого влияния мы не почувствовали, за исключением смещения сроков изготовления готовой продукции, поскольку производители и переработчики стекла полноценно не работали в периоде апрель – начало мая и из-за этого происходило удлинение сроков поставки сырья и комплектующих. Если говорить о проблемах, в основном это смещение сроков поставки сырья и комплектующих в виду перерывов в работе поставщиков. Решали за счет имеющихся на складах материалов и смещением сроков поставки готовой продукции».
Олег Родионов, генеральный директор компании «Грайн»: «У нас все процессы четко отлажены, поэтому ни на поставках сырья, ни на наших собственных отгрузках ограничения никак не сказались. Сроки сдвинули лишь поставщики нового оборудования. Но мы своевременно скорректировали ход действия работ по модернизации производства и не отклонились на много от плана работ».
Более всего карантинные меры отразились на мероприятиях и коммуникациях с партнёрами. Это подтверждает Олег Осипчук, коммерческий директор Deceuninck Rus: «Безусловно, пандемия ощутимо затронула наши планы на начало сезона. Например, мы планировали отвезти самых лояльных и надежных клиентов на выставку Fensterbau Frontale 2020 в Нюрнберг, чтобы показать все современные тренды оконного рынка, новые продукты и технологии. Кстати говоря, в этом году мы планировали пригласить на выставку 75 человек из компаний-партнёров. Но, к нашему большому сожалению, выставка отменилась, и такой важный процесс, как обучение, сплочение и обмен опытом, пришлось пока перенести. В таких поездках все затраты на проживание, питание, трансфер и культурную программу ложатся на нас: всё было предоплачено, и мы понесли убытки. Кроме того, на весну была запланирована серия совместных дилерских конференций с нашими крупными партнёрами. Из семи намеченных конференций мы чудом успели провести мероприятие в Вологде с компанией «Фэнстер», буквально в последние дни перед введением жёстких карантинных мер».
Олег Петров, руководитель технического отдела российского представительства Winkhaus: «Ограничения, введенные в связи с карантинными мерами, естественно, не могли не отразиться на работе нашей компании. Как и большинство не торгующих организаций, мы попали под максимально жесткое и длительное отстранение от прямого общения с клиентами. В этих непростых условиях мы постарались организовать работу в дистанционном режиме так, чтобы максимально оперативно и на постоянной основе обеспечивать технический и коммерческий сервис нашим клиентам. С введением режима карантинных ограничений сотрудники компании оказывают активную поддержку и работают с постоянными запросами по техническим консультациям, подбору фурнитурной комплектации и просчету стоимости конструкций, которые поступают от текущих, так и потенциальных клиентов Winkhaus».
Стоит прочесть: Рынок поставки оконных комплектующих в условиях карантина. Что происходит в апреле
Сценарии на лето 2020 – бизнес не теряет оптимизма
Хотя правительство России разрабатывает ряд антикризисных мер, которые ослабят пост-пандемический синдром для строительной отрасли, прогнозы аналитиков рынка СПК на 2020 год не особо оптимистичны – практически во всех сегментах ожидается спад. Тем не менее, некоторые компании даже нацелены сохранить обороты на уровне прошлого года.
Достаточно оптимистично настроен Олег Родионов: «На протяжении уже нескольких лет подряд компания «Грайн» показывает уверенный рост продаж. На 2020 год мы также смотрим оптимистично и планируем укрепить свои позиции и присутствие на рынке. Ситуация с пандемией пока не оказала существенного влияния на наш график, но мы держим «руку на пульсе».
На отложенный весной спрос возлагает надежды Константин Нагдасёв: «В настоящий момент видим возобновление активности в отрасли, что определяет и увеличение потока входящих заказов на расчет светопрозрачных конструкций с обогревом. Возобновляются отложенные из-за вводимых ограничений проекты».
