«Экономику России создают предприниматели. Люди с ксивой не создают ничего». Интервью с предпринимателем и общественным деятелем Дмитрием Потапенко на Форуме STiS-2017


«Экономику России создают предприниматели. Люди с ксивой не создают ничего». Интервью с предпринимателем и общественным деятелем Дмитрием Потапенко на Форуме STiS-2017

6-10 апреля в Италии состоялось крупнейшее отраслевое мероприятие – 13-й международный форум производителей светопрозрачных конструкций  Форум STiS-2017. Форум собрал 227 участников – владельцев и топ-менеджеров оконных компаний и производителей комплектующих для окон и фасадного остекления из России, Украины и Белоруссии.

Вместе с приглашенными экспертами, они обсудили реалии и последствия затяжного экономического кризиса, а также перспективы начавшейся консолидации оконной отрасли. Одним из ключевых спикеров форума стал Дмитрий Потапенко – предприниматель, общественный деятель, ведущий авторских программ.

Дмитрий Валерьевич, как Вы относитесь к таким отраслевым мероприятиям, как Форум STiS? Поддерживаете ли Вы идею организаторов собрать на одной площадке и подтолкнуть к активному диалогу участников оконного рынка?   

– Сверка часов – это нормальная функция любого бизнес-сообщества. Более того, на мой взгляд, [такие] мероприятия должны проводиться в более широком масштабе. Потому что 250 игроков, которые сегодня были [на Форуме], – этого недостаточно. И говорить про отрасль, акцентируя внимание только на производстве окон, не упоминая сырье, материалы и всё остальное, не упоминая клиента – самое главное, на чём я заострил внимание во время своего выступления, – это категорически неверно.

Поэтому сверка часов должна проходить как минимум два раза в год, на регулярной основе, и её ключевой задачей должно быть создание того массива данных, о котором я говорил в своём выступлении (текущее состояние оконного рынка, направление его развития, генотип покупателя – ред.). Сейчас этот массив данных нужно создавать, и создавать его должны все участники рынка. Потому что, при всём уважении к организатору, к Диме (Дмитрий Сулин – основатель компании STiS, член совета директоров холдинга SP Glass – ред.), я понимаю, что это не в его силах. Сколько бы он не вкладывал сил, времени и всего остального. Потому что это функция всех игроков отрасли – понять сначала массив, а потом понять своё место в этом массиве.

Вы предполагали, что Ваше выступление спровоцирует оконщиков на бурную дискуссию?

– Понимаете, предпринимательский опыт у меня очень большой, и я достаточно давно осознал, что, когда мы начинаем спекулировать на собственном эго и говорить: ну, вот мы такие, – мы не можем так говорить, об этом может говорить только один человек – это клиент. Но каждый из нас периодически впадает в эту некую эйфорию. В каналах сбыта, например, сейчас очень модно [говорить]: всё должно быть в интернете. Кто тебе это сказал? Если клиент это тебе не говорит, вот прям и открыто, то почему ты должен быть там-то? Или ты должен быть в каком-то каталоге? Или ты должен быть на борту самолета в каком-то каталоге?...

Так вот почему я делаю такую подводку к ответу на ваш вопрос: я всегда стараюсь отойти в сторону. И когда [в ходе выступления] зашёл разговор про отрасль, я даже не стал демонстрировать никакую презентацию. Я адаптировал то, что знал из отрасли изнутри (Дмитрий Потапенко в прошлом владел оконным бизнесом – ред.), посмотрел на этот «шарик» и сделал достаточно примитивную вещь: нажал три-четыре «дырочки», которые были просто провальные в этой экосистеме, – и закрутилась дискуссия. Дальше моя задача была достаточно простая: как только дискуссия уходила в «любование короной», нажать следующую «дырочку», поскольку она провальная, – и дискуссия уходила дальше.

Поскольку они (участники Форума – ред.) являются конкурентами, у них есть внутренне напряжение, есть внутреннее недоверие, и оно должно существовать, потому что, как там в той шутке с долей шутки: после этой конференции должен выжить один. Потому что он должен снести всех остальных. Захватить их базы, захватить клиентов, и должен выжить один. Но вот это внутреннее напряжение… На самом деле, места сейчас хватает всем, как не покажется странным. Им (участникам Форума – ред.) просто надо сформировать [понимание], где в этой экосистеме каждый из них находится.

Вы следите за судьбой бизнес-аудитории, перед которой выступаете?

