Светопрозрачные фасады: почему мы были первыми, а теперь копируем чужое


Кому-то это может показаться странным, но фасады зданий из светопрозрачных материалов впервые появились в СССР. О том, что именно наши архитекторы и проектировщики стояли у истоков этого направления в строительстве читайте в статье «Строительство.ru».

Фасады из стекла можно увидеть на некоторых зданиях, построенных еще в первой половине ХХ века. Яркий пример – Дом Центросоюза (на фото), построенный в Москве в 1936 году по проекту знаменитого архитектора Шарля Эдуарда Ле Корбюзье. Строительство комплекса велось под надзором Николая Колли, архитектора из группы конструктивистов.

То есть говорить о том, что фасадное остекление – это что-то совершенно новое в архитектуре, не совсем корректно. Просто сегодня появились новые технологии, позволяющие воплотить те идеи, которые уже были реализованы в прошлом веке.
 
В первую очередь архитектурное решение

Итак, что происходит сегодня на рынке фасадного стекла, а точнее, светопрозрачных навесных или витражных конструкций? Начнем с того, что светопрозрачные конструкции (СПК) – совершенно уникальная область, где нашли применение очень многие строительные новации, в частности нанотехнологии. Если стекло достаточно высокого класса, количество покрытий на нем достигает 40 тончайших атомарных слоев.

По словам специалистов, прежде чем применять в зданиях светопрозрачный фасад или витражную конструкцию, надо помнить, что подобные сооружения имеют малое сопротивление теплопередачи. Этот коэффициент у них чуть больше единицы, тогда как у обычной стены он составляет от трех единиц. Так что установка светопрозрачной конструкции – это в первую очередь все-таки архитектурное решение.


Дом Центросоюза, г. Москва

Специалисты из НИИ строительной физики не понаслышке знакомы с этим направлением. Свои разъяснения по интересующей нас теме нам дал заведующий лабораторией, руководитель испытательного центра фасадов СПК к.т.н. Алексей Верховенский.

– Сегодня в России работают несколько крупных компаний, которые занимаются разработкой системы и изготавливают профиль для фасадного остекления, – рассказал эксперт. – Весомое место на этом рынке пока за иностранцами. Прежде всего это продукция, произведенная в Германии, Бельгии, Италии и Китае, меньше представлены Корея, Франция и Турция. Но компании-производители из двух последних стран, можно сказать, «не оправдали доверия» из-за низкого качества.

В настоящее время на российском рынке фасадного остекления, по имеющимся у нас данным, расклад следующий. 25-30% занимает продукция отечественных предприятий (пять лидирующих компаний и пять – второго эшелона), 70-75% – это импорт. 
В отечественном производстве широко используются импортные оборудование и комплектующие.
 
Китайская экспансия

Массовое производство стекла для фасадных конструкций сегодня под силу только крупным компаниям. По словам Алексея Верховенского, если посмотреть на современное производство стекла, то длина производственного цеха может составлять 250-300 м – 
чтобы стекло, проходя через множество систем вакуумного напыления, получало все заданные характеристики.

– Сейчас научные разработки в этом направлении достигают поистине фантастических результатов, – отметил специалист из НИИСФ. – Есть конструкции, в которых пропуск энергии в помещение достигает 1% (для сравнения: у капитальной стены по нормативу этот показатель составляет от 3%). Создаются новые СПК
с заданными параметрами по солнцезащите, повышенной энергоэффективностью. Отечественные же производители светопрозрачных фасадов в большинстве своем, к сожалению, сегодня лишь копируют зарубежные аналоги.

Очень активно позиционируют себя китайские производители: на тендерах они предлагают по полтора десятка типов фасадов для одного здания. Как рассказал нам главный проектировщик одной из китайских компаний г-н Цюй, они с оптимизмом смотрят в будущее и планируют открыть в нашей стране производство. Кстати, именно их компания занималась фасадным остеклением башен «Федерация» и «А» в комплексе Москва-Сити. Помимо московских высоток, представители Поднебесной проводили работы на одном из небоскребов в Екатеринбурге, причем для этой башни выбрали стекло российского производства. И это не единичный случай, когда при изготовлении и монтаже фасадов китайцы используют стеклопакеты из России.


Бизнес-комплекс Москва-Сити
 
Они – придумывают, а мы даже 
нормально смонтировать не можем

Теперь о грустном. В СССР была очень сильная стекольная промышленность, в частности выпускающая стекло для фасадов. Но после развала Союза западные компании устремились на наш рынок с целью перекупить или ликвидировать местные производства. А поскольку в последние годы эта отрасль в мире сделала резкий скачок, то отечественные компании оказались в роли догоняющих. И сегодня в России производство фасадного стекла осуществляется только за счет частных инвестиций, поэтому выглядит скромно. А вот наши соседи-белорусы за последние годы очень серьезно продвинулись в этом направлении, значительно опередив нас и приблизившись к Европе и по объемам, и по качеству.

