Кузьма Стеклов. Оконная история в лицах (93)


← пред. след. →


Читатель, ты можешь справедливо обвинить меня в том, что в этой истории совсем нет ничего про окна. И будешь прав – но подожди немного, будет и про них. Дело в том, что строить отдельные здания для омовений начали не сразу. К ним мы еще подойдем чуть позже. А пока немного о бассейнах в многоэтажных зданиях.

Первую такую историю рассказал мне мой давний приятель, один из лучших экспертов в славном городе Самаре, которую я очень люблю. Несмотря на то, что моя жена ластиком стерла ее с карты Родины за некоторые мои прегрешения.

Как-то его пригласил в гости его знакомый – знаменитый самарский гинеколог. Оказалось, что тот купил пятикомнатную квартиру в доме – новостройке (правда, дом был панельный) и собирался приступать к ремонту. Мой приятель поздравил специалиста по женским болезням с покупкой и спросил, что же тот хочет от строительного эксперта.

Новосел показал проект предполагаемого ремонта и попросил помочь согласовать его с местными начальниками. Мой знакомый давно занимался такими услугами, поэтому совершенно не удивился подобной просьбе. Однако, при внимательном рассмотрении возможных перепланировок он заметил, что в одной из комнат предполагается устройство небольшого бассейна. Действительно, небольшого – 4 на 2 метра, глубиной всего 80 сантиметров. Все было бы замечательно, если бы квартира находилась на первом этаже. Она же, к великому огорчению гинеколога, была на восьмом. Что делало невозможным устройство такого бассейна – все-таки перекрытия в стандартном панельном здании не рассчитаны на дополнительные шесть с половиной тонн постоянной нагрузки. Среди возможных вариантов решения возникшей проблемы рассматривалась и установка в такой же квартире на седьмом этаже специальных крепежных элементов. Нижние жильцы почему-то отказались даже думать о такой возможности – правда, ведь, странные люди, читатель?

Мой знакомый отказался от этой выгодной работы, чтобы не быть виноватым в падении знаменитого гинеколога вместе с бассейном до уровня подвальных помещений. Утверждает, что потенциальный заказчик обещал ему златые горы и любую свою профессиональную помощь. Кстати, до сих пор не понимаю – чем может быть полезен гинеколог мужчине пенсионного возраста? Мой приятель задумался об этом только после моего вопроса.

Очень похожая ситуация была и в моей практике экспертиз. Один из близких к олигархическим структурам человек (в те годы – еще, так сказать, «недоолигарх») купил знаменитую московскую гостиницу на Садовом кольце. Он собирался превратить ее в очередной пятизвездный отель для зарубежных гостей нашего города, а на верхнем, семнадцатом, этаже хотел жить сам. Нас позвали для оценки существующих оконных и фасадных конструкций (совершенно кошмарных), а также для составления проекта их замены и подготовки коммерческого предложения (все сделали, но заказ, к сожалению, не получили).

Не получили, видимо, потому, что очень расстроили хозяина. Осматривая последний этаж, мы увидели уже забетонированную чашу для довольно большого бассейна – кажется, метров 5 на 10, глубиной около метра (или чуть больше). То есть, вес воды – как не трудно подсчитать – должен был составить около пятидесяти тонн. В этой квартире (общей площадью больше тысячи квадратных метров) все вообще предполагалось гигантским. Как тебе, читатель, например, спальня площадью в сто пятьдесят метров? Что в ней делать? Гоняться за женой на велосипеде? Или заниматься очень многофигурной «групповухой»? Просто не могу себе даже представить. Но я пока не «недоолигарх». И вряд ли им стану…К счастью!

Внимательно приглядевшись к бетонным работам (на этом настаивал хозяин – с гордостью), мы обратили внимание заказчика на то, что - даже еще без воды! – в чаше предполагаемого бассейна уже наблюдаются глубокие трещины. То есть, после ее заполнения гости столицы получили бы сначала теплый душ, а потом – удар по голове. И испытали бы свободный полет с шестнадцатого до первого этажа. Действительно, это было бы «пятизвездное» удовольствие!

Нет, устраивать бассейны на верхних этажах высоких зданий можно – нужно только, чтобы о такой причуде будущих жильцов проектировщики знали заранее. Укрепить конструкции не так уж и сложно. Мы участвовали в остеклении четырнадцати этажного дома рядом с московским Белым домом. Три верхних этажа были предназначены для одного из российских губернаторов. Так вот, там был лифт (помимо общего), а также свой небольшой бассейн (кроме того, который расположен в подвальном помещении дома). И ничего – дом стоит до сих пор.

Вообще говоря, устройство бассейнов – очень сложная техническая задача. Это касается чаши, где важна не только гидроизоляция. Не менее важен учет динамических и температурных нагрузок и воздействий в течение года. Как ты понимаешь, читатель, если будет любое разрушение – вода дырочку найдет.

