Рынок древесины в России сегодня: итоги 2022 года и перспективы развития
Фото: houseey.com. Деревообрабатывающее предприятие
С 10 июля 2022 года в рамках пятого пакета санкций ЕС ввел запрет на поставки в страны Европы продукции российского лесопромышленного комплекса (ЛПК): пиломатериалов, древесного угля, целлюлозы, макулатуры, упаковочного оборудования. Как изменился объем экспорта древесины из России в 2022 году, как компании ЛПК отреагировали на эмбарго и есть ли у Европы альтернативные поставщики, читайте в материале корреспондента РИАМО Ильи Смирнова.
По данным Национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес», в целом экспорт российской древесины по итогам 2022 года сократился почти в четыре раза: до 3-3,5 миллионов кубометров, а поставки пиломатериалов уменьшились на 22% – до 23,5 миллиона кубометров.
По словам директора проектов компании Strategy Partners Валентина Гаврилова, долгосрочная стратегия правительства России нацелена на стимулирование внутренней переработки дерева и, соответственно, ограничение вывоза за границу отечественного леса, поэтому снижение объемов экспорта произошло бы и без санкций.
Комментируя вышеприведенную статистику, эксперт отмечает, что она не полностью отражает реальное снижение экспорта, поскольку в первой половине 2022 года наблюдался бум поставок древесины за границу в преддверии начала действия европейского эмбарго, которое было анонсировано еще 8 апреля – за три месяца до его введения.
Генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов сообщает, что ситуацию на рынке продукции лесопромышленного комплекса также осложнило повышение тарифов РЖД и исключение производителей фанеры и древесных плит из числа получателей экспортной субсидии на возмещение транспортных расходов во время транзита. Объем производства в России древесных плит (ОСП, МДФ и ДСП-материалов) упал примерно на 10%, констатирует специалист.
Лесопромышленные компании пострадали от санкций по-разному
По словам Валентина Гаврилова, введенное эмбарго по-разному отразилось на деятельности компаний ЛПК в зависимости от региона расположения.
Так, компании Северо-Западного федерального округа, которые исторически и географически ориентировались на европейский рынок, пострадали в большей степени, отмечает эксперт. В основе их стратегии два вектора: попытка перенаправить продукцию на относительно новые для них рынки – в страны MENA (географический регион, объединяющий Северную Африку и Ближний Восток) и частично Китай – а также закрытие части перерабатывающих предприятий параллельно со снижением объемов лесозаготовок.
Компании же Сибирского и Дальневосточного федеральных округов чувствуют себя существенно более комфортно, хотя у них тоже есть проблемы: ограниченная пропускная способность железных дорог и ковидные ограничения, которые действовали в Китае и негативно влияли на спрос. Однако в целом у них сохранился рынок сбыта, и на нем можно работать, утверждает Гаврилов.
Президент Национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес» Ольга Калюжная сообщает, что введение санкций отразилось и на операционной деятельности предприятий: были нарушены поставки некоторых компонентов производства отдельных сегментов продукции, деталей оборудования, специализированной техники и запчастей к ней. Сейчас в ЛПК, как и в других отраслях российской экономики, ведется активная работа по импортозамещению.
«В целом отечественные лесопромышленные компании адаптируются к новым условиям, стараются найти новые рынки сбыта. Это требует налаживания новых логистических цепочек поставок продукции и формирования соответствующей инфраструктуры», – отмечает глава ассоциации.
Где искать альтернативу европейскому рынку
В текущих условиях найти достойную альтернативу европейскому рынку сбыта древесины сложно, считает Валентин Гаврилов: страны MENA объективно не способны поглотить такой объем поставок из-за более низкой платежеспособности, а поставки в Китай обойдутся дороже из-за сложностей с логистикой.
При таком раскладе можно сосредоточить усилия на развитии внутреннего рынка, полагает он.