К сожалению, российские компании сегодня выступают, как правило, в роли фасадных подрядчиков, а не разработчиков систем. За рубежом закупаются стеклопакеты, на основе которых и разрабатываются адаптированные системные решения с последующим монтажом. И вот тут-то и начинаются проблемы, поскольку квалификация наших монтажников, мягко говоря, невысока. И даже при тщательно разработанных системах сегодня мало кто в России может качественно их смонтировать: процент брака зашкаливает.

Теперь несколько слов о долговечности светопрозрачных конструкций. Как объяснил Алексей Верховенский, хотя стекло – почти вечный материал, все зависит от технического задания на проектирование конкретного фасада. И если заказчик грамотно поставил задачу, то конструкция светопрозрачного фасада будет служить не менее 40-50 лет. И задача разработчика системы – обеспечить эту долговечность и доказать свою правоту.

– Требование долговечности для стеклопакета по существующему ГОСТу составляет 20 лет, а для высотных или уникальных зданий – 40-50 лет, – рассказал эксперт и добавил: – У нас есть лаборатория, которая проводит испытание на долговечность.

Говорить же о долговечности всей системы фасадного остекления достаточно проблематично. Например, герметик и прокладки могут простоять 40-50 лет.
С профилем сложнее: тут и адгезия, и прочность покрытия, хотя, как заверил специалист, если она качественно изготовлена, покрашена и нормально эксплуатируется, то простоит не меньше 40 лет.


Здание правительства Московской области
 
Небоскреб по-казахски: 
стекло приклеено скотчем

Сегодня оценить экономическую обоснованность применения светопрозрачных фасадов достаточно трудно. Если хотите получить разумный баланс экономии энергии, то это будет стоить определенных денег. И все-таки можно, затратив не так уж много средств, изготовить отменную конструкцию (разумеется, с соблюдением всех технологий и контролем качества) с коэффициентом теплопередачи больше единицы. А это, повторяем, очень неплохой показатель.

Но, увы, у нас не все гладко с фасадным остеклением. Есть и откровенные неудачи. В частности, комплекс Правительства Московской области в Красногорске, где были широко использованы светопрозрачные фасады, уже весь трещит и сыплется. Есть знаменитое здание одного из корпусов Академии народного хозяйства на Юго-Западе Москвы (его часто называют «Синий Зуб»), которое начали возводить еще в советские времена, в 1991 году, однако оно так и не введено в эксплуатацию. Здесь впервые в Москве было применено структурное остекление. Но, к сожалению, были допущены ошибки при монтаже. Кроме того, применялся не адаптированный для наших климатических условий герметик, к тому же с нарушением технологии нанесения. В общем, первый блин вышел комом.


Вид на недостроенный корпус Академии народного хозяйства, г. Москва

Но примеры неудачного применения фасадного остекления есть не только в столице. В холодном Сургуте турецкие компании умудрились возвести конструкции, неприменимые даже для субтропиков: то есть не то что в Сибири, но и в Сочи такой дом не пройдет по нормативам. А документацию, подтверждающую возможность использовать конструкцию в данной климатической зоне, турки попросту не предоставляют.

Но не только у нас есть такие «проколы». Российские специалисты проводили экспертизу одного небоскреба в Астане, который один из местных олигархов подарил президентуНурсултану Назарбаеву. Обследовали –
и пришли в ужас. Здание просто разрушается. Фасад спроектирован и смонтирован безграмотно. Вес несущих кронштейнов был рассчитан только на вес самого стекла, без учета ветровых и снеговых нагрузок. Также забыли и про возможное обледенение конструкции. А само стекло было приклеено на... двухсторонний скотч.

Почему 13 компаний вышли 
из тендера по башне «Федерация» Но, право, не хочется заканчивать обзор на такой ноте. Например, в той же башне «Федерация» были предъявлены очень жесткие климатические требования к СПК.
И если на первом этапе о своем желании принять участие в тендере по такому «вкусному» объекту заявили 33 компании, то после объявления жестких требований к конструкции 20 фирм отказались от участия.

Так что главное требование к компаниям, приходящим на наш рынок, связано с «диапазоном применимости» предлагаемых ими конструкций.

Этим обзором тема СПК далеко не исчерпана. Мы будем возвращаться к ней на страницах нашего журнала, рассказывая вам о новинках и тенденциях на рынке светопрозрачных фасадов.

Владимир Речменский
Фото автора, agran.kz, archi.ru, foto.ru, mfpp.ru, mmsk.ru, itravelalone.ru