Не застрахованы от подобных проблем и солидные фирмы, и самые высокопоставленные заказчики. Несколько лет назад мы проводили экспертизу бассейна, который был построен на Дмитровском шоссе для одного из высших чиновников государства. Из-за неправильного проекта вода полностью уходила из него за сутки, постоянно ухудшая и без того неблестящую гидрогеологическую ситуацию здания. А ведь это был бассейн полного олимпийского размера. Насколько я знаю, бассейн был полностью демонтирован и переделан другой компанией, предыдущий «поставщик королевского двора» был разорен и морально изничтожен («замочен в сортире»?).

А вот теперь перейдем к окнам и фасадам. К сожалению, многие фирмы, не особо задумываются о последствиях, когда берутся за остекление зданий, где предполагаются бассейны. Заказчикам почему-то не нравится, если на светопрозрачных конструкциях они постоянно видят конденсат. К сожалению, при этом и окна приходят в негодность значительно быстрее, чем записано в сертификационных документах и гарантийных обязательствах. А что делать – влажность-то очень высокая. Избежать конденсата можно только при тщательной проработке проекта, учете имеющихся и планируемых систем вентиляции, корректного расчета температурных режимов эксплуатации в полном годовом цикле. Несмотря на уверения разработчиков новых клееных деревянных конструкций, что они созданы специально для применения в аквапарках, бассейнах, зимних садах и других помещениях с повышенной влажностью, ни в одном из проектов подобных зданий мы не используем их – очень боязно! Практически везде мы доверяем теплым алюминиевым профилям. А еще – практически везде стараемся использовать греющиеся стеклопакеты. Пока рекламаций от заказчиков не получали – тьфу – тьфу – тьфу!

Об одном из проектов загородного дома, который осуществляла наша фирма, я и хочу рассказать здесь. Дело в том, что он был необычен и эксцентричностью заказчика, и личностью его тещи, являвшейся главным «прорабом».

Дом, спроектированный одной из самых интересных архитектурных мастерских, с которыми мне приходилось сталкиваться, был полон очарования и забавных мелочей. В частности, лестница из спальни шла прямо в центр бассейна, но заканчивалась за метр до него. Прикольно – проснулся, нырнул, начинай новый день! Интересно, но я не придумал, как предполагалось заходить обратно.

Очень позабавила нас теща заказчика, которая строила из себя «женщину – вамп». Она появлялась там довольно регулярно и приставала к нашим монтажникам с абсолютно идиотскими вопросами и комментариями.

Вот один из примеров такого разговора:

Теща (стройная женщина лет пятидесяти, в не по возрасту молодежной одежде, с метровым мундштуком из точеного полудрагоценного камня и тонкой сигаретой) : «Ну, и что у нас здесь? Бассейн?»
Монтажник (тащит тяжелую железяку, весь грязный и потный; не может понять – что хочет от него эта «фря», которая стоит на бортике бассейна) : «Ну, вроде, да. Бассейн. А может, хозяева огурцы солить станут. Кто ж их знает?».
Теща (затягивается и выпускает дым колечками): «А какой он в длину?».
Монтажник (говорит от «балды»): «Девять метров сорок три сантиметра».
Теща (недовольно морщась): «Да-а-а. Не поплаваешь!».
Монтажник (бросил железяку и совершенно обалдел): «Зато огурцов сколько поместится, а?».
Теща (затягивается): «А глубина-то какая?».
Монтажник (закуривает, говорит не задумываясь): «Да метра полтора будет, наверное».
Теща (разочарованно): «Да-а-а. И не поныряешь!».
Монтажник (зачарованно смотрит на эту идиотку и гнет свою линию): «А вот еще можно капусту квасить. Много поместится!».

Теща, не желая поддерживать тематику сельскохозяйственных заготовок в гигантских объемах, уходит очень недовольная. Монтажник не понимает – что это было? Получает от руководителя премию за правильно выбранный тон общения с заказчицей. Должен выплатить штраф за то, что не очень аккуратно бросил железяку.

Поверь, читатель, про заказчиков можно писать очередную поэму типа «Мертвые души». Очень жалею, что моя фамилия Стеклов, а не Гоголь…

В заключение этой - непонятной мне самому по форме и содержанию - истории, расскажу быль о базе подготовки олимпийских команд на озере Круглое. Мой двоюродный брат, занимающийся очисткой воды в бассейнах, приносит их мне довольно много.

Совсем недавно там сдали в присутствии всех великих начальников новый бассейн, где предусмотрены, в том числе и вышки для обычных и синхронных прыжков в воду. Как выяснилось чуть позже (все торжественные речи произнесены, ленточки перерезаны, шампанское выпито, деньги получены), оборудование купили в Китае – там же намного дешевле! Сколько «отпилили» - не наше дело. Но. Трамплин для синхронных прыжков был спроектирован, исходя из антропометрических данных китайцев – они помельче наших будут значительно. А члены сборной нашей страны, разбегаясь, должны пригибаться под какой-то балкой, а раскинув руки перед прыжком, попадают друг другу по физиономии.

Перестроить вышку для прыжков невозможно. Готовятся к ее сносу и заключили договор с другой зарубежной фирмой.