«Говорим не о локальных изменениях в потребительских приоритетах, а о длинных трендах». Интервью tybet.ru с директором по развитию ECOOKNA GROUP Игорем Пашаниным


«Говорим не о локальных изменениях в потребительских приоритетах, а о длинных трендах». Интервью tybet.ru с директором по развитию ECOOKNA GROUP Игорем Пашаниным

Фото: «ЭКООКНА». Игорь Пашанин, директор по развитию ECOOKNA GROUP

По мнению отраслевиков, наибольшее влияние на объем спроса внутри российского оконного рынка с середины 2024 года оказывают внешние факторы, такие как ставка ЦБ, волатильность рубля, отмена льготной ипотеки. В этой ситуации, считают эксперты, как никогда, важно внимательно следить за состоянием спроса и текущей структурой заказов, чтобы своевременно реагировать на их изменения.

Что происходит со спросом на рынке окон в 2024 году и как реагировать, tybet.ru рассказал директор по развитию ECOOKNA GROUP Игорь Пашанин.

Игорь, что именно изменилось в потребительском поведении в этом году, и как это влияет на общую ситуацию в рынке?

– Сегодня правильнее говорить не о локальных изменениях в потребительских приоритетах, а о длинных трендах.

В первую очередь, это рост доли загородного строительства в общем объеме стройки. Несмотря на то, что сейчас мы наблюдаем локальный спад спроса, связанный с отменой льготной ипотеки и изменением правил выдачи семейной, этот тренд будет преобладающим в ближайшие годы. Участники рынка ИЖС соревнуются в пессимистических прогнозах о падении рынка в 2, 3 или даже 4 раза. Но, скорее всего, с рынка уйдут слабые игроки, которые не смогли выстроить системы управления в своих компаниях. Большинство этих участников рынка не были профессиональными строителями и не предлагали клиентам качественный продукт. Уход таких компаний, безусловно, повлияет на падение доли самых бюджетных окон, но, скорее, не скажется на объеме продаж качественных окон.

Кроме того, в России традиционно высокая доля домов, которые строятся, так называемым хозспособом – то есть, без привлечения заемного финансирования. Снижение объема выдачи ипотек никак не повлияет на этих клиентов. Сам же тренд проявился не благодаря поддержке государства, а из-за развития удаленных и гибридных методов работы. Толчком для этого стал локдаун 2020 года. И вспышка спроса по остеклению загородных домов пришлась на конец 2020 года и на 2021 год. Строительство по ипотечным программам даже в 2023 году составляло только 14% от всего рынка ИЖС.

Второй длинный тренд связан с увеличением площади остекления. Желание делать большие окна было всегда. Можно вспомнить ленточное остекление в конструктивистских домах в России и большие окна у функционалистов, воодушевлённых идеями «баухаус». Современные технологии значительно снизили стоимость крупноформатных конструкций и повысили их теплоизоляционные характеристики. Это привело к кратному ежегодному росту объема выпуска архитектурных стеклопакетов, изделий из алюминиевых профилей, раздвижных систем.

И, наконец, здесь надо упомянуть развитие законодательной базы многоквартирного строительства и московскую программу реновации жилья. В результате доля замены старых окон на новые в Москве значительно снизилась.

Рекомендуем прочесть: Актуальные вопросы современного подхода к остеклению

Пластико-алюминиевое окно со встроенными жалюзи

Фото: «ЭКООКНА».
Интервью Игоря Пашанина ECOOKNA GROUP о спросе на окна в 2024 году со встроенными жалюзи

Что изменилось в продуктовой линейке компаний относительно прошлых лет?

– Изменение продуктовой линейки напрямую связано с описанными выше длинными трендами. Это продолжающийся ежегодный кратный рост выпуска архитектурных стеклопакетов с толстыми закаленными стеклами, а также алюминиевых и портальных изделий для частных клиентов.

Кроме этого, в 2024 году наметился рост выпуска входных дверей из ПВХ и алюминиевых профилей. В значительной степени это связано с вводом новых вставок, которые по дизайну приближают ПВХ и алюминиевые двери к общепринятым стальным. Но в отличие от стальных аналогов, такие двери обладают более высокими теплофизическими характеристиками.

Повышение требований к размерам конструкций и их теплоизоляции в МКД и ИЖС привело к повышению спроса на профильные системы из ПВХ с увеличенной монтажной шириной и алюминиевых систем с увеличенной шириной термомоста.

В текущей ситуации, связанной с дефицитом западной фурнитуры, говорить о преобладании той или иной марки на этом рынке бессмысленно. Хороша та фурнитура, которая есть в наличии.

Широкие ПВХ-профили с монтажной глубиной от 80 до 82 мм активно используют в МКД

Фото: «ЭКООКНА».
Интервью о структуре заказов на окна в 2024 году

Что сегодня можно считать стандартом в остеклении жилых объектов?

