Все на базу! Нужны ли новые звенья при создании единой системы технического регулирования и стандартизации в строительстве?
Госсовет по строительству, который прошел в мае этого года впервые за много лет, поставил важные акценты в работе, которую предстоит сделать отрасли. Один из этих акцентов, считает «Строительная газета», наведение порядка и создание единой системы технического регулирования в строительстве.
Как говорилось на самом высоком уровне, требуется система нормирования и стандартизации, включающая в себя требования к процессам изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений, а также к строительным материалам, изделиям и конструкциям, в которой не будет противоречий и дублирования, мешающих профессионалам проектировать и строить технологично и безопасно. Проблема хаоса в этой сфере столь беспокоит профессиональное сообщество и, главное, столь серьезно влияет на безопасность жизни граждан, что президент дал еще одно отдельное поручение – прекратить в обход Минстроя России принимать нормативные документы в области строительства. Это логично: за безопасность зданий и сооружений спрашивают в случае чего с этого конкретного ведомства, а для проектировщиков могут писать нормы и стандарты самые разные организации, не неся впоследствии ответственности за эту работу.
Как сообщили в Минстрое России, эта ситуация скоро изменится: к началу сентября готовится к представлению в правительство ряд законопроектов, среди которых изменения в ФЗ №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Ими будет установлен порядок издания нормативно-технических документов в области проектирования и строительства, исключающий случаи принятия указанных документов без согласования с Минстроем России. Также появятся обязательные для применения строительные нормы и правила.
Однако это не значит, что работа над единой системой технического регулирования завершится. В профессиональном сообществе нет цельного мнения, что же такое единая система, что она должна охватить и как функционировать, нужны ли ей новые звенья или достаточно правильно настроить работу тех, что уже созданы. Например, Национальная ассоциация производителей панелей из ППУ «НАППАН» вышла с инициативой расширить круг организаций, которые занимаются стандартизацией в строительстве, создав технический комитет «Строительные материалы (изделия) и конструкции». Мотивация этого предложения в том, что в Российской Федерации сложились уникальные условия для развития экспорта строительной продукции и услуг, отвечающих международным стандартам, на рынки зарубежных стран, существенным барьером для реализации этих возможностей являются устаревшие негармонизированные стандарты в строительстве. Новый ТК призван решить эту проблему. Однако Минстрой эту вроде бы разумную инициативу не поддержал, отметив, что она противоречит государственным интересам.
«СГ» решила разобраться, почему это звено ведомство посчитало лишним. Выяснилось, что, во-первых, в стране уже создано достаточно много ТК, которые готовят нормативно-технические документы в сфере строительства: это профильный ТК 465 «Строительство» и еще порядка 25 смежных технических комитетов. Среди них есть и те, которые касаются строительных материалов: ТК 9 «Огнеупоры», ТК 41 «Стекло», ТК 195 «Материалы лакокрасочные», ТК 121 «Плиты древесные» и др. Если предлагаемый ТК будет создан, то с каждым из них он пересечется в своей деятельности. То есть возникает тот самый прецедент дублирования, с которым борется отрасль.
Во-вторых, выделение строительных материалов, изделий и конструкций в отдельный технический комитет разрушает логику строительного нормирования. Президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) Александр Кузьмин поясняет: «Здания и сооружения проектируются с учетом характеристик строительных материалов. При этом необходимо учитывать тот факт, что характеристики конкретного строительного материала – прочность, модуль упругости, теплопроводность, морозостойкость, предлагаемые производителями, могут быть ниже необходимого уровня, что неизбежно приведет к снижению безопасности либо повышению стоимости строительства». По мнению Кузьмина, качество стандарта на строительный материал влияет на безопасность конечной продукции строительства ничуть не меньше, чем качество свода правил на проектирование.
