В период COVID-19 кадры решают всё


В период COVID-19 кадры решают всё

Фото: Deceuninck. Установка окон


Пандемия усилила дефицит синих воротничков в России: по данным hh.ru, на одну вакансию в сфере «Рабочий персонал» в целом в начале года приходилось 2,5 резюме, а в октябре – уже 1,2 (норма – пять-шесть). Особенно непростая ситуация наблюдается в Москве и Московской области, где рынок труда серьёзно зависит от мигрантов. Сергей Собянин сообщил, что за год их в столице стало на 40 % меньше. Компании вынуждены идти на повышение зарплат и привлечение людей из регионов. 

По данным hh.ru, в мае – июне количество вакансий для рабочего персонала в РФ в два раза превысило показатели прошлого года. Отток рабочей силы спровоцировала пандемия. На некоторых крупных производствах страны до 60 % всего персонала не имеют российского гражданства, в локдаун они были вынуждены покинуть страну. А оставшиеся работники могли уходить на карантин целыми сменами.

В локдаун работодатели стали оптимизировать фонд оплаты труда и штатное расписание. Они отменили премии и начали работать в две смены вместо трёх, опасаясь проседания продаж. Но к концу весны рынок стройматериалов и товаров для дома столкнулся с неожиданным ростом спроса. Причём он соответствовал пиковому сезону прошлых лет. Так, по данным сервиса «Авито», в годовом соотношении спрос на услуги ремонта и строительства в России в это время повысился на 36 %.

«Наше производство в Протвино за 15 лет работы ни разу не сталкивалось с такой нагрузкой, как в 2020-м. Объём производства в июне – июле вырос по отношению к прошлому году на 20%. Мы организовали набор работников, но срочно найти квалифицированный персонал в такое время было сложно. Поэтому сотрудники из основного состава пришли на помощь предприятию: выходили в дополнительные смены. И всё это с учётом противовирусных мер: от обеспечения персонала масками до соблюдения социальной дистанции», – рассказывает Фолькер Гут, генеральный директор компании  Deceuninck («Декёнинк»), одного из мировых лидеров в области производства ПВХ-систем для остекления.

Но не все производства смогли оперативно отреагировать на возросший спрос в условиях жёсткой нехватки кадров во время пандемии. «Из-за дефицита рабочих многие наши партнёры – переработчики профиля – увеличили срок выполнения заказов с шести дней до месяца (!). Покупатели не хотели ждать и уходили к конкурентам, дилеры теряли заказы и выручку. Нормализация сроков производства конструкций произошла только к середине ноября, и то не у всех оконных компаний», – отмечает Фолькер Гут («Декёнинк»).

Дефицит кадров ощутили не только производственники, но и компании, специализирующиеся на монтаже (строительные конструкции, мебель, окна или отделка). По причине заморозки деятельности сначала персонал пришлось сократить или уволить, а затем в срочном порядке набирать заново, чтобы не потерять бизнес из-за нехватки сотрудников. 

Острее всего проблема стояла там, где прежде активно использовалась иностранная рабочая сила. Кстати, по данным МВД, трудовых мигрантов в России по состоянию на 30 сентября 2020-го стало меньше на 22,5 %, чем год назад.

В качестве примера можно привести данные по оконному рынку, где только среди монтажников в Москве и Московской области 40% работников уехали в страны СНГ, еще 10 % вернулись в регионы РФ. «Ситуация с наймом таких специалистов была просто критической. В результате расценки на работу выросли в 1,5 раза. Но из-за штрафных санкций на стройках многие оконные компании решались на такой шаг. Благодаря высокой оплате труда на стройплощадку начали приходить работники, которые до этого были заняты в сфере оконного производства, хотя и там зарплаты тоже выросли минимум на 30 %», – рассказывает Владимир Ушаков, генеральный директор компании «Петровские окна».

Такой всплеск интереса к профессии монтажника наблюдается не только в оконной отрасли, но и в целом на строительном рынке: по данным hh.ru, количество вакансий для специалистов по монтажу за 11 месяцев 2020-го выросло на 71 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А средняя предлагаемая зарплата увеличилась почти на 10 тысяч рублей и составила 63 900 рублей. При этом на одну вакансию монтажника приходится не больше двух резюме. 

Большинство компаний смогли приспособиться к новым условиям только к концу осени, так как далеко не все привычные решения кадровых вопросов оказались эффективными. Так, повышение зарплаты позволило удержать старых сотрудников (как правило, местных), но не привлечь новых. Решающими факторами в переманивании специалистов у конкурентов, как ни странно, стали наличие соцпакета, график, трудоустройство по ТК РФ и более современная производственная база.

Многие работодатели начали привлекать сотрудников к сменному дежурству из других регионов (доля таких вакансий для монтажников за год выросла в два раза), но данный ресурс исчерпаем. Как и аутсорсинг, к которому работодатели прибегали летом.

Возможным решением проблемы может стать организация обучающего процесса. Так, по данным опроса соискателей на hh.ru, профессия монтажника вошла в топ-15 рабочих специальностей, на которые россияне готовы сменить текущий род деятельности в случае бесплатного обучения и гарантированного трудоустройства. Кстати, чаще всего такие люди встречаются в Воронежской области и Республике Татарстан.