Внедрение современных информационных технологий на оконном предприятии
Внедрение современных информационных технологий на оконном предприятии является необходимым условием для поддержания конкурентоспособного уровня издержек и поддержания органического роста предприятия. Однако, далеко не каждое ИТ-новшество дает экономически оправданный результат, поэтому для определения обоснованности применения новой технологии и избегания неоправданных трат следует предварительно проводить оценку возможного экономического эффекта.
В настоящей статье речь пойдет о внедрении модуля терминального доступа ATerm™ программного комплекса altAwin™ в компании «Позитрон-Пласт» для формирования единого информационного центра обработки заказов для территориально распределенной сети приема заказов, включающей в себя 50 рабочих мест.
Немного о терминальном доступе
Терминальная технология возникла на заре возникновения информационных технологий, когда стоимость электронно-вычислительных машин (ЭВМ) достигала десятков миллионов долларов и только крупные научно-исследовательские центры большие компании могли себе позволить иметь такую машину. Поскольку ЭВМ имели серьезную вычислительную мощь (по тем временам) и справлялись с вычислительной нагрузкой достаточно быстро, то узким местом становились устройства ввода и вывода информации. То есть задача дольше вводилась в ЭВМ, чем решалась.
Для избегания простоя дорогостоящих вычислительных мощностей была придумана система множественных терминалов (устройств ввода-вывода), подключенных к ЭВМ. Теперь с каждого такого терминала можно было завести задачу, ЭВМ ее решала и выводила решение обратно на терминал. Первоначально терминалы располагались в одном помещении с ЭВМ, позднее технологию обмена данными усовершенствовали, и появилась возможность разнесения терминала и ЭВМ на десятки километров. Позже с появлением персональных компьютеров стоимость вычислительных мощностей катастрофически снизилась и появилась возможность решать вычислительные задачи непосредственно на рабочем месте, без обращения к большим серверам.
Однако терминальные технологии не умерли. Напротив, появился целый класс задач, решение которых без применения терминального доступа затруднительно. Одна из таких задач – работа с большими массивами информации, требующими централизованной обработки. По такой технологии работает система бронирования железнодорожных билетов «Сирена». Десятки тысяч терминалов со всей страны работают с огромной центральной базой, и большие вычислительные кластера в приемлемое время обрабатывают от них запросы.
Чтобы было проще понять принцип работы терминал-сервера (так теперь называют сервера, вычислительные мощности которых задействуются по терминальной технологии для решения ИТ-задач) и терминальных клиентов (соответственно, точки ввода информации для передачи на терминал-сервер и последующего отображения результатов обработки информации), представьте такую картину. У обычного персонального компьютера удлинили провода подключения монитора, клавиатуры и мыши и разнесли системный блок и устройства ввода-вывода (клавиатуру, мышь, монитор) на большую дистанцию. Вы можете вводить с клавиатуры информацию и видеть результаты на мониторе, несмотря на то, что системный блок находится в другом месте. Если предположить возможность подключения к нашему удаленному системному блоку нескольких таких комплектов ввода-вывода, то мы сможем пользоваться с разных географических точек информацией с одного системного блока и совместно использовать его вычислительную мощность.
Объект внедрения
Компания «Позитрон Пласт» является одним из крупнейших предприятий Санкт-Петербурга по производству и продажам металлопластиковых, алюминиевых и деревянных конструкций. На предприятии эксплуатируется система комплексной автоматизации оконного предприятия altAwin™.
altAwin™ используется всеми основными структурными подразделениями предприятия, в том числе сетью приема заказов, включающей десятки точек разнесенных по Санкт-Петербургу. В качестве системы управления базами данных на предприятии используется ORACLE 9i.
Постановка проблемы
В связи с расширением деятельности компании сеть приема заказов постоянно увеличивается. В связи с этим постоянно увеличивается нагрузка на ИТ-персонал, связанная с вводом новых точек продаж. В рамках запуска новой точки продаж производится подготовка рабочих мест с установкой на них операционной системы, altAwin™, пакета офисных приложений.
Постоянно увеличивается нагрузка на ИТ-персонал, связанная с ростом количества администрируемых точек продаж. Поскольку большинство работников точек продаж являются не очень уверенными пользователями ПК, то их неквалифицированные действия часто приводят к нарушениям функционирования бизнес-приложений. Это приводит к необходимости выезда ИТ-специалиста на точку для устранения нарушения. Каждая остановка работы приводит как к затратам времени ИТ-специалиста, так и к потерям части заказов на местах. Дополнительные затраты времени ИТ-специалистов также возникают по причине необходимости периодического обновления критичных бизнес-приложений, что нельзя поручить пользователям на местах в связи с их неквалифицированностью. А поскольку обновление должно быть сделано единовременно во всех точках продаж и центральном офисе, это постоянно повышает требования к штату ИТ-специалистов компании.
