Строительство и санкции: что таит в себе поворот на Восток


Строительство и санкции: что таит в себе поворот на Восток

Фото: ru.wikipedia.org. Небоскребы Шанхая


Для российской экономики настал момент истины: чего она реально стоит? Проверку пройдут все ее отрасли, в том числе и производство строительных материалов.

Россия, словно берег цунами, оказалась накрыта высоким валом санкций. Нет сомнений, что они в той или иной степени коснутся всех отраслей народного хозяйства. Относится это и к производству строительных материалов. Это весьма важный сектор отечественной экономики, без которого не может полноценно работать огромный стройкомплекс страны.

Все только начинается

С такой беспрецедентной ситуацией страна не сталкивалась. По мнению Виталия Богаченко, председателя Комитета по строительству Ассоциации европейского бизнеса, трудности только начинаются, и масштаб их не ясен.

Нужно срочно разрабатывать антикризисную программу, считает Председатель Совета Ассоциации «Национальное объединение производителей строительных материалов и строительной индустрии» (НОПСМ) Александр Ручьев. В том числе создать штаб по разработке срочных мер, направленных на стабилизацию ситуации.

Она же явно выходит из-под контроля. Увеличение Центробанком ключевой ставки до 20% грозит предприятиям чередой банкротств. Буквально на глазах разрываются создаваемые многие годы цепочки поставок и кооперации, европейские предприятия отказываются отгружать продукцию своим российским контрагентам.

Возникают старые, но немного подзабытые риски. В ситуации разрыва привычных хозяйственных связей появляются благоприятные условия для увеличения контрафактной продукции и фальсификата. При этом контроль за выпуском продукции все последние годы снижался. Мы становимся беззащитными перед валом низкокачественных изделий, применение которых угрожает страшными последствиями.

Не оторваться от реальности

Тревоги бизнеса разделяет и государство. Вице-премьер Правительства РФ Марат Хуснуллин отмечает, что российские объемы производства стройматериалов могут не в полном количестве закрыть потребности стройки. Без срочных мер тут не обойтись.

Их вроде бы намерены реализовать. Замдиректора департамента металлургии и материалов Минпромторга  Роман Куприн считает, что нужен специальный орган для мониторинга ситуации, и на его основе уже разрабатывать новые правила игры. В этой связи особое значение приобретает налаживание связей между Министерством и производителями строительных материалов. Это позволит оперативно понимать, что требуется отрасли для развития. Тем более, ситуация в ней резко меняется.

В 2022 году в отрасли строительных материалов намечалось много проектов. Но, как признает чиновник, от большинства из них их инициаторы начинают отказываться. Чтобы этот процесс не принял обвального характера, нужны срочные меры поддержи производителей, в частности субсидирование резко возрастающих процентных ставок.

Роман Куприн обещает, что «дорожная карта» с мерами поддержки в отрасли производства стройматериалов появится в самое ближайшее время. Одна из важнейших задач документа – прогноз спроса на продукцию. Необходимо знать, сколько стройматериалов понадобится стройкомплексу в ближайшее время.

Необходимо также решать вопрос с логистикой. У нас не хватает вагонов для перемещения грузов, что ведет к росту стоимости автоперевозок и дефицита автомобилей.

Уверенность представителей властей в том, что можно спрогнозировать потребность в стройматериалах и на этой основе выработать комплекс мер по стабилизации ситуации в отрасли, разделяют далеко не все. Так, Президент корпорации «ТехноНиколь» Сергей Колесников полагает, что в силу возникшей неопределенности трудно сделать точный прогноз по спросу. У всех производителей разные сценарии, никто не знает будущих объемов потребностей рынка. Зато все понимают, что риски растут.

Уже ясно, что новые проекты отменяются, прежде всего, из-за не поставок оборудования из Европы. Даже уже купленные станки и линии не отгружаются, в том числе и по причине неясности, как платить за продукцию. Прежние финансовые схемы заблокированы санкциями. В каком-то смысле мы откатились в ситуацию примерно 1995 года, полагает бизнесмен.

В этой обстановке, несмотря на декларации государства о желании оказать отрасли помощь, усиливается прессинг на предприятия со стороны контрольно-надзорных органов. Их проверочная деятельность активизировалась до такой степени, что приходится на всякий случай резервировать средства под возможные пенни и штрафы. Это сильно осложняет работу. Нужно органам управления срочно менять отношение к бизнесу, уверен Сергей Колесников.

Поможет ли Китай?

Надежды на сохранение потенциала отрасли в значительной степени связаны с поворотом на Восток. Согласно существующим планам спасения, поставки из Европы должны быть заменены поставками из Китая.

Насколько это реально, пока говорить преждевременно, но все, кто работал с этой страной, дружно отмечают, что это весьма специфический партнер и договариваться с ним непросто.

Но этим сложности не исчерпываются, причем приходят они уже из России. Как выясняется, российская сторона совершенно не подготовилась к решению новых задач. Как рассказывает Сергей Колесников, российско-китайская граница не пригодна для перемещения больших объемов грузов. На нашей стороне действуют всего 4 контрольно-пропускных пункта, способных обслуживать ежедневно только 350 автомобилей, а надо на несколько порядков больше.

Вопрос об увеличении числа КПП на границе поднимался еще в 2015 году, ставился перед правительством, но ничего не было сделано. Но даже если вам повезло, и у вас есть возможность быстро миновать границу, это еще не повод для радости. Аренда фур в последнее время резко подскочила в цене, если еще недавно это можно было сделать за 200-300 тысяч рублей, то теперь стоимость лизинга поднялась до 1,5 млн рублей.

К тому между Китаем и Россией не существуют транспортных коридоров. Что это означает? Российская фура не может доставить товар из России до китайского потребителя, приходится его перегружать на китайской стороне на местные машины. Такая же ситуация с поставкой продукции из Китая российскому получателю. Это замедляет и удорожает транспортировку грузов.

Пока каких-то действенных решений по улаживанию этого вопроса не существуют. Например, предлагают ввести на КПП электронные очереди. Но, как замечает Сергей Колесников, эта мера нисколько не увеличит пропускные возможности приграничных пунктов. Есть и другие узкие места. Остро не хватает контейнеров для перевозки товаров, а те, что есть, забиты углем.

Не стоит забывать и про другой аспект проблемы поворота на Восток, а точнее, на Китай. Если все поставки из других мест будут заблокированы, то Поднебесная превратится в монопольного экспортера оборудования и строительных материалов в Россию. Хорошо известно, что монополисты всегда максимально задирают цены вверх, так что такая торговля вряд ли окажется очень выгодной для отечественных получателей китайской продукции. Нужна конкуренция, нужна диверсификация поставок, а этих факторов как раз не будет.

Это означает, что не стоит слишком сильно уповать на Китай, он будет отстаивать исключительно свои интересы, а не действовать из желания спасти российскую индустрию от краха.

Текст: Марк Горский, https://dom.iastr.ru