Мутное банкротство светопрозрачной империи Липецка: похищение, немецкие инвесторы и директор-почтальон
Заявление о похищении владелицы и директора ООО «ЛЗСК» Анны Волик появилось в полиции 10 июля 2016 года. На следующий день она пришла в правоохранительные органы лично и сообщила, что с ней все в порядке. А уже через четыре дня об угрозе жизни другой владелице и директору ООО «ЛЗСК» Ираиде Тонких сообщили липецкие средства массовой информации. Женщина написала заявление в ФСБ. Заявление передано в региональный следственный комитет. ABIREG.RU попытался разобраться в этой детективной истории.
ЛЗСК – имя, бренд и империя
Липецкий завод светопрозрачных конструкций (ЛЗСК) – это название в регионе знает каждый. Предприятие по производству пластиковых окон – успешное, современное, открытое с участием губернатора Олега Королева. Так оно представляется в публичном пространстве. Завод имел юридическое название ООО «ЛЗСК – Оконные системы». Его первыми учредителями были частное лицо и ЗАО «Оконные системы – 2000», основателем которого, судя по выписке из Единого реестра юридических лиц, является глава регионального фонда капитального ремонта Александр Козин. В целом же сегодня в Липецкой области официально зарегистрировано пять фирм, в названии которых используется звучная аббревиатура. В числе последних зарегистрированных предприятий, где используется аббревиатура ЛЗСК, – то самое, директорам которого очень не везет.
Почтальон и безработная. Кто кого?
ООО «ЛЗСК» изначально было учреждено Александром Козиным, его супругой Ириной Козиной и другими частными лицами в феврале 2015 года. Спустя год предприятие за 10 тыс. рублей покупает 21-летняя Анна Волик. Бывший почтальон не скрывает, что стала владелицей фирмы, зарегистрированной в одном из липецких сел, по просьбе Ирины Козиной. Девушка никогда на заводе не была, ничем никогда не руководила. За формальное руководство сельской фирмой получила небольшие деньги, и на этом история ее директорства закончилась. Информация о ее похищении поступила в полицию от неких юристов. По словам Анны Волик, таким образом они хотели оказать на нее психологическое давление, чтобы она поставила подпись под непонятными для нее документами. Но девушка экстренно продала свой формальный бизнес другому частному лицу – Ираиде Тонких.
Ирида Тонких (52 лет от роду, нигде в данный момент не работает) обратилась с заявлением в ФСБ, что к ней ворвались в квартиру, в ночной сорочке заставили выйти на улицу, сесть в машину и под угрозой расправы вынудили подписать документы об отказе от сделки о покупке ООО «ЛЗСК» за 10 тыс. рублей. Испуганная женщина все подписала. На следующий день она должна была отправиться к нотариусу, чтобы заверить отказ. Но она пошла к силовикам, до сих пор не появляется в своей квартире, прячется у знакомых и ждет результатов официального расследования.
Солидные деньги за скромной вывеской
Почти криминальный интерес к маленькой фирме с юридической пропиской в селе Казинка связан едва ли не с единственной крупной сделкой ООО «ЛЗСК». В апреле 2015 года это предприятие взяло на себя долг без малого в 175 млн рублей у ООО «ЛЗСК – Оконные системы». И в качестве платы за перевод долга бывшее передовое производство передает недавно созданному ЛЗСК имущество ценой в 173 млн рублей – это два цеха бывшего завода в особой экономической зоне «Липецк», современная производственная линия и автотранспорт. Все имущество было куплено по договору ипотеки, оформленном в ЗАО «Липецккомбанк». Имущество вполне законно перешло из одного предприятия в другое. На момент передачи цехов и имущества от ООО «Промышленные технологии» к ООО «ЛЗСК» сделка была согласована с банкирами. И под дополнительным соглашением к договору о невозобновляемой кредитной линии, в котором поменялся заемщик, стоит подпись заместителя генерального директора «Липецккомбанка». Казалось бы, никаких вопросов к участникам сделки быть не должно, если бы она не была совершена с имуществом предприятия, которое к тому моменту находилось в предбанкротном состоянии.
