18 ноября в столичной гостинице «Рэдиссон Славянская» завершил свою работу IX Всероссийский съезд саморегулируемых организаций в строительстве. Он совпал в 5-летием объединения НОСТРОЙ.
Как уже писал журнал «Строительство.RU», в рамках съезда прошел День саморегулирования, в ходе которого с отчетом о своей работе выступили все 23 комитета НОСТРОЙ. А сегодня делегаты съезда (в котором участвовали представители 258 СРО) заслушали доклад президента НОСТРОЙ об основных направлениях развития саморегулирования в области строительства, утвердили Приоритетные направления деятельности этой организации на 2015 год, провели выборы в Совет и довыборы в Ревизионную комиссию НОСТРОЙ.
Для системы СРО наступает время Ч
То, что съезд пройдет отнюдь не в благостной атмосфере самолюбования и оптимистических отчетов, стало ясно после первого же выступления высокого гостя форума – министра строительства и ЖКХ Михаила Меня.
– Для нас очень важно, – сказал он в своем приветственном слове, – чтобы институт саморегулирования состоялся. Но если этого не произойдет, то мы вынуждены будем поставить вопрос перед руководством о возвращении к системе лицензирования, как этого уже произошло в сфере управления многоквартирными домами. Поэтому давайте в течение 2015 года поработаем, а потом соберемся вместе и решим, получилось у нас или нет.
Поддержал министра и глава профильного Комитета Госдумы Алексей Русских. Он напомнил делегатам, что съезд проходит в сложное для страны время, когда она оказалась под действием антироссийских санкций. И в этих условиях именно строительной отрасли предстоит взять на себя ведущую роль, поскольку она работает на внутренний рынок, создавая рабочие места и производя продукт главным образом внутри страны.
– Система саморегулирования в целом состоялась, но торговля допусками продолжается. Несколько дней назад, 14 ноября, Госдума приняла в третьем чтении закон, основная цель которого – борьба с коммерциализацией СРО, – обратился к делегатам съезда парламентарий. – Вы теперь сами будете определять, кто из ваших коллег достоин стать членом СРО. Мы ожидаем от вас добросовестного отношения. Однако если система саморегулирования не преобразится, встанет вопрос о ее целесообразности.
– Ростехнадзор фиксирует серьезные нарушения в сфере работы СРО, – подлил масла в огонь руководитель этого государственного органа Алексей Алешин и добавил, — Мы надеемся, что принимаемые меры позволят существенно повысить ответственность саморегулируемых организаций и усилить контроль за деятельностью своих членов.
Депутат Госдумы, президент НАМИКС Елена Николаева призналась: еще полгода назад у нее было ощущение, что у системы саморегулирования нет будущего. Но сегодня появилась надежда на то, что система самоочистки СРО прекратит коммерциализацию и поставит заслон перед спамом типа «Допуск недорого» и подобными вещами. По ее словам, в сфере малоэтажного строительства также требуется саморегулирование и контроль качества.
Свой доклад на съезде президент НОСТРОЙ Николай Кутьин по традиции начал с цифр. По его данным, за 9 месяцев 2014 года в России было введено более 70 млн кв. м общей площади, из них 60 млн кв.м – жилых зданий. Объем введенного жилья составил 48 млн кв. м, что на 24,6% больше показателя прошлого года. В январе-сентябре 2014 года индивидуальными застройщиками введено 167 тыс. жилых домов общей площадью более 22 млн кв. м, что на 18,6% больше аналогичных значений прошлого года.
Впрочем, победные нотки в выступлении главы Нацобъединения быстро сменились озабоченностью, обусловленном той непростой ситуацией, в которой сегодня оказалась система саморегулирования в строительстве. Николай Георгиевич рассказал съезду, что общими усилиями НОСТРОЙ довел эту озабоченность до органов власти и совместно с Ростехнадзором и Минстроем выработал конкретные решения, отразившиеся в уже упомянутом законе, принятом Госдумой 14 ноября. В случае принятия этого законопроекта НОСТРОЙ с Ростехнадзором нужно будет совместно разработать несколько регламентных документов: о приеме, об исключении, о ведении реестра строительных компаний – участников СРО. И сделано это будет в самое ближайшее время, пообещал Николай Кутьин.