В-третьих, создание технического комитета «Строительные материалы (изделия) и конструкции» противоречит государственной стратегии, согласно которой строительная отрасль возвращает свое участие в Международной организации по стандартизации (ИСО). Как поясняет ведущий эксперт в области теплоизоляционных материалов, директор Научно-исследовательского института строительной физики (НИИСФ РААСН) Игорь Шубин, при детальном рассмотрении аналогичных международных технических комитетов, новый ТК не будет иметь собственной области деятельности, за исключением ИСО/ТК 152 «Гипс, штукатурные растворы и продукты на основе гипса», так как в остальных отраслях уже созданы профильные комитеты. «При этом сложно представить, что НАППАН, который создан недавно – в 2012 году, обладает специалистами в данной области с учетом характера собственной области деятельности, – добавляет эксперт. – В соответствии со структурой ИСО/ТК 163 «Качество теплоизоляции и использование энергии в зданиях», вопросы собственно теплоизоляционных материалов представляют область деятельности только одного из подкомитетов. Весовая доля теплоизоляционных материалов, представляемых инициативной организацией, на международных рынках составляет до 10% от общего объема теплоизоляции. Невозможно представить, что подобная организация может адекватно и объективно, с учетом национальных, а не бизнес-интересов отдельных групп производителей, вести деятельность в области технического регулирования вопросов потребления энергии и испытания различных материалов, в том числе альтернативных, например, минеральной ваты», – считает Игорь Шубин.
В-четвертых, новый ТК создаст прецедент дублирования и на международном уровне, где Россию уже представляет ТК 465 «Строительство». С 2016 года Российская Федерация – полноправный участник 15 международных технических комитетов ИСО в области строительства. В Глобальную директорию этой организации включены российские эксперты – представители ТК 465, которые имеют право голосовать по всем вопросам, официально представленным на голосование в рамках международного технического комитета или подкомитета. На основе плана работ соответствующих комитетов ИСО экспертами ТК 465 сформирован план работ на 2017-2019 годы, включающий рассмотрение предложений по разработке стандартов, формирование позиции Российской Федерации по проектам стандартов на завершающих стадиях их рассмотрения с учетом наших национальных интересов, информационный и методический обмен по разработке стандартов ИСО и так далее. Уже ведется работа над 25 новыми стандартами и изменениями в действующие ИСО/ТК 71 «Бетон, железобетон и преднапряженный железобетон». На сентябрь запланировано участие российских экспертов в заседаниях ИСО/ТК 163 «Качество теплоизоляции и использование энергии в зданиях» и ИСО/ТК 71.
Исполнительный директор ассоциации «АНФАС», объединяющей производителей и поставщиков фасадных систем в Российской Федерации, Михаил Александрия добавляет, что процесс гармонизации наших стандартов в строительстве с международными очень важен, однако и сейчас никто и ничто не мешает предприятиям страны производить продукцию для экспорта по стандартам тех стран, куда ее планируется поставлять. «Другие заявления можно понять только в том случае, если под гармонизацией международных и отечественных стандартов подразумевается применение, например, европейских стандартов без учета отечественных нормативно-технических документов», – комментирует он.
В данном случае негативная реакция Минстроя на инициативу НАППАН понятна, тем более, что в сфере формирования межотраслевой системы нормативных-технических документов в области строительства ведомство имеет базовую организацию ТК 465. «Эксперты, занимающиеся оценкой свода правил, и эксперты, оценивающие стандарт, несут равную ответственность, – поясняет президент РААСН Александр Кузьмин, – а это может быть реализовано только в рамках единого технического комитета по строительству. Выделение строительных материалов в отдельный ТК разрушит единую взаимосвязанную нормативно-техническую структуру строительной отрасли. Технические свойства материалов, воплощенные в конкретные конструктивные формы, обеспечивают безопасность объектов капитального строительства».
Замглавы ведомства Хамит Мавлияров отметил, что «строительство носит межотраслевой характер, чем обусловлена необходимость обсуждения проектов нормативных технических документов, касающихся вопросов строительства, на базе одной платформы ТК 465 «Строительство». Единая структура ТК, обеспечивающая взаимную согласованность требований к строительной продукции и строительным материалам, позволяет принимать экспертные решения, обеспечивающие соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений».
Отметим со своей стороны, что база стандартов, закрепленная за ТК 465, впечатляет – это порядка 900 документов, которые регулярно актуализируются, обновляются с участием фундаментальных научно-исследовательских институтов в области строительства, общественных строительных организаций и ассоциаций.
Юлия Павлова