Банкрот, да не тот
6 марта 2015 года в арбитражный суд Липецкой области поступило заявление от ООО «Фобос» о признании ООО «ЛЗСК – Оконные системы» банкротом. Уже при рассмотрении заявления выяснилось, что 19 марта знаменитый завод поменял название на ООО «Промышленные технологии». Стал правопреемником разваливающегося завода и 24 апреля избавился от единственных имущественных активов, передав их новенькому ЛЗСК.
На сегодняшний день на бывшем стекольном заводе арбитражным судом введено конкурсное производство. В списке кредиторов – 16 предприятий и частных лиц, крупнейшим из них является «Липецккомбанк». У «ЛЗСК – Оконные системы» кредиторская задолженность – больше 200 млн рублей и почти нет ликвидного имущества. Ведь оно же на бумагах передано другому предприятию.
Основатель империи открестился от империи
На сегодняшний день ни к ООО «ЛЗСК – Оконные системы», которое переименовано в ООО «Промышленные технологии», ни к ООО «ЛЗСК» формально супруги Козины не имеют никакого отношения. В 2013 году, когда Александр Козин был назначен руководителем Фонда капитального ремонта, он отказался от всех бизнес-активов за исключением ЗАО «Оконные системы – 2000», которое сейчас находится в стадии ликвидации.
– До сих пор имя Александра Козина ассоциируется с ЛЗСК, однако данный бренд был использован без согласия его правообладателя, – заявляет представитель Александра Козина, юрист Вера Глазатова.
Юрист отрицает какое-либо участие супругов Козиных в истории с ЛЗСК. Госпожа Глазатова объясняет всю шумиху вокруг стекольного бизнеса желанием банкиров единолично распоряжаться активами завода-банкрота. По словам Веры Глазатовой, банк был включен в реестр кредиторов ООО «Промышленные технологии» как залоговый кредитор. Согласно Закону «О банкротстве» залоговые кредиторы имеют преимущество над другими кредиторами: при реализации имущества должника они получают 95% денежных средств, остальные 5% идут на погашение издержек и распределяются пропорционально между другими кредиторами.
Однако после сделки о переводе имущества банк подает иск к новому должнику – ООО «ЛЗСК» – в Правобережный районный суд Липецка и просит обратить взыскание на предмет залога – завод и земельный участок. По решению Правобережного районного суда от марта 2016 года банк уже получает не 95%, а все 100% от реализации. При цене имущественного комплекса в 120 млн рублей выпадающие 5%, которые не поступят в конкурсную массу в счет удовлетворения обязательств перед другими кредиторами, составляет порядка 6 млн рублей.
Юрист против юриста
С обвинениями банкиров чуть ли не в захвате имущества спорит другой юрист – Александр Волков. Он консультировал при сделке по переводу имущества Александра Гуляева, в то время являвшегося генеральным директором вновь созданного ЛЗСК. Господин Волков убежден, что сделка была инициирована именно бывшими владельцами ООО «ЛЗСК – Оконные системы», а банкирам нет смысла заниматься выводом активов:
– В настоящее время крайне высока вероятность возврата имущества ООО «ЛЗСК» в конкурсную массу в результате оспаривания сделки по нормам ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». «Липецккомбанк» является крупнейшим кредитором завода и залогодержателем спорного имущества. Таким образом, для банка ситуация с правовой точки зрения прозрачна и не зависит ни от состава участников ООО «ЛЗСК», ни от фамилии его генерального директора.
Юрист полагает, что контроль над указанным обществом важен только в смысле влияния на процессуальную динамику – проще говоря, скорость рассмотрения вопросов об обращении взыскания на имущество или возврата его в конкурсную массу и последующей продажи с торгов.
Адвокат убежден, что судьба имущества определена, так как оно обременено огромным долгом, дело только во времени, которое будет затрачено на его продажу, а время – это, как известно, деньги.
А немцев никто не ждал
18 июля 2016 года определением арбитражного суда Липецкой области в реестр кредиторов ООО «Промышленные технологии (ранее ООО «ЛЗСК – Оконные системы») была внесена фирма «3IE162/13 Абвиклунгснезелльшафт ГмбХ». Именно это компания из Германии поставила в 2010 году банкроту оборудование на сумму, превышающую 1 млн евро. По договору «ЛЗСК – Оконные системы» должны были ежемесячно выплачивать 57,916 тыс. евро. Ни одного платежа иностранцы от липчан не получили. Сегодня «Абвиклунгснезелльшафт» предъявляет разорившемуся заводу требования больше 100 млн рублей.