– Последние 15 лет я [нахожусь] в некоем публичном пространстве, и это моё искреннее убеждение, которое никак не связано с деньгами и всем остальным: я считаю, что только предприниматель, даже если это обычный владелец шаурмичной, создает экономику. И я прикладываю абсолютно все свои публичные усилия только на то, чтобы существовала экономика России. Потому что любой человек с ксивой не создает ничего. Любая ксива – это система перераспределения. Перераспределение того, что создал крупный завод и владелец шаурмичной, – а эти люди для меня равны.

У меня не очень большие возможности, но, тем не менее, у меня есть, к примеру, программа на «Эхо Москвы». До этого она была на «Комсомольской правде». И чтобы там не было перекосов, на какую колонну льем воду, потому что тут [на радио «Комсомольская правда»] якобы очень провластное, а тут [на радио «Эхо Москвы»] якобы оппозиционное, [поясню]: это полная ерунда, потому что программа одна и та же.

Так вот, на одну из последних программ я приглашал человека, которого никто б никогда не узнал. Это человек, который раздавал хлеб (речь идёт о предпринимателе Мамуде Шавершяне из города Струнино во Владимирской области – ред.). Он не производит его, он является дилером хлебных комбинатов. Но 70 семей в небольшом городе во Владимирской области он бесплатно снабжал хлебом. И за это наши сограждане писали и пишут на него до сих заявления в Роспотребнадзор, Прокуратуру. А в другую сторону пишут благодарности губернатору области и Президенту Российской Федерации (причина жалоб на Мамуда Шавершяна и благодарностей в адрес Владимира Путина в том, что жителей Струнино уверены: раздача бесплатного хлеба не личная инициатива предпринимателя, а распоряжение Президента РФ, и им положено больше бесплатного хлеба, чем они получают – ред.). Это тот самый момент, когда мы видим, что за полную благотворительность человека – так уж сложилось, что он армянин, старый армянин, и это [раздача хлеба малоимущим семьям] его волеизлияние – кем только не называли. И он это делает восемь лет. То есть это человек, которого в публичном пространстве мы бы с вами не увидели. 

С другой стороны, на этих же программах у меня бывает Давид Ян, создатель Abbyy. Понимаете, для меня эти люди равны. Один – создатель крупнейшего переводчика, распознавателя речи, распознавателя изображения, другой – человек, который не присутствует в социальных сетях, со своим средненьким бизнесом, с небольшим парком автомобилей, которые развозят хлеб. Но это именно те люди, которые создают экономику России. И, в том числе, сегодняшние участники [Форума], вне зависимости от того, какая была дискуссия, какие были у них столкновения, каждый из них – это создатель экономики России, Украины, стран бывшего СНГ.

Поэтому для меня это важно. Для меня это экосистема. Вот мы сейчас присутствуем в Италии (Форум STiS-2017 проходил в итальянском городе-курорте Рива-дель-Гарда – ред.), и я знаю, что всё это [вокруг нас] создано руками предпринимателей. А не перераспределителей с любой ксивой.

Не мы на их [чиновников] земле находимся, а они на нашей земле. Потому что эта вот основная мерзкая логика, которую я слышал, извините, от бандитов 90-х, что «дружок, ты на моей земле, поэтому ты мне платишь», хотя это не твоя земля, и точно такая же логика [сейчас] у всех министерств, ведомств и чиновников, что «вы на нашей земле, и вы нашей земле зарабатываете». Нет! Это вы на нашей земле! И вот этот владелец шаурмичной, этот владелец маленькой распределительной компании с хлебом, вот они создают Россию, а не губернатор, не Президент, какая бы замечательная фамилия менялась, не менялась… Я уже видел похороны пяти вождей, увижу еще двух. Не они экономику создают, они её распределяют.

Общался: Константин Кухтов
Фото- и видео-материалы: Архив Форума STiS


Организатор Международного Форума STiS-2017 – Группа компаний STiS.

Генеральный спонсор – холдинг SP Glass. Спонсоры – Pilkington, Schuco, RGC, САЗИ, IVAPER, ТБМ, Brusbox, Meesenburg, Aditim, Profildecor.

Генеральный стратегический партнер – РОСНАНО. Стратегические партнеры –  Pioneer, Концерн КРОСТ, Лидер Инвест, ГК Регионы, ПИК, ГАЛС, TEKTA Group, WinAwards Russia.

Генеральный информационный партнер – «Бизнес Журнал». Информационные партнеры – Журнал «Стратегия», телеканал ПРО-Бизнес, Журнал «Главная тема», Финансовая газета, Промышленная газета, Оконный портал tybet.ru, бизнес-портал BIG RUSSIA, портал Строительство.ru, портал MICE, портал All Events, портал Expomap.