О снижении спроса в Европе заговорили производители алюминия


Мировые металлурги продолжают говорить о приближении кризиса в отрасли. Теперь его фиксируют уже не только производители стали, но и алюминиевые компании. Впрочем, игроки российской цветной металлургии надеются, что ситуация на ее рынках улучшится к концу года.

11 октября, на конференции World Steel Association (WSA) в Париже крупнейшие металлургические компании открыто заговорили о приближении кризиса в отрасли. По оценкам экспертов WSA, рост потребления стали в мире замедлится. В этом году он составит 6,5% (почти до 1,4 млрд метрических тонн), в следующем — 5,4% (до 1,47 млрд метрических тонн).

При этом, полагают в WSA, рост будет происходить в основном за счет развивающихся стран — например, в Китае спрос на сталь вырастет на 7,5% в 2011 году и на 6% в 2012 году. «Наш прогноз на 2012 год предполагает, что на развивающиеся страны по-прежнему будет приходиться большая часть глобального роста, а политическая реакция на европейский суверенный долговой кризис не допустит увеличения волатильности на фондовых и финансовых рынках»,— сказал Дэниел Новегил, председатель экономического комитета WSA.

Как российская экономика выходит из кризиса Теоретически дела в России действительно получше, чем у некоторых...

Еще одним признаком растущей роли Китая в мировой сталелитейной отрасли, по мнению экспертов WSA, стало назначение китайца на должность председателя ассоциации — это произошло впервые. Новым председателем стал Сяоган Чжан, президент китайской Anshan Iron & Steel Group.

Совице-председателями станут бывший председатель Хадзимэ Бада (гендиректор японской JFE Holdings) и глава «Северстали» Алексей Мордашов.

Из российских металлургов, впрочем, официально на кризисные явления в отрасли отреагировал только «Мечел». На телеконференции во вторник по итогам публикации полугодового отчета вице-президент «Мечела» по бизнес-планированию и анализу Олег Коржов сообщил, что «из-за волатильности на рынке» компания снизила прогноз капзатрат на 2011 год на 28% (до $1,8 млрд) и отложит часть инвестпроектов, находящихся на ранней стадии, во втором полугодии. Кроме того, компания понижает прогноз добычи угля на 2011 год на 11%, до 28 млн тонн. Сам отчет за январь—июнь оказался хуже ожиданий аналитиков, хотя пока прямых свидетельств влияния кризиса на «Мечел» в нем не прослеживается.

Отчетов за третий квартал по металлургам пока почти нет. Вчера одной из первых его опубликовала американская алюминиевая компания Alcoa. Отчет показал, что проблемы испытывает не только черная, но и цветная металлургия. Компания, в частности, заявила, что столкнулась со снижением спроса на алюминий в Европе. В первую очередь ослаб спрос со стороны автопроизводителей и других машиностроительных компаний, в то же время производители поездов и самолетов заказывают больше металла. Тем временем, уточнили в Alcoa, «большинство рынков продолжают расти». В целом, отметил глава компании Клаус Кляйнфельд, за исключением Европы, Alcoa зарегистрировала рост на своих конечных рынках, «хотя и более медленный, чем в первом полугодии».

Биржевые цены на алюминий начали снижаться в июле. К настоящему моменту падение составило около 15% (до $2237 за тонну). Никель тоже подешевел — с начала августа на 22% (до $19 тыс. за тонну). Цена меди с 1 августа уменьшилась на 25% (до $7,43 за тонну). Но российские производители цветных металлов, несмотря на падение цен, пока настроены оптимистично.

В «Русале» ждут восстановления к концу года цен на алюминий до $2400–2500 за тонну. Компания «не видит фундаментальных предпосылок для снижения спроса и, следовательно, для повторения кризиса 2008 года в алюминиевой отрасли». В ГМК «Норильский никель» от комментариев отказались. Но источник, близкий к компании, пояснил, что высокая цена и спрос на никель в 2010 году «позволили многим мелким производителям запустить свои мощности, остановленные в кризис, когда цена реализации была ниже их себестоимости». Сейчас, уточнил собеседник “Ъ”, когда спрос на металл снизился из-за ухудшения глобальной экономики, на рынке образовался переизбыток предложения, что стало давить на цену. Волатильность закончится, когда мелкие производители снова остановятся, уверяет источник “Ъ”, но это произойдет не раньше
2012 года.



Седа Егикян, Роман Асанкин. Коммерсантъ, октябрь 2011