Более реалистичного сценария придерживается Олег Осипчук: «Мы очень верим в восстановление экономики нашей страны, и оконного рынка в частности, и не делаем долгосрочных пессимистичных прогнозов. Несмотря на происходящее, мы рассчитываем, что сегодняшнее замедление процессов позже обязательно компенсируется отложенным спросом. По нашим прогнозам, в 2020-м году падение продаж может составить порядка 15% от объёмов прошлого года. Однако в негативном сценарии нами заложена вероятность падения объёмов до 23%. Возникновение так называемой «второй волны вируса» может привести к ещё более сильному снижению продаж и в дилерском, и в розничном, и в строительном сегментах. Но мы все надеемся, что этого не случится. Тем не менее, мы просчитываем варианты защиты и поддержки партнёров на более длительный срок».
Планы по расширению производства сохраняются
Многие компании ещё до пандемии коронавируса инвестировали в свои производства, запуск которых был запланирован на 2020 год. Невзирая на неблагоприятную эпидемиологическую обстановку и волатильность экономики, предприниматели намерены придерживаться первоначальных планов.
Это подтверждает Олег Родионов: «Компания «Грайн» еще в 2019 году начала подготовку к серьезному инвестпроекту по расширению мощностей производства. Сейчас процесс модернизации практически завершен. Реализация этого мероприятия позволила нам увеличить производственные мощности завода Grain на 25%. К тому же компания «Грайн» после успешного участия в национальной программе Правительства РФ «Повышение производительности труда и занятости населения» продолжает работу в этом направлении. В оконной отрасли завод Grain является одним из лидеров по производительности труда на каждого сотрудника. А это серьезное преимущество в жесткой конкурентной борьбе».
Московский производитель окон также нацелен в максимально возможном объёме реализовать инвестиционные планы компании на 2020 год. «Часть действий, связанных с трансформацией и расширением непосредственно производства, были запланированы ещё до пандемии. Часть действий мы совершили, часть отложили, часть будем производить. В конечном итоге, пандемия и ограничительные меры не остановят наше развитие и расширение, хоть и притормозили наши действия», – констатирует Анатолий Сорокин.
От будущих инвестиций не отказывается и ООО «Термо Глас». «В рамках утвержденного годового плана развития предприятия планируется к сентябрю 2020 года приобретение и установка новой производственной линии для сборки стеклопакетов в автоматическом режиме с высотой портала мойки 2500 мм и возможностью собирать архитектурные стеклопакеты большого размера и толщиной до 100 мм с массой до 700 кг», – подчеркнул Константин Нагдасёв.
Сокращения рабочих мест не планируется
Злободневным вопросом на рынке после пандемии становится безработица. Представители индустрии светопрозрачных конструкций на текущий момент не видят причин сокращать штат, напротив, некоторые компании даже жалуются на нехватку работников.
Как утверждает руководитель маркетингового отдела АО «СОФОС»: «Мы не планировали, не планируем и, более того, не собираемся планировать сокращение штата. Работы хватает всем сотрудникам нашей компании, на некоторых позициях, кстати, нам даже не хватает персонала!»
Его поддерживает директор по развитию ООО «Термо Глас»: «В период ограничений и в настоящее время у нас не было изменений штатной структуры предприятия, а в дальнейшем мы даже планируем ее расширение за счет специалистов по эксплуатации и обслуживанию нового оборудования».
Со своей стороны генеральный директор компании «Грайн» отмечает: «Производственные мощности завода в период пандемии были достаточно загружены, поэтому мы сохранили все рабочие места. Завод Grain – одно из самых новых и современных производств, а значит, многие процессы на заводе автоматизированы. А с учетом модернизации завода и внедрения инструментов бережливого производства, в этих условиях мы смогли даже увеличить выработку продукции».
«Производство в данный момент работает практически с такой же нагрузкой, как в прошлом году, но это отчасти обусловлено простоем с 1 по 12 мая и необходимостью заполнить склады. Конечно, у нас есть и программа оптимизации затрат, но в ней нет такой статьи, как сокращение штата или фонда оплаты труда. Кризис приходит и уходит, и мы из него выйдем», – утверждает коммерческий директор Deceuninck Rus.
Продолжение: Летний сезон 2020 на оконном рынке – как повлиять на спрос?
Подготовлено пресс-центром tybet.ru/WinAwards.
Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru