Александр Голиков: «Спустя год после начала кризиса у нас совершенно другая компания»


Каким стал для вашей компании 2009 год?

Приближающийся кризис мы почувствовали уже в августе 2008-го. В сентябре началась разработка программы превентивных антикризисных мер. Весь 4-й квартал велась напряженная работа – мы проводили «мозговые штурмы», оперативные совещания, организовывали рабочие группы.

Эффект такой работы мы смогли ощутить уже в 1-м квартале 2009 года. Нам удалось на падающем рынке оставить такой же процент оперативных издержек по отношению к продажам, как и до кризиса, несмотря на высокую долю условно-постоянных расходов.

Я думаю, ни один руководитель не скажет вам, что 2009 год был для его компании легким. Однако пик «морального» кризиса у нас все-таки пришелся на ноябрь-декабрь 2008 года, когда принимались очень трудные решения по изменению организационной структуры компании, и когда было непонятно вообще, чего ожидать в ближайшее время.

После принятия программы антикризисных мероприятий нужно было просто засучить рукава и работать. Что, в принципе, мы и сделали.

Сейчас уже можно подвести определенные итоги и сказать, что год прошел относительно неплохо. Предварительные оценки 2009 года – минус 25–27% от 2008-го. При этом мы остаемся прибыльным проектом с хорошими перспективами и, самое главное, с профессиональной командой.

Кризис помог значительно оздоровить компанию, как финансово, так и организационно. К слову сказать, кредитный портфель компании нам удалось сократить более чем в 5 раз. В результате спустя год после начала кризиса у нас совершенно другая компания: с более трезвым подходом как к расходам, так и к финансированию. Это позволит нам спокойно пережить обострение кризисных явлений, если это случится (нельзя исключать и такой вариант развития событий).

Что, по Вашему мнению, ждет рынок в 2010 году?

Если считать в деньгах, то по данным экспертов оконный рынок упал на 30–35% по сравнению с 2008 годом. Практически везде встала стройка.

Если говорить конкретно о профильном рынке, то если в 2008 году объем рынка составлял больше 1,2 млрд евро, то сегодня эта цифра выглядит скромнее на те же 30%.

То, что падение произошло не вполовину, как предполагалось в самых мрачных прогнозах и как показывали результаты первого квартала, а меньше – заслуга частного покупателя. За счет него ситуация стабилизировалась к началу второго полугодия.

Эта тенденция позволяет нам надеяться на то, что 2010 год все-таки «подрастет» по сравнению с 2009 процентов на 5–10. К сожалению, данный рост ситуацию не оздоровит. Причина – перепроизводство, когда предложение превышает спрос.

Какие регионы Вы считаете наиболее перспективными?

Самым благополучным, но в то же время самым конкурентным регионом всегда была Москва. Тут уже практически устоявшийся рынок, на котором сложно ожидать кардинальных изменений. Но и пострадал от кризиса этот регион менее всего.

Однако мы все знаем, что рост с «нуля» всегда бывает более динамичным и экономически интересным. Значит, надо делать ставку на те регионы, куда еще не ступала нога оконщика (представьте, есть еще и такие в нашей стране, где оконный рынок только-только начинает формироваться, та же Тыва, например).

Традиционные регионы нашего присутствия без должного внимания тоже не останутся – мы по-прежнему будем работать по всей России, с одинаковым качеством продукции и сервиса.

Ваш прогноз относительно цен?

Наш рынок отличается сезонностью, и это правило не опроверг даже кризис. Поэтому сезонное снижение цен в 1-м квартале вполне возможно. Тем более что на нашем рынке мы наблюдаем ситуацию разбалансированного спроса и предложения. На лицо явное перепроизводство: по нашим оценкам, рынок готового профиля можно оценить в 340–370 тыс. тонн, а производственные мощности (производство в РФ и импорт, рассчитанный на РФ) оцениваются в более чем 500 тыс. тонн.

Сегодня многие экструзионные компании имеют свободные производственные объемы, оборудование загружено в лучшем случае на 70–80%. Однако в 2009 году серьезных банкротств среди профилистов еще не было, несмотря на беспрецедентную ситуацию с ценами на ПВХ-сырье (рост с января составил 70%).