Постоянно увеличивается нагрузка на каналы коммуникаций. Это связанно с тем, что функционирование altAwin™ в режиме дилерской точки не позволяет иметь доступ к информации о статусе заказа. В связи с этим продавцам с точек приема заказов приходится звонить в центральный офис для уточнения сроков выполнения заказов, возможности выполнения нестандартного заказа и т.д. Происходит не эффективный перегруз каналов связи, клиенты не могут дозвониться, продавцы занимаются администрированием заказов, а не их приемом. Приходится либо увеличивать штат продавцов и количество телефонных линий, либо мирится с потерей части заказов.
Постоянно увеличивается нагрузка на дилерский отдел. Этот отдел отвечает за прием заказов от дилеров и с точек продаж, его импорт в информационную систему предприятия и первичную обработку. В случае возникновения проблемы с заказом, сотруднику отдела необходимо связаться с точкой продаж и сообщить о проблеме и ее возможном разрешении. Чем больше заказов, тем больше нагрузка на отдел и больше затраты на его штат.
Падает гибкость ценообразования. Падение связано с функционированием altAwin™ в точках продаж в дилерском режиме. При этом для обновления ценовой политики требуется внесение изменения в центральном офисе, экспорт файла настроек, рассылка его по всем точкам продаж и его импорт в каждой точке. Чем больше точек продаж, тем затратнее этот процесс и тем реже компания старается вносить изменение в ценообразование.
Увеличиваются затраты на обновление парка компьютерного оборудования. Современные информационные системы становятся все более требовательными к вычислительным мощностям. Это приводит к росту затрат на регулярную модернизацию парка компьютеров предприятия.
Вариант решения
После консультации по вышеизложенной проблеме с компанией «Алтек», поставщиком программного комплекса altAwin™, в рассмотрение нашего предприятия поступило предложение о внедрении модуля терминального доступа ATerm™ для организации работы информационной системы в терминальном режиме.
Суть предложения сводилась к организации в центральном офисе терминального сервера и работе во всех точках продаж в режиме терминального доступа.
Внедрение предложения снимало все 6 вышеизложенных ограничений:
Поскольку все бизнес-приложения запускались в терминальном режиме, то установка всех приложений на клиентские машины исключалась. Это существенно ускоряло запуск новых точек продаж и снижало загрузку ИТ-персонала.
Поскольку все бизнес-приложения устанавливались на терминал-сервере, то для устранения большинства проблем, возникающих на точках продаж, достаточно было внести изменения на терминал-сервере. Внедрение общекорпоративной системы безопасности позволило бы также снизить риск утечки информации и заражения рабочих мест вирусами. Все это радикально снижает количество выездов на точки продаж и нагрузку на ИТ-отдел
Поскольку все точки продаж имеют доступ к единой базе данных, то вся информация о заказе доступна в точке продаж. Нет необходимости звонить в офис, чтобы узнать судьбу заказа – все видно на собственном рабочем месте.
Поскольку altAwin™ работает в терминальном режиме – нет необходимости экспорта – импорта заказов с точек продаж, соответственно дилерский отдел занимается только обработкой заказов от дилеров, что в разы понижает его загрузку и требования к штату.
Ценообразование более гибко. Достаточно поменять настройки на центральном сервере, и все точки продаж начинают считать заказы по новым ценам.
Снижение затрат на модернизацию парка компьютерного оборудования
Работа в терминальном режиме не требует вычислительной мощности, поэтому для запуска новых точек можно использовать ранее списанное оборудование.
Для оценки затрат на терминал-сервер требовалось определиться с его вариантом:
- RDP (Win) – Microsoft Terminal Server;
- ICA (Win) Citrix Presentation Server;
- NX (*nix) FreeNX, NoMachine NX Server, 2X TerminalServer;
Для реализации проекта был выбран продукт компании CITRIX, как наиболее производительный (хотя и самый дорогой) вариант.
Для оценки экономической состоятельности предложения был проведен сравнительный анализ затрат на предложенную и текущую информационную инфраструктуру в годовом временном интервале.
Статья затрат |
Текущий вариант,
|
Предложенный вариант,
|
Затраты на ИТ – администрирование точек продаж |
1440 |
600 |
Оплата каналов связи (телефон, Интернет) |
360 |
440 |
Обработка заказов |
600 |
180 |
Обновление компьютерного парка |
300 |
50 |
Итого |
2700 |
1270 |
Разовые затраты |
Текущий вариант,
|
Предложенный вариант,
|
Стоимость сервера для организации работы |
Без изменений |
250 |
Стоимость лицензий ПО |
Без изменений |
580-лицензия терминал-сервера Citrix MetaFrame 57 – лицензия altAwin™ ATerm™ |
Итого |
0 |
887 |
Как видно из приведенных выше таблиц, при разовых затратах менее 1 млн рублей предложенный вариант позволяет экономить до 1,5 млн рублей в год. При росте количества точек продаж экономия будет увеличиваться.