«Прежде всего, речь идет о деревянном домостроении. Успешный кейс от "Сегежа групп" по строительству многоэтажных деревянных жилых домов тут видится обнадеживающим примером возможного направления развития рынка. На интервале пяти-семи лет здесь вполне возможно создать спрос, достаточный для поглощения объемов, которые ранее направлялись на европейский рынок», – уверяет эксперт.
Сможет ли Европа обойтись без российской древесины
Глава ассоциации «Русский лес» утверждает, что вместо российской древесины Европа будет использовать свой лесной фонд для ее заготовки, прежде всего леса Финляндии, Швеции, Германии и Австрии, а топливные древесные гранулы (пеллеты) в ЕС уже экспортируют североамериканские компании.
При этом некоторые виды продукции, производимые только в России, будут для Европы труднодоступны – например, лиственничная доска и березовая фанера, отмечает эксперт.
Куда и для каких целей экспортируется российское дерево
По словам Ольги Калюжной, в настоящее время больше всего российских пиломатериалов поставляется в Китай: из 23,5 миллиона кубометров общего объема экспорта в 2022 году более 14 миллионов было продано КНР. На втором месте – Узбекистан (два миллиона кубометров пиломатериалов), на третьем – Египет (819 тысяч кубометров), а на четвертом – Казахстан (700 тысяч кубометров).
Если рассматривать рынки более глобально, то порядка 60% экспорта пиломатериалов было направлено в Китай, около 18% – в страны СНГ, еще 7,5% – в страны MENA.
За рубежом российская древесина используется для строительства домов (20-25%), производства дверей, окон, полов (в сумме – 25%), облицовки (15-20%), упаковки, тары, на производство мебели тратится примерно 10-15% от общих объемов, приводит статистику Валентин Гаврилов. По его словам, пропорции целевого использования пиломатериалов в разных странах зависят от специализации их экономик и развитости соответствующих производств.
Какие меры поддержки необходимы для развития ЛПК
Говоря о необходимости поддержки отрасли, Валентин Гаврилов выделяет четыре ключевые задачи: три из них должны работать на долгосрочную перспективу и одна – на ближайшую.
Во-первых, нужно развивать внутренний рынок: деревянное домостроение, целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК) с современными технологиями, инвестировать в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) для создания и внедрения новых продуктов, считает эксперт.
Во-вторых, важно сокращать расходы на логистику, поскольку ограниченная пропускная способность этой инфраструктуры в настоящее время является системным ограничением в развитии не только ЛПК, но и всей экономики.
В-третьих, необходимо консолидировать отрасль, включая вертикальную интеграцию, начиная с лесозаготовок.
«Государство в срочном порядке должно точечно поддержать лесопромышленные компании в наиболее пострадавших регионах – в первую очередь, в Северо-Западном федеральном округе. Это могут быть как льготные кредиты, так и целевые субсидии. Здесь важна индивидуальная настройка под проблемы конкретных компаний, а не некое универсальное решение», – подчеркивает Гаврилов.
По словам Ольги Калюжной, меры поддержки отрасли реализуются с марта 2022 года, и происходит это в рамках диалога бизнеса и государства. Многие из принятых и реализованных мер – существенный стимул для компаний ЛПК, отмечает спикер: например, субсидирование транспортных затрат при перестройке логистики на восточное направление.
При этом некоторые вопросы остаются открытыми, и один из них – что делать с необработанной древесиной (на экспорт которой в настоящее время действует запрет)?
«Здесь важно принимать взвешенные решения, ориентируясь на специфику регионов. Так, на Дальнем Востоке много балансовой хвойной древесины, которая остается в результате производства пиломатериалов. При этом она считается необработанной – соответственно, ее нельзя вывозить. На Северо-Западе аналогичная ситуация с березовыми балансами (пиломатериалами – прим. ред.): этот продукт не востребован в России в том объеме, в котором производится», – описывает проблему глава ассоциации.