ПРОЖАРКА-2020. Правила выживания в кризис
Фото: REHAU. Завод REHAU в поселке Гжель
Несмотря на апокалиптические пандемические прогнозы, 2020 год не привёл к обрушению строительной отрасли. По данным «Российской газеты», ввод жилья в стране даже вырос до 82,2 млн кв. м. Тем не менее представители оконного рынка в один голос утверждают, что такого сложного периода они не припомнят. Год стал настоящей проверкой того, как компании относятся к потребителю, к партнёрам и к себе. О том, по каким правилам приходится действовать в новом мире (на опыте завода REHAU в поселке Гжель), рассказывает директор направления «Оконные технологии и светопрозрачные конструкции» REHAU по Восточной Европе Павел Иваненко.
Правило 1. Если ты не выкладываешься на 120 %, то тебя обгонят конкуренты
Ситуация. Начавшееся восстановление ведущих мировых экономик привело уже к концу 2020 года к резкому дефициту и удорожанию сырья в отрасли. Дополнительно повлиял курс рубля, ослабление которого сделало привлекательным для отечественных поставщиков ПВХ экспорт их продукции. Рост цен на профили, армирование, фурнитуру, стеклопакеты неумолимо приводит к удорожанию готовых изделий. Производители делают всё возможное, чтобы максимально долго сдерживать ценообразование, но в себестоимости профильных систем доля сырья очень высока. Те, для кого, так же как и для REHAU, важно придерживаться корпоративной рецептуры и технологии, не могут применять менее качественные компоненты и вынуждены поднимать цены для обеспечения высокого качества продукции и сервиса для партнёров.
Тренд. Продолжение роста цен на различные виды сырья – вполне реальный сценарий. В этих условиях производственники вынуждены искать пути оптимизации своих затрат. Один из возможных вариантов – расширение списка поставщиков (утверждение в первоначальном виде противоречило стремлению к обеспечению качества). Так, REHAU своевременно включает в перечень допущенных к использованию компонентов качественные и успешно прошедшие все этапы тестирования материалы разных производителей, чтобы создать коллегам, закупающим составляющие для производства, необходимое поле для манёвра на переговорах с поставщиками различных видов сырья. Параллельно необходимо учитывать и возросшие требования со стороны потребителя, который ориентируется на более высокий уровень качества. В связи с этим для нас в данном вопросе важно действовать в рамках антикризисного правила: «Совершенствуйся».
Как меняться? Каждый производитель должен выбрать актуальный для его жизненного цикла путь: интенсивный или экстенсивный. К моменту пандемии Гжельский завод уже прошёл фазу экстенсивного развития, и сейчас производственные мощности REHAU позволяют нам уверенно чувствовать себя на рынке, имея хорошо сбалансированную загрузку. Если в 2002 году мы производили около 3 тыс. тонн продукции в год, то на данный момент показатели возросли более чем в 20 раз!
- • Первую очередь строительства компания REHAU запустила в начале 2005 года, выйдя на производственную планку 20 тыс. тонн в год.
- • С 2006 по 2007-й последовательно реализовались два масштабных проекта по расширению и реконструкции завода, что позволило утроить производственные мощности.
- • В 2017–2019 годах расширили возможности логистической инфраструктуры и вспомогательных технических участков на предприятии. В рамках этого проекта радикально увеличились мощности по оперативному подбору сборных грузов, модернизировано инструментальное производство.
К прошлому году мы вошли в интенсивную фазу. Цели были сфокусированы на непрерывном росте результативности всех производственных, логистических и вспомогательных процессов и на развитии технологий. Видимый результат: уже после завершения последней очереди расширения завода нам удалось нарастить мощности и перешагнуть рубеж 70 тыс. тонн производства в год. Всё это благодаря повышению эффективности использования имеющихся ресурсов.
Российский завод признавался лучшим среди более чем 40 предприятий международной группы REHAU по уровню внедрения и применения системы бережливого производства (REHAU Production System – RPS). Он вошёл в топ по комплексу критериев оценки эффективности.
Фото: REHAU. Производство профиля REHAU
Правило 2. Если ты не удивляешь потребителя, то он поменяет твой товар на более интересный
Ситуация. Льготная ипотека поддержала многоэтажное строительство, показавшее, согласно данным Росстата, годовой объём 42,4 млн кв. м. А стремление многих россиян к жизни в собственном доме сохранило темпы возведения индивидуального жилья. В 2020 году доля ИЖС составила уже 39,8 млн «квадратов».