Новый участник в деле скандального банкротства пока никак себя не проявил. Но совершенно очевидно, что немецкая компания будет очень заинтересована в возвращении активов стекольного завода. Вопрос лишь в том, смогут ли иностранцы избавить, казалось бы, чисто юридическую задачу от полукриминальной переменной.
Слово банкирам
Юридическая служба финансовой организации письменно объяснила свое участие во всех стекольных сделках и судебных процессах. Текст мы приводим целиком:
«ПАО «Липецккомбанк» отвечает на все обвинения и домыслы. По его информации, 20 апреля 2015 года между ООО «Промышленные технологии» и ООО «ЛЗСК» заключен договор о переводе долга. На ООО «ЛЗСК» перешли права и обязанности заемщика по договору невозобновляемой кредитной линии № 68/013 от 22.03.2013 г. и кредитному договору № 59/013 от 20.03.2013 г. ООО «ЛЗСК» приняло в качестве платы за перевод долга принадлежащее на праве собственности ООО «Промышленные технологии» недвижимое имущество. После перевода долга оно зарегистрировано в собственности ЛЗСК. ООО «Промышленные технологии» выступило поручителем по кредитам ЛЗСК. Предоставленное поручительство ООО «Промышленные технологии» связано с его хозяйственной деятельностью, данное общество осуществляло производственную деятельность, используя в том числе материальные ресурсы общества ООО «ЛЗСК».
Заключение вышеуказанных договоров являлось частью взаимосвязанных сделок, направленных на формальную реструктуризацию задолженности ООО «Промышленные технологии». Оформляя кредит ООО «ЛЗСК» и обеспечивая это обязательство поручительством ООО «Промышленные технологии», ПАО «Липецккомбанк» выступал в защиту своих коммерческих интересов, действовал в правовом поле в соответствии с требованием гражданского законодательства, без ущемления прав и законных интересов иных лиц.
Поручительство и залог являются способами обеспечения исполнения кредитного обязательства. Следовательно, при их заключении банк рассчитывал на исполнение обязательства по кредитному договору должником.
ЛЗСК не исполнил взятые на себя обязательства по возврату кредита, в связи с чем банк обратился в суд с иском о взыскании задолженности. Правобережным районным судом г. Липецка 17 марта вынесено решение о взыскании в пользу ПАО «Липецккомбанк» в солидарном порядке с ответчиков ООО «ЛЗСК – Оконные системы», Нурматова А.А., ООО «Техноокна», ООО «ЛЗСК Технопласт», ЗАО «Победа», ЗАО «Союз», ЗАО «Интеграл», ООО «Оконные системы 2008», ООО «Био продукт», ООО «Серебряные пруды» задолженности в размере 183 065 945,24 рубля, а также об обращении взыскания на заложенное имущество по договору об ипотеке, заключенному с ООО «ЛЗСК». В рамках исполнительного производства будет осуществлена реализация недвижимого имущества.
В то же время в производстве Арбитражного суда Липецкой области находится дело о банкротстве ООО «ЛЗСК – Оконные системы». 12 апреля этого года ПАО «Липецккомбанк» включено в реестр требований кредиторов ООО «Промышленные технологии» в сумме 270 млн рублей сразу по нескольким кредитным договорам.
Об отсутствие недобросовестности или выгоды банка свидетельствует факт того, что включение требований ПАО «Липецкомбанк» в реестр к поручителю и залогодателю на сумму задолженности по кредитному договору дает лишь потенциальную возможность вернуть задолженность, исключает при этом возможность неосновательного обогащения за счет должника.
Являясь кредитором ООО «ЛЗСК» и ООО «Промышленные технологии», а также залогодержателем зданий завода светопрозрачных конструкций, расположенных на территории ОЭЗ «Липецк», банк заинтересован в осуществлении предусмотренных действующим законодательством процедур реализации указанного имущества».
Майя Евглевская