– Но главное – нам необходимо возвратить доверие к СРО. Прошу все наши СРО обратить внимание и отнестись ответственно к выдаче допусков, – так завершил свое выступление президент НОСТРОЙ.
Михаил Мень: Судьба саморегулирования решится через год
Первым из гостей форума к прессе вышел министр Михаил Мень.
– Недавно вы заявили, что саморегулирование у нас не работает в ожидаемом ключе. Изменилась ли ваша точка зрения? По каким критериям будут оцениваться успехи или, наоборот, неуспехи саморегулирования в 2015 году?
– Вы знаете, что на днях Госдумой третьем чтении были приняты изменения в Градостроительный кодекс, а также дополнения в ряд других законодательных актов. Это документ, который был рожден совместно с НОСТРОЙ нашим министерством, увеличивает и усиливает роль Нацобъединения. После того как эти поправки будут приняты и проголосованы Советом Федерации и подписаны Президентом, у НОСТРОЙ появляется определенный рычаг воздействия на СРО. То есть после вступления в силу этого закона Нацобъединения смогут обращаться в Ростехнадзор с настоятельной рекомендацией по исключению из реестра тех или иных участников процесса. Помимо этого там есть целый ряд других изменений, которые позволят Нацобъединению более четко контролировать ситуацию. Например, будет единый реестр не только самих СРО, но и непосредственно их членов. И любой государственный или муниципальный орган, проводящий тот или конкурс, всегда сможет зайти в этот реестр и посмотреть, в каком СРО зарегистрирована та или иная организация. Это тоже некий рычаг воздействия.
– Так что некоторые положительные изменения мы ощущаем, – не стал скрывать министр, но тут же посерьезнел. – Напомню, что накануне избрания Николая Георгиевича Кутьина президентом НОСТРОЙ мы проводили встречу у вице-премьера Правительства РФ Дмитрия Николаевича Козака, и договорились о том, что первые промежуточные итоги подведем в конце 2015 года, а за этот срок постараемся выправить ситуацию с нынешней коммерциализацией СРО. Нам бы хотелось, чтобы за год ситуация изменилась. Но если этого не произойдет, то мы сядем, откровенно посмотрим друг другу в глаза, скажем о том, что не получается, и будем обращаться к руководству страны с просьбой вернуться к системе лицензирования, как это произошло с управлением многоквартирными домами. В общем, если не выправим положение, то должны будем честно сказать, что система саморегулирования на нашей земле не приживается. Дай Бог, чтобы за 2015 год нам удалось исправить ситуацию.
– Значит, вы отводите системе СРО срок до ноября 2015 года? – спросил министра журнал «Строительство.RU».
– Да, примерно так. Отчетным периодом мы будем считать конец следующего года.
– А остаетесь ли при этом лично вы, Михаил Александрович, сторонником лицензирования? – не унимался наш спецкор.
– Понимаете, какая история, – улыбнувшись, ответил министр и добавил. – Если тебе 30 лет и ты не либерал, то у тебя явно есть некие проблемы. Но если тебе уже за 50, накоплен определенный жизненный опыт, но ты до сих пор не консерватор – значит, у тебя тоже есть определенные проблемы. Я восемь лет работал, как говорится, на земле, в тяжелом субъекте Федерации, и, по сути, мне близки идеи саморегулирования. Но, поняв, как они реализуются на нашей почве, я стал однозначным сторонником консервативных мер регулирования, в частности лицензирования. И когда у нас возникла дискуссия о способах управления многоквартирными домами, именно я был одним из тех людей в Правительстве, кто отстаивал идею лицензирования. Но еще раз хочу сказать, что надежда не потеряна, и давайте за год посмотрим как будет развиваться ситуация. У системы СРО появился реальный шанс доказать обществу, что саморегулирование эффективно работает в нашей стране. В противном случае мы вынуждены будем признать неэффективность применения этой конструкции в нашей стране. Надо быть честными друг перед другом.