А вот в 1-м квартале 2010 года профилисты почувствуют себя, если говорить метафорически, как «40 кошек, запертых в городской квартире, с ограниченным количеством корма».

Думаю, рыночного оздоровления можно ожидать не раньше второй половины 2010 года, когда, наконец, здравый смысл возобладает, и цены начнут подниматься.

Сегодня же до сих пор еще есть предложения профиля, где стоимость продукции равна стоимости сырья! За счет чего живут пока эти компании, остается загадкой. Видимо, прибыль уже давно не считается целью их бизнеса.

Не отстают и оконщики, которые просто-таки соревнуются друг с другом в снижении цен. Кстати, у оконных компаний ситуация уже более критическая, чем у профильных. Как говорится: «посчитали – прослезились». В этом отношении кризису надо сказать «спасибо» хотя бы за то, что в нашей отрасли руководители наконец-то начали учиться считать экономику своих компаний. Если происходит повышение цен на сырье, то, мягко говоря, нелогичным выглядит снижение цен на конечную продукцию.

В гонке за «кто больше скинет» не бывает победителей. Пора уже каждому, кто имеет хоть какое-то отношение к оконному бизнесу, будь то поставщик комплектующих или сырья, производитель профиля или окон или же дилер, почувствовать свою ответственность за будущее всей отрасли.

Каковы перспективы различных продуктовых сегментов?

Безусловно, будет активно развиваться сегмент премиальных продуктов: смею утверждать, что те, у кого были деньги, и кто привык к определенному набору качественных характеристик продукта, эту привычку менять не будут, а деньги у них по-прежнему есть. Только теперь к таким клиентам нужен будет еще более гибкий подход и нужно предлагать еще более интересные характеристики продукта. Все, что выходит за рамки стандарта, всегда найдет своего покупателя, а на такой продукции заработать можно всегда больше.

Тут можно говорить и о новых «толстых» профильных системах, и об энергоэффективных стеклопакетах, и о самоочищающихся стеклах, и о чем-то совершенно новом, что еще пока никто не придумал, но что попадает в разряд «престижной покупки».

При всем при этом рынок, конечно же, никуда не уйдет от экономичных решений. Массовый продукт был, есть и будет, несмотря на кризис. И он всегда несет основную нагрузку по обороту. Главное, чтобы при этом сохранялись свойства продукта, и он не становился одноразовым.

Что Вы можете сказать о законодательных инициативах в отношении оконного рынка?

Скорее всего, в обозримом будущем мы придем к государственному регулированию строительных норм в нашей отрасли. По крайней мере проектирование энергоэффективных зданий (включая нормирование сопротивления теплопередаче для заполнения световых проемов – 1,0 м²•°С/Вт) – это уже закон в братской Беларуси. Однако при сегодняшнем положении отрасли это возможно, только если государство будет субсидировать такой переход. Процесс, конечно, уже запущен, но реальное его воплощение мы сможем увидеть только после полного выхода отрасли из кризиса.

Как ваша компания готовится к той схеме развития рынка, которую Вы описали выше?

Уже сейчас мы заказываем новый инструмент на 2010 год. Качество продукции должно оставаться стабильным, несмотря на кризис, и даже вопреки ему.

К сожалению, сегодня на рынке распространено мнение, что, мол, в кризис рынок проглотит любую продукцию, даже с ухудшенными свойствами. Мы принципиально не согласны с такой позицией. Заказано порядка 20 комплектов нового инструмента. Это серьезные финансовые средства, но рассматривать их можно и нужно не как затраты, а как инвестирование в качество, а соответственно, и в репутацию нашей марки.

Несмотря на кризис, мы делаем годовое планирование. Ведем переговоры с финансовыми организациями на случай нехватки оборотных средств в 1–2 кварталах 2010 года. Как я уже упомянул выше, нам удалось существенно оздоровить свой финансовый портфель, банки охотно идут на переговоры с нами в этом вопросе.

Кроме того, мы проводим работу по подготовке инвестиционного портфеля на 2011–2012 годы, который будет включать производство новых систем профилей с повышенным коэффициентом сопротивления теплопередаче.

В планах – реализация мероприятий, повышающих наше устойчивое положение на рынке, в том числе и разработка диверсификационных проектов.

Bauelemente Bau International, № 4/2009