Потенциал и высокую перспективность этого рынка можно оценить и по данным продаж REHAU. В их объёме увеличилась часть систем с монтажной глубиной 80+, востребованной при остеклении частных домов.
Тренд. Качественные изменения спроса подсказывают экспертам REHAU главную тенденцию: оконные технологии будут в ближайшие годы активно развиваться в направлении большего комфорта. Начнёт расти уровень внедрения цифровых технологий, позволяющих обеспечивать приватность, интегрировать светопрозрачные конструкции в механизмы безопасности жилища, в общие системы умного дома.
При этом люди становятся более разборчивыми и требовательными к эстетичному внешнему виду, ценят индивидуализацию и разнообразие. Популярнее становятся цветовые и дизайнерские решения окон, просторные площади остекления, большие открывающиеся элементы, раздвижные конструкции. В этих условиях клиент ждёт от производителя соответствия качества и свойств продукта своим потребностям. Отсюда первое правило: «Удивляй».
Как на него реагировать? С одной стороны, любая компания должна быть готова к вызовам, которые предвещает рынок, в том числе с точки зрения ассортимента: в тот момент, когда потребитель захотел какое-то решение, оно уже должно быть у продавца. Чтобы наши партнёры были всегда в авангарде, компания REHAU вложила очень серьёзные средства в развитие продуктового портфеля, существенно изменив его во всех сегментах.
С другой стороны, важно оперативно реагировать на изменения ситуации. На заводе регулярно формулируют и корректируют цели и задачи развития производства в краткосрочной перспективе с разными опциями развития. При этом мы синхронизируем стратегические глобальные цели оконного дивизиона со стратегией в Восточной Европе с учётом ожиданий, а также запросы клиентов, для чего работаем совместно с сотрудниками сбыта и продуктового менеджмента. Это позволяет своевременно планировать развитие ресурсов завода и инвестиции на разработку нужных проектов.
Одним из них стало создание дополнительного производственного участка для ламинации профилей на нашем заводе в Гжели, который мы намерены запустить во втором полугодии 2021 года. На эти цели были направлены существенные инвестиционные ресурсы, закуплено самое современное оборудование и проведены серьёзные строительные работы. Новые мощности позволят обеспечивать спрос на ламинацию, качество которой будет подтверждено гарантиями ведущего бренда.
Фото: REHAU. На гжельском заводе REHAU
Правило 3. Если у тебя нет чёткого плана, ты рискуешь остаться без партнёра
Ситуация. То, что уже к концу мая 2020 года, несмотря на непростую ситуацию с ростом уровня заболеваемости, объёмы продаж в оконной отрасли начнут увеличиваться, не ожидал почти никто. Те поставщики комплектующих, которые не смогли обеспечить спрос, подводили партнёров.
Тренд. Повысившаяся во время пандемии до критического уровня изменчивость создала иллюзию, что одно из важных правил – «Планирование» – не работает. Однако именно в условиях «хаоса» особую ценность приобретают надёжные связи, поэтому работа с партнёрами вышла на первый план. Производители стали активно развивать партнёрские программы. Согласно данным коммуникационного агентства Идеи&Решения, один из маркетинговых трендов – выделение средств на проведение исследований целевых аудиторий. Таким образом производители пытаются понять «боли» и встроить программы лояльности так, чтобы они были действительно важны партнёрам. А последние стали менять приоритеты сотрудничества, уходя от выбора «низкой цены», в пользу параметров «профессиональная техподдержка» и «надёжный партнёр».
Что предпринимать? Во-первых, любое производственное предприятие должно рассчитывать запасы на случай непредвиденных обстоятельств. У REHAU огромный опыт, и в «турбулентное» время мы тесно взаимодействуем с поставщиками и переработчиками, чётко планируем «короткую» и среднесрочную загрузку мощностей, формируем складские запасы и другие ресурсы с учётом глобальных и региональных рисков. Чтобы быть готовой к колебаниям, компания параллельно формирует пессимистичный, средний и оптимистичный сценарии развития. Состояние рынка позволяет выбирать один из них, а при изменении ситуации – перейти к другому. Так, например, начало пандемии в России и других странах нашего присутствия мы встретили по среднему сценарию, но достаточно быстро вышли на оптимистичный.
Во-вторых, необходимо формировать продуктовый портфель с учётом интересов и потребностей партнёров. Важно понимать, что есть факторы спроса, которые связаны не с потребителями, а, например, с государственными органами или застройщиками.