Николай Кутьин: За год мы должны очистить систему СРО
В перерыве съезда президент НОСТРОЙ Николай Кутьин подробно ответил на вопросы журнала.
– Министр Михаил Мень отводит системе саморегулирования в строительстве год. Удастся ли вам коренным образом перестроить и очистить систему за этот небольшой срок? Что нужно сделать, чтобы саморегулирование не прикрыли, вновь заменив его лицензированием?
– Не буду скрывать: мы действительно еще весной договорились, что система саморегулирования нуждается в обновлении. Да, к сожалению, используя прорехи в законодательстве, некоторые недобросовестные участники саморегулирования решили, что здесь возможен бизнес, и мы это видим через рекламу и фактически торговлю допусками. Без решения этой проблемы невозможно было двигаться дальше. Поэтому мы договорились о практически партнерских отношениях с государством, о том, что мы эту проблему решим вместе с законодателями. Последние нас услышали. Закон, принятый в трех чтениях Госдумой, во многом снижает риски и решает проблемы, связанные с уже упомянутыми недобросовестными СРО. И это позволит нам стабилизировать отношения между системой саморегулирования и государством. Что в свою очередь дает уверенность в том, что система саморегулирования будет и дальше существовать, поскольку это один их важнейших общественных институтов.
Не зря государство, понимая, что некоторые функции оно выполняет недостаточно эффективно, начало передавать их в систему саморегулирования. Как мы знаем, как раз государство само отказалось от системы лицензирования и создало пять лет назад систему саморегулирования в строительной отрасли. Мы достаточно оптимистично смотрим в будущее. И тот закон, о котором мы говорили, еще раз это подтверждает: согласно ему функции внесения в реестр и исключения из него теперь будет осуществляться с учетом профессионального сообщества. Там ясно написано, что теперь Нацобъединение дает заключение (положительное или отрицательное) в отношении своих действующих или будущих членов. И вместе с государством (в данном случае с Ростехнадзором), принимает решения, связанные с включением в реестр и исключением из него.
Важнейшим является вопрос о налаживании совместно с Минстроем и Ростехнадзором контроля за нашими строительными компаниями – право его осуществлять предоставлено действующей редакцией Градостроительного кодекса. Мы знаем, что государство как заказчик часто не удовлетворено качеством работ, выполняемых строительными организациями. Эти примеры сегодня приводились на съезде. Наведение порядка на строительном рынке приведет к тому, что на нем останутся добросовестные строительные компании. И вместе с ними мы сможем пойти дальше с целью стабилизировать рынок. Государство неоднократно заявляло, что его программы развития различных отраслей и направлений включают в себя строительство новых объектов, что дает нам основание позитивно смотреть в будущее вместе со строительными компаниями. Главный вопрос тут – качественная работа наших строительных компаний с саморегулируемыми организациями. И я надеюсь, что следующий год пройдет под знаком этого взаимодействия.
– То есть, как в песне поется: «Не спеши ты нас хоронить...», так?
– Хоронить нас и так никто не собирается, но предупреждение, которое мы получили, считаю уместным. Не будем скрывать, что у нас сейчас сложная ситуация с нацобъединениями изыскателей и проектировщиков. Решение, принятое законодателями вместе с органами исполнительной власти, свидетельствует о том, что государство пытается разрешить эту проблему. Там возник конфликт, и если его не прекратить, государство будет вынуждено перейти к вопросу о возвращении лицензирования данных сфер. Это очевидно, поскольку оставить рынок без контроля невозможно. А у нас сейчас есть два вида контроля: через лицензионные формы и через выдачу допусков.
Так что у наших коллег изыскателей и проектировщиков, наверное, последний шанс провести свои съезды таким образом, чтобы спасти систему саморегулирования. Если они проведут их разумно и примут решение о создании объединенной структуры, утвердят устав нового нацобъединения, пройдут формализацию своих отношений и прекратят распри, это будет лучшим доказательством того, что системе саморегулирования – быть.