Реализация проекта
В центральном здании был установлен терминальный сервер с ПО Citrix Metaframe Presentation Server, способный обслужить одновременно до 100 пользователей. Подключение и организация доступа к необходимым приложениям было осуществлено по имеющимся каналам связи. Клиентские рабочие места были оборудованы обычными компьютерами (P4 2.0, 512 Мб), работающими в режиме терминальных станций.
Все работы были завершены менее чем за месяц. При этом предложенное решение позволило избежать каких-либо изменений в прикладном ПО, в топологии сети, в аппаратной части сетевого, серверного и пользовательского оборудования.
Результат
При реализации проекта в кратчайшие сроки были выполнены все необходимые пуско-наладочные работы, в ходе которых было проведено обучение персонала по работе и обслуживанию оборудования и программного обеспечения.
В результате десятки пользователей различных подразделений «Позитрон Пласт», вне зависимости от их удаленности от центрального офиса, теперь имеют значительно более быстрый доступ к централизованным приложениям и базам данных предприятия, что не только значительно повысило эффективность работы сотрудников предприятия, но и обеспечило более высокий уровень информационной безопасности.
Преимущество
Внедрение терминальных технологий обеспечило значительную экономию средств и рабочего времени как для непосредственных пользователей, так и для IT-подразделения. Поскольку обновление программного обеспечения на терминальном сервере можно выполнять за считанные минуты, а необходимость обновления на локальных рабочих местах отпала, затраты на работу сотрудников информационного департамента с удаленными офисами и подразделениями снизились до минимума. Отпала необходимость нахождения сотрудников в центральном офисе при оформлении заказов. Необходимые данные о параметрах договора, включая планирование производства, монтажей и т.д., получаются on-line, что сокращает время информирования клиентов о ситуации с заказом. Кроме того, удаленным подразделениям появилась возможность получать полную информацию о движении заказа и стадиях его выполнения.
При использовании терминального способа доступа все информационные массивы сосредоточены в едином месте, под контролем и защитой. Таким образом, централизованное хранение данных предприятия обеспечивает их защиту, как от внешних, так и от внутренних угроз. Пользователи не могут копировать и удалять информацию. Все данные хранятся на серверах, для которых гораздо проще обеспечить надежную физическую защиту, чем для клиентских систем. Исключена возможность установки пользователями несанкционированных программ и приложений.
Для терминального доступа характерна высокая степень отказоустойчивости. В случае выхода из строя части оборудования как серверного, так и каналообразующего, пользователи имеют возможность работать с приложениями; в случае отказа одного или нескольких терминальных серверов пользователи продолжают работать на оставшихся серверах. Обработка информации происходит на сервере, поэтому при отключении «тонкого» клиента (разрыв соединения, отключение питания, поломка и т.д.) все запущенные приложения продолжают выполняться.
К тому же появились дополнительные выгоды:
- Быстрое развертывание новых пользователей.
- Контролируемый доступ пользователей к приложениям.
- Унификация рабочего места пользователя (оборудование).
- Повышение общей надежности информационной системы за счет перевода выполнения всех логических операций на отказоустойчивые серверы.
- Оптимизация работы информационной инфраструктуры.
- Снижение затрат на поддержку пользователей.
- Ускорение работы пользовательских приложений в 1,5–2 раза.
- Прозрачность всех бизнес-процессов и контроль исполнения.
- Сокращение штата основного офиса.
- Снижение затрат на клиентское оборудование (терминал).
- Ограничение и контроль действий пользователей.
Выводы
Внедрение современных информационных технологий на оконном предприятии способно существенно понизить затраты предприятия и обеспечить его надежным фундаментом для дальнейшего роста. В условиях возможного финансового кризиса снижение издержек обеспечивает устойчивость предприятия, а гибкая информационная система является залогом своевременного принятия руководителями предприятия критических решений.
Произведенное внедрение модуля терминального доступа ATerm™ позволило усовершенствовать информационную инфраструктуру компании «Позитрон Пласт», повысило эффективность использования программного комплекса altAwin™, обеспечило снижение издержек, рост производительности труда, повышение коэффициента использования дорогостоящего компьютерного оборудования. Важно, что срок окупаемости инвестиций в модернизацию информационной системы очень короткий, что позволит предприятию в кратчайшие сроки оценить экономический эффект от произведенного внедрения.
Николай Баранов, руководитель IT-отдела компании «Позитрон Пласт», Санкт-Петербург
По материалам конференции WinSoftTools 2008