И как показывает статистика, в этом году у многих фирм возросла доля объектных строительных заказов. Компания REHAU оказала всю нужную поддержку тем партнёрам, которые работают в этом сегменте рынка. Техническая служба помогала в подготовке расчётов систем на основе нашего профиля. При этом технологические и сервисные решения для объектного и индивидуального жилищного строительства уже были разработаны заранее.
Дело в том, что в случае смены ассортимента сама по себе перенастройка экструзионных линий производства с одного вида профиля на другой не представляет ничего сложного. А для создания новых их необходимо спроектировать, изготовить и запустить новую оснастку для экструзии. Тут мы тоже работаем над сокращением цикла – от начала разработки профильных артикулов или систем до запуска в серийное производство. Модернизируя инструментальный участок, мы не только расширили его, но и дооснастили современнейшим оборудованием с высоким уровнем автоматизации. Используя умные технологии, мы и сейчас работаем над снижением человеческого фактора при изготовлении и доводке оснасток, а также над ускорением выхода на конечный результат и ростом его воспроизводимости.
Это по силам серьёзным компаниям с собственными ресурсами и знаниями. У REHAU они есть. Мы обладаем огромным опытом, так как занимаемся разработкой и производством оконных профилей уже многие десятилетия, постоянно инвестируем большие средства в развитие материалов и технической базы, непосредственно процессов и компетенций наших инженеров и специалистов.
Фото: REHAU. Завод REHAU в Московской области
Правило 4. Если в коллективе нет доверия, то в острый момент процесс может начать сыпаться изнутри
Ситуация. Снизившийся, особенно у частных заказчиков, на первом этапе спрос на окна привёл к необходимости для производителей замораживать предприятия. Многие сокращали зарплаты и/или рабочее время, другие – сразу людей. Однако уже с мая объём продаж начал восстанавливаться, но на фоне пандемии не так легко было вернуть необходимый персонал. И производства, и монтажные организации ощутили острый дефицит кадров.
Тренд. Строительная отрасль сегодня переживает дефицит кадров, и это связано не только с сокращением количества мигрантов, которые, как правило, занимались неквалифицированным трудом. Высока потребность в квалифицированных рабочих со средним профессиональным образованием – и в оконной отрасли она тоже чувствуется. По данным сайта hh.ru, за январь – май 2021 года спрос на монтажников ПВХ в России вырос на 75 % по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, в Москве – на 49 %; на бригадиров – на 167 и 136 % соответственно. Конечно, это сказалось и на зарплатах. Средняя предлагаемая заработная плата монтажников ПВХ в стране по сравнению с 2019 годом увеличилась почти на 14 тыс. рублей и теперь превышает 75 тыс. Фиксированная часть дохода бригадира выросла на 13 тыс. рублей и достигла в среднем 60 тыс. В Москве, разумеется, показатели ещё выше: до 110 тыс. рублей для монтажников и до 70 тыс. для бригадиров.
Как пережить? Пандемия заставила срочно перестраивать все процессы. В первую очередь нужно было оперативно реагировать на нормативные требования и ограничения, следовавшие одно за другим. Мы были сосредоточены на том, чтобы максимально обезопасить сотрудников, которые из-за характера своей работы не могли быть переведены на удалёнку. На производстве работают около 300 человек, мы централизованно и быстро решали вопросы перемещения персонала на работу и домой, обеспечения людей качественными защитными средствами, разъясняли необходимость жёстких мер безопасности. Мы даже смогли, изменив форматы, сохранить программы обучения работников и мероприятия по развитию и мотивации сотрудников. Пандемия послужила дополнительным стимулом для применения имеющихся современных коммуникационных технологий. И мы очень быстро адаптировались к новым условиям.
Исходя из этого приходим ещё к одному правилу: «Доверие». Оно строится на открытости и взаимопонимании руководителей и работников, которые помогли справиться с непростым периодом и сохранить коллектив в пандемию, впрочем, как и в предыдущие кризисы. Из 14 человек стартового состава сотрудников, принимавших участие в открытии первого пилотного производства REHAU летом 2002 года, почти все до сих пор трудятся на нашем заводе и готовятся отметить в этом году 20-летние юбилеи деятельности в нашей компании.
А поскольку каждое производственное предприятие неразрывно связно с жизнью региона, то важно помнить о работе с общественностью. Она должна строиться по принципу доверия и взаимопомощи. Например, в ситуации с обеспечением мер безопасности нам очень помогло эффективное взаимодействие с правительством Московской области и администрацией Раменского района, на территории которого располагается наш завод. Особый режим в условиях пандемии не остановил работу подразделений компании, а самое главное, завода и логистического центра. Снабжение партнёров всем необходимым продолжалось в наиболее трудные моменты.