– В связи с увеличением площади светопрозрачного заполнения конструкций сильно заметен рост использования закаленного стекла. Энергоэффективные стекла уже давно стали стандартом де-факто в Центральном регионе. Как минимум, И-стекло есть почти в каждом стеклопакете, а в четверти всех пакетов есть еще и мультифункциональное стекло. Так что, эти стекла достигли почти потолка роста потребления.

Рост спроса на алюминий в принципе отмечается как общая тенденция, как в МКД, так и в индивидуальных жилых строениях (ИЖС), если мы говорим о Москве. Могу предположить, что в ИЖС алюминий становится популярным благодаря его использованию в МКД. В многоквартирных домах часто применяются алюминиевые фасады, а не окна из алюминия. Это объясняется тем, что алюминиевые фасады дешевле в обслуживании, чем обычные фасады с отделкой. Причем в бюджетных объектах можно наблюдать «дешевые фасадки», которые могут промерзать, а окна из алюминия – в ЖК с более высоким классом.

В МКД также активно продаются широкие ПВХ-профили с монтажной глубиной от 80 до 82 мм. Это связано с тем, что на широких профилях возможно собрать более масштабные изделия. Также большие стеклопакеты требуют широких дистанционных рамок во избежание слипания стекла, а установка таких пакетов может производиться именно в мощный широкий профиль.

Рекомендуем прочесть: Дополнительное оснащение окон – что выбирают россияне?

Какую долю составляют сегодня заказы без монтажа?

– По нашему опыту, 30% конечных клиентов заказывают монтаж не у поставщика окон. Чаще это связано с желанием сэкономить, реже – с тем, что строитель готов нести гарантию за дом только при условии собственного монтажа. В первом случае – это в основном недорогие, простые изделия, к которым не предъявляются серьезные требования по теплопроводности. Во втором случае – это понимание строителя, что продукт, который он создает – это не только стены и крыша, а весь дом целиком.

Со стороны производителя подход к остеклению не меняется. Окна – это неотъемлемая часть любого здания. От правильности монтажа зависит микроклимат в жилых помещениях. Если при замене окон в многоквартирных домах, часто используют типовые узлы примыкания, то в ИЖС такие нормы еще не устоялись. Регулярно появляются новые технологии строительства. И не всегда системодатель предусматривает разработку монтажных узлов.

Настоятельно рекомендую заказчикам обязательно согласовывать с техническими специалистами узел примыкания и его схема должны быть обязательной частью договора на поставку и монтаж светопрозрачных конструкций. Очень важно, чтобы менеджер по продажам не сосредотачивался только на окнах, а обсуждал и разъяснял клиенту особенности правильного монтажа.

Много внимания уделяется таким деталям, как оконные ручки

Фото: «ЭКООКНА».
Длинные тренды на рынке остекления в России в 2024 году. Интервью с Игорем Пашаниным

Что сегодня ценится современным заказчиком помимо технических свойств окна? Как вы реагируете на этот запрос?

– Сейчас мы наблюдаем, что все чаще окна играют центральную роль в общей композиции, как фасада, так и интерьера помещения. Если раньше окна предпочитали делать в основном белыми и незаметными, то сейчас оконная рама становится ключевым акцентным элементом и цветом в задумке дизайнера и композиция выстраивается вокруг стильно оформленного вида за окном.

Еще одним заметным запросом является как можно большая площадь стекла и как можно более воздушное легкое профильное обрамление. Причем сейчас есть такие тонкие решения не только в алюминии, но и в ПВХ-профиле.

Незаменимыми для эстетического восприятия выступают стеклопакеты с электрообогревом и широкие подоконники, если пространство рядом с окном оформлено в виде лаундж-зоны с подушками и книгами.

Одним из современных приемов для декорирования фасадов является использование ПВХ-профиля с алюминиевыми накладками. Такие накладки могут иметь разные формы и в отличие от базовых ПВХ и алюминиевых профилей, окрашиваются в любой цвет. Это дешевле, чем окна из алюминия, а на выходе заказчик получает интересный декоративный эффект с внешне алюминиевым фасадом и при этом сохраняет преимущества ПВХ-материала по теплопроводности и звукоизоляции.

Стиль и красота часто обусловлена деталями, такими, например, как основной цвет профиля, подобранный в точности к цвету ламинации или цвет фурнитуры, совпадающий с цветом окна. Таким образом, под любым углом окна выглядят целостно и монолитно. Много внимания уделяется таким деталям, как петли и ручки. Петли все чаще выбираются скрытолежащие и выбор ручек конечно должен быть как можно шире. Сейчас есть ручки, которые повторяют не только стеклянный материал рамы, но рисунок, примененный в оформлении оконной рамы и т.д.

Предложение всех этих решений позволяет компании не только реагировать на запросы, но и формировать устойчивый спрос на мультифункциональное, эстетичное остекление в будущем.

Подготовлено редакцией tybet.ru.

Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru